Dahaestan и этноним черкес
Dahaestan и этноним "черкес"
Если попытаться свести в одну группу, в один раздел нетривиальные монгольско-иранско-кавказские языковые совпадения и попытаться объяснить их наличие, то наиболее логичным вывдом является, что это культурно-языковое наследие группировки Dahae, Dahaestan. Мы знаем, что все реально сарматские племена явл. выходцами из этой территории. К группировке Dahaestan причисляли себя и апарны (известные также как "парфяне").
Если попытаться прочертить условные ниточки, связывающие вышеперечисленные этносы и окунуться в источники, то скрепляющий их узел окажется в регионе Южного Урала с прилегающими территориями.
Одной из языковых единиц культурно-языкового наследия Dahae, Dahaestan явл. этноним "черкес".
Нчнём с того, что это не адыгская лексика. В адыгских языках "щергес" и т.п. - заимствование. Сами себя адыги называют "адыгъэ".
В иранских источниках этноним "черкес" гораздо раньше упомянут в Южном Дагhестане, прежде чем он появился на северо-западном Кавказе.
Ав. диал. обращение типа "эй, ты" ЧЕРЕ (жен.), ЧОРО (муж.). Именно это обращение мы встречаем в горно-таджикских областях КНР. Таким образом, это - Синьцзян. Адыги здесь отметаются сразу, - это не из их языка.
Халха-монг. ЦЭРЭГ "солдат, войско, армия, военный, воинский", ЦЭРЭГЖИЛ "милитаризация", ЦЭРЭГИЙН АЛБАН ХААГЧ "военнослужащий".
Пехлеви ЧЕР victorious, triumphant, brave, ЧЕРИh bravery. Перс. kas/kaes "человек, некто, субъект". Всё вместе- ЧЕРКЕС даёт значение "вооружённый человек, ополчение, парамилитэри".
Здесь, дальше уже можно не искать. Эта основа представлена в пушту, османско-турецком языках. НОВОЧЕРКАССК (истор. столица Области Войска Донского) и ЧЕРКАССЫ (укр. "черкаси") ничего общего с адыгами не имеют. Эдесь явно - ПАРАМИЛИТЭРИ. Понравившийся местным импортный термин в зоне распространения казачества.
Согласно традиционной мусульманской географии ЧЕРКЕСИЯ - это никакая не Адыгея и Кабардино-Балкария, а Сев. Кавказ целиком. И все, всегда об этом знали. Царизму об этом тоже было прекрасно известно, как и Зап. Европе. Но царизм, а затем и большевики тщательно избегали обобщающих этнических названий для народов Сев. Кавказа. Та же самя тенденция продолжается и сегодня. Из одного лживого издания в другое кочует УМЫШЛЕННО-ОШИБОЧНОЕ определение этнонима "черкес" как "житель северо-западного Кавказа", т.е. "адыг". Дело в том, что царизму на северо-западном Кавказе противостояла куча полуязыческих адыгских племён: бжедухи, абадзехи, убыхи, медовеевцы, темиргоевцы и пр. Для упрощения их обозначения они в русском языке стали "черкесами". Здесь тоже однако чужое как для русских, так и адыгов слово.
Этноним "черкес" даёт убедительные соответствия как в монгольских, иранских, так и нахско-дагестанских языках. Этого достаточно, чтобы признать ЧЕР, ЧЕРИГ - культурно-языковым наследием объединения Dahae, Dahaestan.
По семантике, термин "черкес" вообще не несёт этнической нагрузки, это "ПАРАМИЛИТЭРИ, ОПОЛЧЕНЕЦ, ВОЯКА" вне зависимости от национальной принадлежности.
Язык пехлеви (Pahlavig) играл выдающуюся роль для ряда древних народов, так как он проявлял себя как источник имперской лексики, Это был этнос вцепившейся за свои вотчины мёртвой хваткой в Рим, сумевший расколошматить в хлам его легионы, да ещё эллински-образованого. Его лексика сохранилась частично и в нахско-дагестанских языках, османско-турецком, а также в монгольских. Первая (и удачная) попытка объединения закавказских народов была предпринята апарнами/обаренами из объединения Дахистан/ Даhаестан и приходится на Пан-Аршакидскую конфедерацию: Албания/Агъвания, Иберия/Вирк, Армения/hайастан.
Хороним "Дагhестан" (Тагъ) также продолжает эту традицию, так как имеет праллели в монгольских, нахско-дагестанских и иранских языках. Всё что укладывается в эту тройку языков с полным на то основанием может быть расценено как "наследие Dahaestan".
Свидетельство о публикации №223082900216