Текучесть и Осознанность

подзаголовок:
По поводу несубстанциональности состояний. Осознанность. Пустотность объектов. Границы рассмотрения. Большой логический тупик. Осознанность для сознания, обладающего диалектическим мышлением.


"Все состояния (лень, трудолюбие и прочее) не субстанциональны", — делится со мной Алекс. Отвечаю: "Верно".

Бесполезно "бороться с ленью" (неэффективно, стратегически неверно, неправильный путь), — пишет он. Абсолютно согласен, — отвечаю я. — Напомню, чань говорит: "ничего отрезать нельзя", я добавляю: "переплавляй все имеющееся" + "всё, что представляется тебе твоим недостатком является продолжением (диалектическим) твоих достоинств".

"Осознать свои истинные мотивации, почему ты что-то делаешь или не делаешь". — Согласен. Как инструмент развития "осознанности" (один из инструментов) подходит!

Осознанность будет давать (развиваясь, трансформируясь, накапливаясь, увеличиваясь) другое отношение к делу, т.е. к обстоятельствам, миру, своим действиям, себе и, в конечном итоге, к тому, что ты делаешь.

Осознанность — главный инструмент того, кто способен осознавать (это способен не всякий: "не ведают, что творят"). Чань: "тот, кто с выдающимися способностями". Будда: путь Бодхисаттвы (Алмазный путь, Алмазная колесница).

Чань говорит: Ничего не отрезай! Это не "сущности"! Не существует даже "загрязнения сознания". Есть лишь его "недопросветленность". Т.е. недостаток "чистоты сознания" — т.е. недостаток осознанности, отсутствие должного уровня осознанности, должного "количества осознанности" (при том, что осознанность не субстанциональна).

Наше сознание всё воспринимает субстанционально. Склонно  воспринимать всё субстанционально. Красный цвет неба как "зарю", голубое пространство над нами как "небо", расстояние до этого голубого цвета вверху как "пространство", невозможность дотянуться рукой как "расстояние". Субстанциональность позволяет создавать "объекты", компактные сущности (фишки, токены), которые удобно двигать в ментальном пространстве, — т.е. удобно "исчислять" в пространстве языка (Витгенштейн). "Удобно" = "менее энергозатратно", т.е. в соответствии с фундаментальным физическим принципом "минимума диссипации", в основе которого лежит еще более фундаментальный Второй закон термодинамики.

Осознанность — это переход от "субстанциональности и объектов" к "текучести и процессам", к "отсутствию субстанциональности и текучим границам", к "пустотности и бесконечному количеству онтологических статусов (способов существования) каждого процесса, явления, объекта, в виде которого для удобства логических вычислений мы представляем себе любой процесс, явление, не забывая, что этот объект не существует, что это лишь форма записи явления (в этом проявляется пустотность объекта), а сами явления и процессы (когда мы называя их так, даем им имена), мы рассматриваем как объекты, помня что объектов нет".   

Давать имена = создавать объекты. Мы обречены на это.

Затем мы начинаем жить в мире "объектов". Неосознанно.

Осознанность — это разотождествиться с "объектами", с миром объектов, понять его "иллюзорность".

Объектов нет.

Есть только бесконечный "поток мира" и нарезание его нами на "объекты". Нарезание происходит в специальных пространствах, создаваемых "границами рассмотрения процессов, явлений", которые мы проводим неосознанно, автоматически, выученно.

Осознанность — это видение этой неосознанности, выученности, шаблонности и противопоставление ей самостоятельного проведения "границ рассмотрения", самостоятельного создания "моделей", удержания в памяти, что все эти модели лишь "видимость", лишь инструмент для решения конкретной задачи, т.е. для достижения конкретной цели, но что они не существуют "на самом деле", что их "верность-неверность" (ложность-истинность) зависит от "контекстов", которых бесконечное количество, которые постоянно меняются, которые текучи, преходящи, но именно конкретный паттерн каждого контекста (изменившийся контекст — это тот же самый или другой контекст? та же самая сущность или другая?) задает "истинность" или "ложность" модели, которой мы оперируем, из чего следует, что если изменился "контекст" (условия, обстоятельства), то тут же должна меняться и "модель", иначе она становится неадекватной, из "истинной" превращается в "ложную". Точка изменения модели (модель была одной, стала другой)... — эта точка как во времени, так и содержательно (паттерн) — неалгоритмизируема (это то, что в современной философии называется "интуиция" (*), принятый термин, пришедший на смену такому термину, как "теоретический вывод", т.е. "суждение, имеющее под собой некие теоретические доказательства"). Изменение же "модели" в процессе оперирования ею является нарушением "закона тождества" формальной логики: нельзя вместо А подставлять не-А в ходе рассуждения. Именно это я могу назвать Большой логический тупик, суть которого: или адекватность и неалгоритмизируемая смена модели — или несмена модели и неадекватность. Одна из форм "необращения внимания на формальную логику" для удержания адекватности — это "интуиции", как логически бездоказательные результаты работы продвинутого современного философского сознания. Но в школе, вузе и до 30 лет ориентиром является "формальная логика". Почему? Потому что сознания просты, проблемы просты, а процесс "давания имен", т.е. набирания новых объектов (явлений, процессов), начавшийся с детства сознания, идет полным ходом, продолжается. Дальше, помудрев и видя, что "имена" не стыкуются с "реальностью" кое-кто включает процесс "исправления имен" (Конфуций), а кое-кто процесс "уточнения имен" (Гуссерль), — но нам нужно сразу включать процесс "создания и видения имен и работы с ними при одновременном видении, что никаких имен нет". Это и есть должная "осознанность" для сознания, обладающего диалектическим мышлением (т.е. мышлением, работающем на базе диалектической логики).
__

(*) "интуиция" — "...понятие «символическое учреждение» призвано закрепить одну из основных интуиций структурализма" ... "Вводя эту интуицию в феноменологическую философию, Ришир..." https://bigenc.ru/c/simvolicheskoe-uchrezhdenie-0c0c64


Александр Клейн
30 августа 2023 г.


Проект Витгенштейн. Глава 17. Диалектическая логика ("исчисление")
http://proza.ru/2023/08/19/25

Контексты и Аспекты
http://proza.ru/2023/08/30/1038

Основные принципы обучения Диалектической логике
http://proza.ru/2023/08/26/1008

Знание и Понимание
http://proza.ru/2023/08/30/1142


Рецензии