Как интернет-площадки выдают вам информацию

Это текстовая версия подкаста 37, который вышел на канале "Осколки разума". Вы можете найти его на платформах YouTube, Rutube и ДЗЕН, а также в ВК. В видеоподкасте много дополнительной информации.

Современный человек не представляет своей жизни без посещения социальных сетей, видео-сервисов, новостных порталов. И на каждой площадке человеку предлагаются различные ленты (новостей, обновлений, подписок и всего прочего).

Как же работает выдача информации для пользователя этих платформ? Ведь от того, что видит пользователь первым делом, зависит и его восприятие мира и его отношение к жизни и к различным явлениям. Площадки получили возможность самым серьезным образом влиять на людей.

Чего ожидает пользователь. Что-то забивается в поисковую строку, что-то лайкается и система потом предлагает пользователю что-то аналогичное.

Это, действительно, кажется многим естественным. Но в выдаче или подсовывании аналогичной информации ничего естественного нет. Для того, чтобы делать это, система собирает о вас информацию, лезет в ваши данные и все анализирует. А это уже не очень то нормально.

Например, вы совершили покупку молока, и потом система начинает вам это молоко пихать до тех пор, пока вы не обопьетесь им до тошноты.

Тут еще одну мысль надо высказать, связанную с определенной негативной стороной работы этих алгоритмов.

Человек, вообще говоря, это существо, которое постоянно развивается. Любознательность и стремление к новому дает нам возможность выбирать, развиваться и изменяться. Изменение - это жизнь!

А такие вот алгоритмы загоняют нас в узкие поведенческие коридоры. Как из них выбраться?

Представьте себе: вы пришли в реальную библиотеку или в реальный магазин за конкретной книгой, но по дороге вы на полке увидели что-то еще, что привлекло ваше внимание, и вас это заинтересовало еще больше. Вы решили поменять свое мнение или вернуться к этой книге позже.

У вас появился выбор, связанный с тем, что вы лично увидели, что смогли обдумать, прочувствовать, потрогать, осязать.

В ситуации, когда вы подчинены алгоритмам, вы не имеете такой возможности. Вам будут пихать одного и того же автора или одну и ту же книгу постоянно. Вы не узнаете больше ни о чем еще.

Почему? Да потому что человек, который привык, что ему постоянно и везде все рекомендуют и подсовывают, теряет возможность развиваться и искать что-то самостоятельно.

Посмотрите на эту тему два фильма: Валли и Идиократия.

Эти фильмы были предупреждением человечеству, но человечество не было способно услышать эти предупреждения. Люди не очень хотят думать. В итоге возникает ощущение, что мы уже почти пришли к тому образу человечества, который рисовали эти фильмы.

Возвращаемся в начало. Вообще говоря, машина должна выдавать человеку именно то, что он просит без всяких аналогий и подпихиваний. Но программисты решили создать аналогии и выдачи по интересам. Это уже не очень естественно, но проблема в том, что в действительности, сейчас, мы имеем вообще иной образ работы площадок.

Контролирующие площадки лица задают определенные правила.

Например, есть какая-то тема острая на повестке дня. Давайте предположим, что это футбольный мяч. Футбольный мяч - это вещь, которую необходимо продвинуть, популяризировать, рассказать об этом максимальному числу людей.

А дальше мы обсудим конкретные способы решения задачи.

Первый способ

Вы открываете привычную страницу и видите среди своих привычных рекомендаций, которые вам выдает система, потому что она вас знает, несколько публикаций про футбольный мяч. И вы вроде бы не спрашивали, но вам этот футбольный мяч показывают.

Сначала вы не реагируете, но потом попадается публикация (по форме это может быть, что угодно: статья, ролик или фотография), которая вас заинтересует и вы кликнете. И это запустит воронку. Вы будете получать все больше публикаций про футбольный мяч.

И даже если вы не кликаете по ним, система все равно будет вам показывать их, при этом надо понимать, что современные превью выглядят так, чтобы передать определенные посылы: короткие пакеты информации, призванные сформировать определенное мнение.

То есть, даже не кликая на предлагаемый контент, вы его поглощаете.

Второй способ

Второй способ похож на первый, но вместо изначального подпихивания нужной им и ненужной вам информации, площадка подмешивает в запрашиваемые вами данные целевые данные. В нашем случае, это информация про футбольный мяч.

Выглядит это так: вы ищете информацию про теннисный мяч. А вам в выдаче помимо теннисного мяча показывают еще и футбольный мяч. Вы вроде бы не спрашивали ничего про футбольный мяч. Вас интересует мяч теннисный! Но вот вам информация про мяч футбольный! Ешьте!

Здесь любопытно, что выдача идет в аналогичной сфере и вроде бы и не сильно напрягает, но это манипулирование.

Третий способ

Речь о лентах новостей, рекомендацией, обновлений, подборок, о которых мы говорили вначале.

И вместо того, чтобы показывать вам то, что вы хотите: неважно - это ваша лента новостей или поисковая выдача, - система показывает вам первые десять публикаций по заданной тематике (в нашем случае - это про футбольный мяч), а потом уже начинается нормальная "естественная" выдача.

Таким образом, формируется определенное общественное мнение и распространяется определенная идея.

Четвертый особый способ

И помимо всех этих способов можно отдельно выделить четвертый. Если три вышеописанных способа предполагают подпихивание вам информации, то четвертый обладает обратным эффектом.

Например, площадка не хочет показывать мячи для волейбола. Волейбольные мячи, считает площадка, это что-то ужасное и плохое. Площадка не хочет, чтобы вы что-то знали про волейбольные мячи. Или она не хочет, чтобы вы знали что-то определенное. Например то, что волейбольные мячи хорошие.

И тогда информацию про волейбольные мячи вам не показывают.

Еще можно определенным образом пессимизировать контент про волейбольные мячи.

У информации про волейбольные мячи тогда можно порезать просмотры. Было, скажем, у видео 50 миллионов просмотров, сделают 40. Хотя с такими видео можно поступить иначе - просто удалить.

Еще можно ограничить доступ к материалам про волейбольные мячи, добавить к ним возрастной рейтинг или сделать эти материалы материалами только для подписчиков и т.д.

Суть вы уловили - всячески ограничить распространение информации про волейбольные мячи. А вот про футбольные мячи пихать вам информацию, даже когда вы ее не просите.

Итог: люди будут прекрасно знать про футбольные мячи и либо ничего не будут знать про волейбольные, либо будут знать про них только то, что выгодно владельцам площадок.

P.S. Друзья, пишите, что думаете, делитесь информацией с друзьями и знакомыми, если считаете, что информация может быть полезной.


Рецензии