Тайны трёх капитанов

Любители русской литературы наверняка читали приключенческий роман В.А. Каверина «Два капитана» и знают, что в основе его сюжета лежит поиск пропавшей полярной экспедиции по Северному морскому пути под командой капитана Ивана Татаринова. Автор воспользовался материалами сразу трёх российских экспедиций 1912—1914 гг., и сразу три реальных прототипа были воплощены в собирательном образе капитана Татаринова — капитаны Г.Л. Брусилов, В.А. Русанов, Г.Я. Седов. Русанова и Брусилова я называю капитанами не по чину, но как дань человеческому мужеству и целеустремленности (порой недостаточно взвешенным и разумным).
_____________________________
1 Экспедиции Брусилова и Русанова намеревались пройти Северный морской путь. Экспедиция Седова первой в России поставила себе целью достичь Северного полюса. В 1914—1915 гг., уже после гибели всех трёх экспедиций, впервые полностью прошла Северный морской путь экспедиция на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» под командованием капитана 2-го ранга Б.А. Вилькицкого. Потребовалось на это 2 года. Северный полюс был открыт в 1908 г. американцем Фредериком Альбертом Куком. (В начале XXI в. полярники разных стран мира на неопровержимых фактах доказали, что приписывание открытия Северного полюса американцу Роберту Пири ошибочно).

Все три экспедиции были снаряжены независимо друг от друга, частным образом (это необходимо помнить: государство к ним никакого отношения не имело). Две из них пропали, следы их стали обнаруживаться лишь через десятилетия, но гибель по сей день остается вековой тайной нашей страны.

Лейтенант флота, родной племянник героя Первой мировой войны генерала А.А. Брусилова Георгий Львович Брусилов (1884—1914) в 1912 г., будучи в отпуске, снарядил собственную экспедицию по освоению Северного морского пути. Чтобы собрать необходимые средства, он предложил своим богатым родственникам учредить акционерное зверобойное общество и совместить путешествие с прибыльным делом. В Великобритании была куплена трёхмачтовая паровая шхуна, ей дали имя «Св. Анна». Окончательный экипаж составили 24 человека, включая женщину-медсестру Е.А. Жданко.

Экспедиция вышла в океан 10 сентября 1912 г. Поскольку никто из членов экипажа не имел опыта хождения на судне во льдах, уже в двадцатых числах сентября 1912 г. близ полуострова Ямал шхуна была зажата льдами, и её понесло на север. К лету 1913 г. она была за пределами досягаемости Новой Земли и медленно продвигалась к Северной Земле.

10 апреля 1914 г. часть экипажа отказалась продолжить дрейф и ушла по льду на лыжах и санях в сторону архипелага Франца-Иосифа. Выжили только двое. Где и как погибли остальные 9 «бунтарей», покрыто мраком неизвестности. Выживших спасла экспедиция Седова.

Согласно научным изысканиям, «Св. Анна» освободилась из ледового плена летом 1915 г., но погибла по одной из следующих причин: 1) экипаж умер от цинги или иной болезни; 2) на шхуне вспыхнул пожар, и все сгорели; 3) «Св. Анну» погубил шторм; 4) судно попало в зону действия немецкой субмарины и было уничтожено врагом.

В отличие от других капитанов геолог Владимир Александрович Русанов (1875—1913) был опытным арктическим исследователем. В 1908 г. он стал участником французской экспедиции на Новую Землю. С 1909 по 1912 гг. сам возглавлял 4 научные экспедиции туда же.

В 1912 г. Русанов был назначен руководителем экспедиции на Шпицберген. В группу вошли 14 человек (в том числе французская невеста Русанова геолог и врач Жюльетта Жан-Сессин). Не известно, знали другие исследователи о том или нет, но их руководитель задумал тайно дополнить маршрут. Согласно заданию заказчика экспедиция должна была исследовать западный берег Шпицбергена. Накануне отплытия Владимир Александрович оставил доверенному лицу текст для телеграммы, в котором говорилось, что после выполнения задания экспедиция продолжит путь по маршруту: северо-западная оконечность Новой Земли—остров Уединения—Новосибирские острова—остров Врангеля. Продовольствием путешественники запаслись на год.

9 июля 1912 г. на зверобойном судне «Геркулес» экспедиция вышла из Александровска-на-Мурмане (ныне Полярный) и направилась к Шпицбергену. Уже в августе трое её участников убыли домой с окончательными результатами успешной работы экспедиции. Далее «Геркулес» пошёл по указанному Русановым маршруту. Телеграмма была своевременно отправлена. Ни о судне, ни о его экипаже больше никто не слышал.

В конце марта 1912 г. капитан военно-морского российского флота, опытный полярник, действительный член Русского географического и Русского астрономического обществ Георгий Яковлевич Седов (1877—1914) опубликовал в петербургском «Синем журнале»2 статью «Как я открою Северный полюс». Там, в частности, было сказано: «…я чувствую себя вполн; подготовленнымъ для такого большого д;ла, которое я начинаю — для открытия С;вернаго полюса. Я хочу осуществить мысль Ломоносова — водрузить русскій флагъ на С;верномъ полюс;! В;дъ, за посл;днее время открытіе полюса стало своего рода состязаніемъ между государствами. И только мы, русскіе, до сихъ поръ не принимали участія въ этомъ міровомъ состязаніи…
__________________________
2 «Синий журнал», 23 марта 1912, № 13.

