Письма фронтовика
В небольшом хуторе Лебеди в школьном музее есть пожелтевшие листочки с уже плохо читаемым текстом - письма фронтовика, сложенные когда-то треугольниками. Автор писем Василий Николаевич Каребин 1924 года рождения, уроженец станицы Лысогорской Ставропольского края.
Он погиб 16 февраля 1943 года в бою за освобождение хутора Лебеди, похоронен в братской могиле. Письма написаны фактически перед его смертью в январе-феврале. Эти письма - школьная реликвия. Читать их сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. На конверте маленький штампик с надписью «Просмотрено военной цензурой».
«Примите мой горячий фронтовой привет!»
Солдатские послания я прочла медленно раз, другой, и будто побывала в грозном 1943 году рядом с молоденьким солдатиком, несомненно, скучающем о родных. Ему, и холодно, и голодно. И, конечно же, бывает жутко страшно во время вражеского артобстрела. Но об этом он не пишет домой, не хочет расстраивать близких. Первое письмо датировано 12 декабря 1942 года: «Здравствуй, дорогая сестра, Люба, бабушка и мама! Примите мой чистосердечный привет фронтовика, а также сообщаю, что подарок ваш получил, которому был очень рад. Из письма я узнал, что корову зарезали, что плохо обстояло дело с подводой. Очень жаль, дорогая сестра, жаль, что зарезали корову. Война закончится, разобьем поганых фрицев-куроедов, купим другую. Очень рад, что вы сообщили Ване Х. Я его письмо получил вместе с вашим. Написал ему и вам ответ. Сестра, Люба! Напиши ты о папе, где он? Все, все пиши. Я очень буду тебя благодарить за все. Вот пока все. Жду ответа с нетерпением. Остаюсь твой многоуважаемый брат Вася. Жду ответа! Привет всем!».
Во втором письме (24. 12. 1942 г.) Василий благодарит родных за посылку. Кое-что написано неразборчиво, кое-что почти стерлось от времени. В конце письма солдат желает всем здоровья и благополучия. И кому-то, возможно, покажется странным, что в письмах фронтовика идет разговор о корове. Но она была важной составляющей довоенной жизни сельского паренька, и он понимает, как будет трудно семье выжить без коровы-кормилицы. Парень спрашивает во втором письме, зарезали ли поросенка? Если нет, то значит дела не так уж и плохи. А, странное для нашего времени, обращение к сестре: «Дорогая сестра, Люба!» говорит о том, что в семье были уважительные, близкие отношения. Какие были у Василия планы на будущее? Мы не знаем этого. Не знаем, кем он мечтал стать, была ли у него любимая девушка. Все его планы и мечты перечеркнула жестокая война.
Завуч по воспитательной работе СОШ № 14 Инна Николаевна Садило рассказала, что в 80-е годы на хутор приезжала эта самая Люба, сестра погибшего воина. Она выяснила, где могила брата и приехала отдать ему долг памяти. С ней хотела приехать и мать погибшего, но не смогла из-за состояния здоровья.
Отец Инны Николаевны Николай Антонович Соколовский был в то время председателем профсоюзного комитета колхоза «Заря». Он попросил сестру героя прислать его фото и письма. Женщина выполнила свое обещание. Так реликвии из Ставрополья оказались в хуторской школе и юные хуторяне могут познакомиться с ними, приблизиться мысленно к событиям далеких военных лет, осознать, что за их сегодняшнее мирное бытие отдали жизни молодые солдаты. Один из них — Василий Каребин из Ставрополья, которому было всего 19 лет.
Свидетельство о публикации №223083001149
Вторую, на моей памяти, мы с папой отвели на колхозную ферму, это во времена Хрущёва, когда, по его версии, к 1980 году, мы должны были построить базу коммунизма.
Правда, кое кто её построил для своей семьи, но это редкие.
Так вот, о коровах. За деньги от продажи, папа купил приемник "Урал 57". На его базе и шла часть моего знания о жизни.
Также "Голос Америки", "Радио Свобода", "Би-би-си" - к тому, что я видел в ней в жизни каждого дня, вносило пай в понятие того, что "что-то неладно в королевстве Датском".
Рассказы бабушки Даши о жизни казаков, война гражданская, голодный мор на Кубани - из её уст - и мамы. Война с немцами - тут уже от папы.
И ещё много чего доброго можно вспомнить о других наших коровах, ставшими для нас домочадцами.Важно и то, что до сей поры я люблю молоко, в том чисте и козье. И много его пью.
Чего и Вам желаю, уважаемая мною Нина Петровна.
А последний абзац о внучке Маши - меня поразил глубиной любви
к своим близким. Я - тонко-слёзый, как молвят. Не стыдно и признать.
Спасибо!
Alex Zima 02.10.2023 00:36 Заявить о нарушении
Нина Короленко 01.10.2023 14:36 Заявить о нарушении