Кому нужна милостыня?

             Каждый человек знает, что милосердие – неотъемлемая часть христианства. Правда, все понимают его по-разному. Милосердие – весьма объемное понятие и одни словом его не опишешь. Как и любое действие человека, оно лежит в области видимого т.е. осуществления конкретных действий и невидимого, т.е. в области духовного. По учению св. отцов именно сердце является мыслительным органом, поскольку: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк.7:21-22). Милосердие, которое мы наблюдаем со стороны может быть одним по форме, но совершенно разным по содержанию, которое определяется расположением сердца благодеющего. В зависимости от этого, либо: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч.19:17), либо, по слову Господа: «жертвы ваши неприятны Мне» (Иер.6:20), и тогда, как сказал прп. Исидор Пелусиот: «Такою жертвою Господь гнушается аки закланным псом». Другими словами, не всякое доброе дело является таковым перед Богом. Для того, чтобы разобраться в этом нужно понять, с какой целью человек оказывает благодеяние. Очень часто богатые пожертвования, благотворительность являются проявлением тщеславия дающего или его стремлением откупиться перед Богом за свои грехи. Ему легче дать денег настоятелю, чем прийти на исповедь. Как правило, такие жертвователи либо, жертвуют от своего избытка, когда им не жалко, а даже приятно; либо жертвуют не свое, а чужое, как например, руководители крупных предприятий. Такие жертвы нужны не Богу, а им самим, ради похвалы от людей и почитания окружающих. Как тут не вспомнить о бедной вдове из известной притчи Христа: она жертвовала от недостатка, а эти жертвуют от избытка. Первая жертва - воня благоухания пред лицем Господа, а вторая - смердящий пес, закланный ради тщеславия. Основа любой милости – жертва Богу, а не человеку. При этом нужно понимать, что Богу жертвуются не материальные блага (они Ему не нужны по определению), а Богу жертвуется сердце дающего, а точнее его произволение. Христос говорит: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф.6:26). Это значит, что о каждом человеке Бог проявляет Свое попечение, и, если Им даже: «волосы на голове все сочтены» (Лк.12:7), на голове у каждого, то о хлебе насущном Создатель, тем более, позаботиться для каждого человека. Поэтому о любом нищем или нуждающимся Господь заботится намного лучше, чем это может сделать любой из живущих. Другое дело, что Промыслом Божиим человек поставляется в условия нищеты и скудности, ради блага его собственной души, ради спасения человека, а не погибели его. Прп. Исаак Сирин говорил: «Ничто так не смиряет как нищета». Следовательно, Бог дал нам нищих и нуждающихся не ради помощи им, а ради спасения и дающего, и принимающего. Для первого – это повод проявить милосердие и любовь к ближнему, а для второго – проявить смирение и научиться просить, подавляя свою гордыню. Это, что касается объективной стороны милосердия, но есть еще и субъективная, которая выражается в отношении дающего к принимающему или просящему. Очень часто людей смущает либо внешний вид просителя, свидетельствующий о его антисоциальном образе жизни, как у БОМЖ-ей, например, либо неуверенность в правильном использовании подаяния или пожертвования. Как правило, это сопровождается таким мыслями, науськиваемыми дьяволом: «Зачем ему давать, все равно пропьет…» или «Работать не хотят, вот и попрошайничают…», или «Даешь настоятелю на храм, а он потом на иномарке ездит…», ну, и все в таком же духе. Такие мысли рождаются в голове у тех, кто думает, что: А). Жертвует свои собственные средства и Б) Думает, что жертвует человеку, забывая при этом, что жертвует Богу. Как же правильно проявлять милосердие и подавать милостыню, чтобы и Богу угодить, и соблазнам не поддаться? Правильная жертва должна строго соответствовать следующим критериям:
1. Жертвователь или благотворитель должны знать, что жертвуют не человеку или организации, а Богу. А следовательно, для Бога не важно, что именно и какая сумма жертвуется. Ему важно, ради чего милосердие проявляется;
2. Жертвовать нужно по силам, т.е., чтобы потом не скорбеть о потраченном. Не нужно жертвовать сверх своих возможностей, ибо это может причинить скорбь о потраченном и тогда такая жертва теряет всякую ценность в лице Господа, либо приведет, как к проявлению тщеславия, так и к имущественным проблемам жертвователя, что, в свою, очередь, - снова к сожалению о сделанном. И жертва так же становится не угодной Богу, а средства зря потраченными.
3. Никогда нельзя ждать для себя воздания или немедленной награды от Бога или людей за проявленное милосердие, в противном случае, эта жертва превращается в «закланного пса»;
4. Милостыню или пожертвование нужно, как и все богоугодное дело, совершать с рассудительностью, т.е. с пониманием того, кому и сколько подается. В силу такой рассудительности, одному милостыню можно и нужно подать, а другим просителям отказать, потому что и среди нищих немало мошенников. Про рассудительность в делах благодеяния хорошо сказал свт. Иоанн Златоуст: «Необходимо, чтобы те, которые в состоянии сами себя пропитать не истребляли трапезы беднейших». Для того, чтобы не ошибиться, подавать милостыню или оказывать помощь нужно не всем подряд, а только через сердечное рассуждение, руководствуясь не своим представлением о просителе, а движением сердца. Т.е. в основе милостыни должно лежать сострадание, а не расчет или логические выкладки «лжеименного» человеческого разума.
Руководствуясь такими критериями проявление милосердия или совершение добрых дел будет угодно Богу, пойдет на пользу духовную и дающему, и просящему.
                Особенно деликатно этот вопрос стоит, когда человек приходит в церковь. Страх Божий и обстановка самого храма, оказывают существенное влияние на жертвователя. И здесь нужно со всем вниманием руководствоваться разумом, особенно в наши дни, когда церкви стали коммерческими организациями, и то, что раньше называлось «пожертвованием», исходя из доброго расположения сердца человека, сейчас, имея тоже название, является условием его присутствия в церкви и определенной формой вымогательства под личиной благочестия. Конечно, все то, что сейчас в церковной лавке называется «пожертвованием» никакого отношения к нему не имеет, потому что ставит своей целью реализацию товаров и услуг по установленному настоятелем прейскуранту, в соответствии с классическими законами рынка. Повсеместно имеют место случаи, когда священники отказывают в совершении треб, если у человека не хватает или нет средств для «пожертвования» за такие требы. Это недопустимое и позорное явление нашей церкви, которое делает из Дома Божьего вертеп разбойников, за что торгующих в храме ждет свой бич Христов в час оный. Жертвуя на храм, нужно всегда помнить, что это жертва Богу, а не клиру или настоятелю, поэтому чувство разума в этом деле должно быть преобладающим: по мере, по силе и с благим расположением сердца. Часто в своих проповедях священники, поощряя вносить пожертвования на храм, ссылаются на правило десятины или на обязанность верующего жертвовать на храм, т.к. это угодно Богу. Нередко можно видеть, как при раздаче артоса или просфор в храме, тут как тут, слово из-под земли, появляется некто в стихаре с подносом для собирания "пожертвования", как -будто, если прихожанин захочет пожертвовать, то он не найдет места, куда деньги положить. Весьма часто не гнушаются наши настоятели посреди литургии пускать по храму сердобольных бабушек с ведрами и тазиками для сбора денег. И прутся они напролом сквозь молящихся звеня этими ведрами. Пожертвование на храм Богу действительно угодно, но не по принуждению или из страха, навеянного проповедью настоятеля, и не по вымогательству клириков, а по чистоте сердца жертвователя. Не говоря уже про то, что правило «Десятины» или обязательного пожертвования десятой части всех доходов на храм, относится к Ветхозаветной церкви и в Новом Завете не содержится.
               В заключении необходимо отметить, что проявления милосердия, жертвенности, благотворительности и пр. добрых дел, должны ставить своей целью любовь к Богу и стремление общения с Ним. Через это проявляется и любовь к ближнему, и делается шаг ко спасению.


