В поисках утерянного числительного 5

В поисках утерянного числительного "пять"



Для аварского архаичного сознания в качестве сакральных чисел выступали "четыре", "три", "семь". Число "пять" закрывало, делало более прочным ту конструкцию, которое давало числительное "четыре". Цифра "пять" -это как большой палец на руке, позволяющий удерживать четыре других пальца в кулаке.


Груз. TAVI "голова", монг. ТАV "шляпка гвоздя, головка, чуб" (при тур. TAVAN "потолок").

Аварским смысловым соответствием вышеприведённым лексемам явл. МАГI (ma'), а иранским - САР/САЬР (saer). Родства нет, но смысл тот же. Если вникнуть, осознать все эти схемы, стихийно рождавшиеся в сознании представителей ушедших поколений, то вырисовывается следующая картина: ав. МАГI (ma') должно было отражаться в каких-то языках также как "низ, фундамент, базис" и т.п. И такие языки есть, - они финно-угорские и в них действительно, MA "земля". В аварском оно сохранилось как MAГI-АР (ma'ar) с исходным значением "плато, нагорье". При этом, напр. чеченский язык сохранил при словоизменении связь с чем-то "острым", ср. чеч. МАIА "рог животного", МАIАР "ноготь, коготь, крючок (для застёжки), вилка, удочка" при ав. МАГI "гвоздь, колышек".  У гуннов и монголов "рог" - это фланг войска, то, что в русском называется "крылом". Термин имел важное значени*.



Халха-монг. ТАВ 1. "спокойствие, уют"; ТАВ 2 "шляпка гвоздя, головка"; ТАВ 3 "чуб, хохол"; ТАВ(АН) "пять", ТАВАГ "блюдо, тарелка, чашка; стопа, ступня, лапа", ТАВЛАХ "устраиваться поудобнее", ТАВЦАН "платформа, арена, пьедестал, палуба", ТАВЬ "пятьдесят".

Ав. диал. ТАБАХ "тарелка (неглубокая)", ТАВУХАН "камин (в диал. "гостевая комната")", диал. ТАВ.

Здесь явно одна и та же основа, не представлено лишь соответствие монг. "пять". Значение "пять" может быть восстановлено лишь по лезгинским формам: будх. ФУД, крыз. ФЫД, лезг. ВАД если предположить что они находятся в положении метатезы.

Почему мы ищем соответствие монг. числительному "пять"? Потому что ав. ЩУ, ЩУ-ГО (дарг. ЩЕЛ) соответствует шумерскому ШУ "рука" (кисть) и поэтому мы предположили, что в нахско-дагестанских языках могут быть следы и другого числительного, типа монгольского с весьма интересным семантическим развитием "блюдо, тарелка, ступня, ЛАПА". Таким образом, и здесь имеется указание на "кисть руки".

С вышеприведённой монг. основой может совпадать ав. диал. ТIАГЪДИ "пряслице". Те пряслица которые обычно археологи находят, напр., в первых веках нашей эры в Крыму -круглой формы и формально схожи с "блюдечком, тарелкой" (ср. монг. ТАВАГ).Сюда же, возможно, ав. ТIАГЪУР "шапка", так как с ней связаны значения 1. верх, 2. округлость.  В таком случае, закономерно ав. ТIОГЬ "макушка, кончик",диал. ТIАКЪА "навершие",ТIАЛЪИ "плоскогорье, плато"   и пр. при монг. ТАВ 2 "шляпка гвоздя, головка".

Вот куда, предположительно, могло уйти ав. соответствие монг. числительному "пять": ТIУБА "подчистую, полностью", ТIУБАН "полностью, окончательно" (все пальцы руки, лапы ?) и далее лезгинские формы ФУД, ФЫД, ВАД, которые, возможно, находятся в положении метатезы. Определённую информацию по рассматриваемому нами вопросу даёт турецкое TABAN "основание, подошва" и т.п. и TAVAN "потолок". Ав. ТIУБАН следует понимать как "до основания", потому что в турецком TABAN представлено именно такое значение: "базис, основа, самая нижняя, глубинная часть", ср. с монг. ТАВЦАН.

Что же касается монг. ТАВЬ 2 , то оно безупречно укладывается рядом с грузинским TAVI "голова".

Из шумерского, пожалуй, можно выделить следующую лексику: TUG.HA "одежда", ТUG "брать, обладать". Для TUG.HA возможно предположить значение "покрытие, покрышка" типа латинского tectum, tegere (нем. Decke "покрышка, покрытие", Dach "крыша", сюда же ав. ТIОХ "крыша, матерчатый верх папахи" и прочие н.-д. формы). Для шумерского ТUG "брать, обладать" может подходить значение "лапа"  и т.п., которое мы видим в халха-монг. ТАВАГ.

Здесь следует учесть, что лат. manus  "рука" также означает "сила, мощь, насилие", что не противоречит шумерскому ТUG "брать, обладать".




* По-монг. "мозоль, рог, роговой, чёлка, косички" - ЭВЭР (ср. дарг. и ав. авари "лука седла").Мы не считаем однако, что монг. ЭВЭР стало основой для этнонима AVAR, так полагает Вальтер Поль. Мы придерживаемся версии, что в кавказско-аварском языке он из языка пехлеви. При этом не исключаем, что основа в той или иной форме отражена в монг. языках, напр., абрага/аврага/аварга "исполин, титан, чемпион".Как метко подметил в своё время Хауссиг: "авары-мифические существа со сверхестественными способностями". Если бы это было не так, то тогда становится непонятной удивлённая реакция кагана тюркютов на известие о том, что некие "авары" добрались из их мест до Европы.Он не знал вообще никаких аваров, поправил византийского посла, что они всё же "уархон", к тому же  выдав себя тем, что сравнил их с "насекомыми", а это - Rouran.


Рецензии