Британский подводник 1

Мои постоянные читатели знают, что я после окончания Хабаровского медицинского института три года прослужил на подводной лодке начальником медицинской службы. Это было в период 1971-1974 год. И хотя в то время уже появились атомные субмарины в большинстве флотов ведущих мировых держав, я служил на дизель-электрической подводной лодки постройки первых послевоенных лет.  Так что мне хорошо знакомы условия, в которых воевали в годы Второй мировой войны подводники. Поэтому у меня написано довольно много заметок о подплаве, в основном немецкого и американского флотов, которые добились наибольших успехов в потоплении кораблей и судов противника. Немного меньше я писал об японских и советских подводниках в годы Второй мировой войны.

Как известно из истории, наибольших успехов подводники добивались в противостоянии с торговыми судами, а вот в борьбе с надводными кораблями их успехи были скромнее. Поэтому большое количество потопленных судов немецкими субмаринами объясняется в первую очередь огромным количеством целей в Атлантике, ведь Британия в годы войны остро нуждалась в огромном количестве ресурсов, поставляемых из колоний и от союзников, в первую очередь из США.  Много транспортов было потоплено и американцами в войне на Тихом океане. Япония, захватившая в начальный период войны большие территории, богатые разнообразными ресурсами в Юго-Восточной Азии, доставляла их в Японию на судах торгового флота и танкерами, которые и подвергались атакам американских субмарин.

А вот на советского-германском флоте все основные действия проходили на суше, где ресурсы для ведения войны шли тоже по суше, и очень небольшое их количество доставлялось по морю. Так что у советских подводников целей для атаки было немного и на Северном флоте, и на Черном, а на Балтике советский ВМФ был заперт в Финском заливе минными полями и боновыми заграждениями, и начал действовать лишь со второй половины 1944 года.

Примерно в таком же положении находились итальянские и британские подводники. Целей для атак у них было очень мало, особенно в Северном море у британцев. А вот Средиземноморский театр военных действий был на каком-то этапе весьма активным. Особенно когда там успешно действовал Африканский корпус Роммеля, который нуждался в большом количестве ресурсов – вооружений, боеприпасов, ГСМ, продуктов питания и других нужных для войны  средств.  Противостоять немцам с их снабжением армии Роммеля мог только Британский военно-морской флот.

Но Средиземное море на такое большое, чтобы по большей части его акватории нельзя было действовать немецкой и итальянской авиации, которые создавали воздушный зонтик на конвоями немцев из Европы в Северную Африку.  Одна надежда была на подводные лодки. И во многом они оправдали возложенные на них задачи по нарушению коммуникаций немцев.

В годы Второй мировой войны основными охотничьими угодьями для британских подводных лодок было Средиземное море. Базируясь на Мальту английские субмарины решительно и умело атаковали транспортные суда стран Оси, везущие подкрепления и предметы снабжения немецко-итальянской группировке в Северной Африке. Лучшим в этом деле был командир подводной лодки "Апхолдер" Малкольм Дэвид Ванклин - самый результативный подводник Королевского флота в годы Второй мировой войны.

"Апхолдер" принадлежала к субмаринам U-типа. Изначально эти лодки задумывались в качестве учебного пособия для подготовки противолодочных сил - на них даже не планировалось установка торпедного вооружения. Но потом решение было пересмотрено, и на лодки поставили от 4 до 6 носовых торпедных аппарата, а сама серия расширена с 3 до 49 единиц.

"Апхолдер" вступил в строй 31 октября 1940 года. Командиром лодки был назначен лейтенант Малкольм Дэвид Ванклин (1911 - 1942 гг) - опытный офицер, имевший опыт командования подводной лодкой и уже имел потопленный тральщик На заставке Ванклин слева). В январе 1941 года "Апхолдер" прибыл на Мальту, где вошел в состав 10-й флотилии подводных лодок. За следующие 16 месяцев лодка совершит 28 боевых походов, потопив 14 и повредив ещё 3 вражеских корабля.