Рецензии
Если нет движения сердца, то и не следует?
А если сердце чёрствое, душа скупая?

А с др. Стороны наши представления оочень действуют на движения сердца.

А каковы отношения сердечных расположений и разума?

Светлана Энь   27.09.2023 17:33     Заявить о нарушении
Милостыня - это не исполнение правила или обязанности, это проявление любви. И если любви и сострадания нет, то никакая милостыня не возможна в принципе. А подаяние без любви - богопротивно, ибо сказал Христос: Милости хочу, а не жертвы. Поэтому, если, как вы пишите: "нет движения сердца", то милостыню лучше не давать. Отношение сердца и разума такие же как воли и желания. Может быть желание, но не быть воли на его исполнение, а может быть воля, но не быть желания. Например, не хочу подать милостыню, потому что сердце "не лежит", а ум приказывает - подай, потому что так надо. Но это будет не милостыня, а принуждение к соблюдению Закона. Таким подаянием Бог гнушается "аки закланным псом".

Игорь Устичев   27.09.2023 18:02   Заявить о нарушении
Ну так опять же -"если нет дел любви, то делай дела любви" (без любви то есть), и Бог, видя усердие, воздаст.
И "Царство Божие силой нудится"

Светлана Энь   27.09.2023 19:50   Заявить о нарушении
У Оптинских старцев, в частности, прп. Антония Оптинского, цитату которого вы привели, было своеобразное богословие, которое свт. Игнатий Брянчанинов называл "телесные подвиги". Все учение Оптинских старцев было основано на исполнении Закона, т.е. на соблюдении норм монашеской жизни и аскетики, в чем они видели единственный путь спасения. О том, что это путь в никуда и ущербный уже хорошо известно, ибо Богу нужно чистое сердце, а не постящийся желудок. Делай дела любви без любви", о чем Антоний говорит - это и есть соблюдать закон или форму. Положено делать добрые дела - значит делай и не потому что через это спасешься, этого тебе никто не гарантирует, а потому что так положено и точка. Бог не за усердие воздает, а за расположение сердца к добру, т.е. по любви к ближнему. Можно усердия ради питаться только хлебом и водой, класть по 1000 поклонов ежедневно, спать на голой земле, непрестанно творить Иисусову молитву и прямиком в ад угодить. Патерик знает не мало таких примеров, ибо опять таки: "Милости хочу, а не жертвы", т.е. исполнение предписаний закона. "Царство Божие силой нудится" - это не о делах любви, а о работе над собой и о внутренней духовной бране. К нашей теме эти слова Спасителя никакого отношения не имеют.

Игорь Устичев   27.09.2023 19:59   Заявить о нарушении
Правильно читать: Амвросий Оптинский"

Игорь Устичев   27.09.2023 20:03   Заявить о нарушении
Правильно читать -" если нет любви, делай дела любви"

Светлана Энь   27.09.2023 20:17   Заявить о нарушении
А разве это не работа над собой, когда человек, не имея доброго расположения к другому человеку, всё же помогает ему в тяжелой ситауции (обратился он за помощью или нет - неважно)? Ведь и в притче про доброго самарянина не сказано, что он любил, просто поступил с ближним так, как с самим собой.

Человек знает про себя, что он эгоист, и старается помогать. Т.е. противопоставляет конкретному греху конкретную добродетель (это вроде не из учения оптинских старцев).

Светлана Энь   27.09.2023 20:25   Заявить о нарушении