О тайне золотой подлодки

Второго января 2021 года Profile.ru опубликовала статью известного мариниста Владимира Шигина «Тайна «золотой» подлодки: как в СССР ввозили сокровища республиканской Испании» которая не выдерживает никакой критики.
Начнем по порядку. Утверждения о вывозе испанского золота в Кронштадт на подводной лодке под командованием Н. Египко не находят подтверждения в мемуарах этого подводника. Странным выглядит и то, что это золото будто бы принадлежало «испанской компартии» , а «операция была подготовлена и проведена ЦК компартии Испании совместно с НКВД и ГРУ».
На самом деле 510 т золота, вывезенных из Испанской республики в СССР, а также 193 т, вывезенных во Францию, было золотым резервом Центрального банка Испании (Banco de Espa;a), а коммунисты в то время каким-либо серьезным влиянием в республиканском правительстве не обладали.
510 тонн  испанского золота были доставлены в Одессу в начале ноября 1936 года на советских судах «КИМ», «Курск», «Нева» и «Волголес».
«В связи с опасностью захвата Сантандера войсками националистов в ночь с 24 на 25 августа корабли Fuerzas Navales del Cant;brico начали перебазирование оттуда в Хихон. При этом на борту С-4 были эвакуировано политическое и военное руководство Севера, а на С-6 кроме республиканских военачальников также 10 советских военных советников, важные государственные документы и ценности (местного банка) на сумму 15 миллионов песет.» (из моей книги «Корабли и история. Книга первая», Литрес, 2018). Не отсюда ли пошли слухи о вывозе золота на ПЛ в СССР?
В. Шигин пишет: «Таким образом, можно говорить как минимум о двух подводных лодках, доставивших в СССР золото испанской компартии. Одна, скорее всего, пришла в Кронштадт в июле 1938 года, вторая – в конце апреля 1939-го. На первой субмарине командиром был Николай Египко, за что и получил Звезду Героя Советского Союза. Логично предположить, что и вторую лодку уже знакомым маршрутом тоже привел он, выполняя секретное задание НКВД и ГРУ.»
Однако, Н. Египко командовал подлодкой С-6 с мая по октябрь 1937 года, а С-2 с октября 1937 по сентябрь 1938 года. Обе лодки находились в плачевном  техническом состоянии, только изредка выходили в море и явно не смогли бы совершить столь дальний поход..
Вот что я писал в выше упомянутой книге о судьбе этих лодок.
«С-6 совершила несколько выходов в море, в ходе одного из которых в ночь с 15 на 16 сентября (1937 года) неудачно атаковала двумя торпедами минный заградитель “J;piter”.18 октября при стоянке в порту El Mussel (Gij;n) была тяжело повреждена при авианалете и в ночь с 20 на 21 октября затоплена экипажем в двух милях от мыса Cabo Torres на глубине 100 м по приказу командующего Fuerzas Navales en el Cant;brico капитана 1 ранга Валентина Фуэнтеса.
Официально выведена из состава флота 31 июля 1941 года. В 1948 году поднята, но вновь затонула во время буксировки.»
«Летом-осенью 1938 года С-2 совершила несколько выходов в море, патрулируя в Гибралтарском проливе и у средиземноморского побережья Испании. В октябре лодка совершила несколько рейсов с почтой из Барселоны в Маон. В одном из таких рейсов на борту находился начальник Главного штаба флота.
По мере того как вся эта неразбериха усугублялась, превращаясь в настоящую чехарду, франкисты овладели в Картахене радиостанцией (не исключено, что это была радиостанция подводной лодки С-2 - примечание автора) и начали передавать в эфир свои призывы и военные марши вперемежку с фашистскими песнями.
С-2, находившаяся в момент мятежа в Арсенале Картахены, была захвачена мятежниками (или экипаж перешел на их сторону?). 6 марта (1939 года) Арсенал заняли верные республике войска и лодка, приняв на борт 63 человека, направилась в Пальма де Майорка, где 7 марта сдалась франкистам.»
Из всего этого ясно видно, что ни одна из этих лодок не могла доставить золото в Кронштадт или другой советский порт.

Возвращаюсь к статье Шигина. В мемуарах Египко "Мои меридианы" о золоте нет ни слова. Все испанское золото было доставлено в СССР еще в ноябре 1936 года. Ни одна из испанских лодок за пределы своих прибрежных вод и нескольких походов к побережью Алжира во время Гражданской войны не выходила, не считая ремонта С-2 и С-4 во Франции. Большинство республиканских лодок лодок было потоплено или стало "на прикол" из-за немореходного состояния еще в первые месяцы войны. Фактически, кроме уже упомянутых мною С-2 и С-6, какую-то активность проявляли только С-1 (выведена противником из строя в ноябре 1938 года во время стоянки в Барселоне до конца войны) и С-4 (интернирована в Бизерте 7 марта 1939 года). Служба каждой из испанских ПЛ досконально описана по дням, так что каких-либо тайн найти там невозможно. Думаю, что при режиме Франко была бы большая шумиха по поводу "золотых" походов лодок, но ничего подобного не было. Судьбы каждой из испанских подводных лодок за всю историю существования подводного флота Испании описаны мною в книге "Корабли и история. Книга первая".
Компартия Испании какими-то правами собственности на золото обладать не могла, а посему и передать его не могла. Тем более, что в ответ на требования нового испанского правительство вернуть свое золото, власти СССР заявили, что все переданное золото было израсходовано в счет различных поставок и услуг для Испанской республики еще до окончания Гражданской войны и последние поставки осуществлялись в кредит. Рассказы Чабаненко и его беседы с Египко относятся к области морских баек, рассказанных за рюмкой «чая».


Рецензии