Перечень побед подводной лодки «Апхолдер» до 18 сентября 1941 года

• 28 января 1941 года при атаке конвоя был торпедирован и поврежден немецкий транспорт "Дуйсбург" (7389 брт)
• 25 апреля потоплен итальянский транспорт Антониетта Лаура (5428 брт.)
• 1 мая при атаке конвоя, состоявшего из 5 транспортов под охраной 4 эсминцев, 4-х торпедным залпом потоплен немецкий транспорт "Лаверкузен" (7382 брт.) и тяжело повреждено другое немецкое судно "Арктур" (2576 брт.). Корабли охранения провели вялую контратаку, что, однако, не помешало Ванклину провести повторную атаку и добить поврежденное судно.
• 23 мая торпедой был поврежден французский танкер "Капитан Домиани" (4818 брт.)
• на следующий день в районе Сиракуз был обнаружен войсковой транспорт (бывший пассажирский лайнер) "Конте Россо", шедший в сопровождении 5 эсминцев. В ходе атаки транспорт водоизмещением 17879 брт. был потоплен. Погибло 1300 военнослужащих. В следующие несколько часов на "Апхолдер" было сброшено 37 глубинных бомб, но безрезультатно. За этот поход Ванклин был удостоен Креста Виктории.
• 3 июля 1941 года "Апхолдер" обнаружил и атаковал группу из 3 грузовых судов, сопровождаемых эсминцем. Был потоплен итальянский транспорт "Луара С" (6181 брт.)
• 24 июля восточнее Сицилии был атакован и поврежден транспорт "Дандоло" (4964 брт.)
• 28 июля "Апхолдер" обнаружил пару итальянских крейсеров, идущую на скорости 28 узлов в сопровождении эсминцев. Был поврежден крейсер "Джузеппе Гарибальди" - корабль принял 700 тонн воды и ушел в Палермо на ремонт.
• 20 августа и мыса Сан-Вито был потоплен 2 торпедами небольшое грузовое судно "Энотрия" (852 брт.)
• Днем 22 августа сигнальщики "Апхолдера" заметили три транспорта под охраной трех эсминцев и самолета. Двумя торпедами был потоплен транспорт "Луссин" (3988 брт.)

16 сентября из Таранто в море вышел крупный войсковой конвой, состоявший из пассажирских лайнеров "Океания", "Нептуния" и "Вулкания" в сопровождении 5 эсминцев. Воздушная разведка не подвела, и англичане заранее вывели на предполагаемый маршрут 4 подводных лодки, в том числе и "Апхолдер". Ванклин встретился с противником в 03:50 18 сентября восточнее Триполи. Оставаясь на поверхности, "Апхолдер" начал маневрировать для выхода в атаку. В 04:06 был дан 4-х торпедный залп по двум лайнерам, находившимся на одной линии. Результат превзошел все ожидания! Две торпеды поразили "Нептунию" (19475 брт.), нанеся кораблю смертельные повреждения, ещё одна угодила в корму "Океании" (19507 брт.), вынудив лайнер остановиться. Оставшаяся неповрежденной "Вулкания" дала полный ход и в сопровождении одно эсминца помчалась в Триполи, в то время как оставшиеся 4 военных корабля занимались спасением людей с "Нептунии" и пытались взять на буксир "Океанию".

В это время на ушедшем под воду "Апхолдере" перезарядили торпедные аппараты, и Ванклин всплыл под перископ и начал маневрировать для повторной атаки. Из-за действий эсминцев добить "Океанию" удалось только в 08:51. Получив ещё 2 торпеды, лайнер затонул спустя 8 минут. И хотя из 5800 человек, находившихся на борту, погибло всего 384, гибель двух крупных кораблей нанесла серьезный удар по снабжению войск Оси в Северной Африке. Это был крупнейший успех британской подводного флота за всю его историю!

Перечень побед подводной лодки «Апхолдер» - продолжение
• 9 ноября 1941 года "Апхолдер"торпедировал итальянский эсминец "Либечио" (1615 тонн). Спустя несколько часов корабль затонул.
• 4 января 1942 года одной торпедой был поврежден транспорт "Сиро" (5223 брт). Судно сохранило ход, а попытка "Апхолдере" добить цель из пушки была отражена огнем его собственных орудий.
• На следующий день, 5 января, Ванклин одной торпедой топит итальянскую подводную лодку Аммиралио Сен-Бон (1461 тонна)
• 27 февраля в 25 милях к западу от Триполи было потоплено итальянское судно "Тембьен" (5584 брт.) К сожалению, большинство из 468 погибших составляли британские военнопленные.
• 12 марта "Апхолдер" залпом из 4 торпед топит итальянскую подводную лодку "Тричеко (810 тонн)
• 19 марта 1942 года огнем из палубного орудия потоплен тральщик В-14
6 апреля "Апхолдер" вышел в свой последний поход. Наиболее вероятной причиной гибели лодки и её экипажа является атака немецких самолетов у побережья Ливии в районе города Мисрата 14 апреля 1942 года.

Вот так окончил свой боевой путь  удачливый командир подводной лодки «Апхолдер» Малкольм Дэвид Ванклин, считающийся британским подводным ассом №1.  Как для большого количества подводников разных стран, братской могилой ему и тысячам других стали морские глубины.


Рецензии