Въ іюл; этого года я отправляюсь на небольшомъ парусномъ моторномъ судн;, грузоподъемность котораго около 200 тоннъ. Въ составъ моей экспедиціи войдутъ: художникъ Пинегинъ, докторъ-естествоиспытатель Кушаковъ, штурманъ, геологъ, механикъ и восемь челов;къ команды (изъ поморовъ и само;довъ)…

Съ нами будетъ находиться кинематографъ, который запечатл;етъ наибол;е интересные эпизоды экспедиціи…

И вс; они, какъ и я, идутъ въ это опасное путешествіе изъ-за горячаго желанія вид;ть трехцв;тный флагъ, разв;вающимся на полюс;...»

Полюс, конечно, уже был открыт американцами за 4 года до статьи Седова, но сути это не меняет. Общественность России буквально взорвалась восторгом. Средства на экспедицию собрали по подписке — 70 тыс. руб. На них зафрахтовали парусно-паровое промысловое судно «Св. мученик Фока». Загрузили провизии на 3 года. Осмотрев заготовленное снаряжение, опытные полярники отказались участвовать в этой авантюре. Тогда Седов за день до отплытия набрал в команду желающих, некоторые из которых явились для путешествия в пиджаках. Этим, думаю, сказано всё.

14 августа 1912 г. «Св. Фока» вышел из Архангельска. Пробиться через льды к Земле Франца Иосифа удалось только в сентябре 1913 г. Там Седов заболел и был не в состоянии продолжить намеченный путь. И всё же 2 февраля 1914 г. он и ещё двое матросов направились на санях к Северному полюсу. Мороз был за – 40 °С. 20 февраля 1914 г. в 2 часа 40 мин. не вынесший трудностей перехода Седов умер.

Матросы «повернули назад, к мысу Бророк. Здесь они и похоронили Седова — на высоком месте, под скалою. Вырыть могилу не было никакой возможности. Тело Седова, как рассказывали матросы, они положили между двумя валунами, накрыв русским национальным флагом. Сверху прикрыли каменными плитами, пустоты заполнили щебнем. Над могилой установили крест, наспех сделанный из лыж. Рядом оставили нарты, кирку и молоток» (Г. Черненко).

18 января 1914 г. Совет министров Российской империи поручил морскому министерству начать поиски двух первых экспедиций. Этим занялось Главное гидрографическое управление. Впервые в мировой истории для поисков была привлечена полярная авиация. Начавшаяся Первая мировая война не прервала работу спасателей. Поиски продлились два года, но оказались безрезультатными.

В 1934 г. на острове Геркулес рядом с берегом Харитона Лаптева был обнаружен врытый в землю столб с вырезанной на нём надписью «Геркулес 1913». Неподалеку были обнаружены вещи участников экспедиции Русанова. Предполагают, что, перезимовав в этом месте, русановцы двинулись дальше пешком по льду.

В 1947 г. на берегу острова Большевик в архипелаге Северная Земля обнаружили чью-то стоянку и тоже отнесли её к группе Русанова. В 2000 г. на Таймыре нашли следы стоянки и человеческие кости. И вновь возникла гипотеза, что там жили и погибли члены русановской экспедиции.

2 мая 1938 г. участники экспедиции О.Ю. Шмидта обследовали побережье острова Рудольфа, самого северного в архипелаге Франца Иосифа. На берегу мыса Аук3 «…по каменистым осыпям шёл строитель Иван Семёнович Лебедев. Он-то и наткнулся на одном косогоре на обломки лыж, ржавые консервные банки — предметы явно посторонние для этой арктической пустыни. Привлечённые… криками, мы собрались у места находки. Стали осторожно разбирать камни. Обнаружили истлевшие куски брезента, верёвок и меховой одежды. Рядом нашли небольшой топорик-молоток, точеный флагшток из двух частей. На нём уцелели крохотные лоскутки истлевшего русского трёхцветного флага. На втором куске флагштока была медная соединительная втулка с надписью: “Polar Expedit. Sedow 1914”» (В.С. Сторожко). Так советскими полярниками была найдена затерявшаяся могила Г.Я. Седова.
________________________
3 Мыс Бророк и мыс Аук расположены на острове Рудольфа.

В 2010 г. поисковики-энтузиасты обнаружили на острове Земля Георга (архипелаг Франца Иосифа) костные останки нескольких человек и вещи покинувшей «Св. Анну» части экипажа. В апреле 2016 г. во время поиска следов самой шхуны руководители энтузиастов погибли в вертолётной катастрофе. Однако можно не сомневаться, что тяжкая работа по раскрытию тайн Ледовитого океана будет продолжена.


Рецензии