Бихмрао Амбедкар Будда или Карл Маркс Глава 8

Публикуется собственный перевод с английского языка работы "Будда или Карл Маркс" автора индийской конституции и борца против кастовой системы Бхимрао Рамджи Амбедкара.


VIII. ОТМИРАНИЕ ГОСУДАРСТВА

Сами же коммунисты признают, что их теория государства как перманентная диктатура является слабым звеном их политической философии. Они защищаются тезисом об отмирании государства в конченом итоге. Однако есть два вопроса, на которые они должны ответить. Когда оно исчезнет? И что займет место государства после его отмирания?
На первый вопрос у них нет определенного ответа, конкретизировать определенное время они не могут. Диктатура в течение короткого периода времени может приветствоваться для того, чтобы сделать демократию безопасной.
Разве император Ашока не подал пример? Он применял насилие против Калинг, однако после он полностью отказался от насилия. Если бы в наши дни победитель не только обезоружил своих жертв, но и обезоружил бы себя сам – во всем мире настал бы мир.
Коммунисты не дали никакого ответа, во всяком случае, нет удовлетворительного ответа на вопрос, что же займет место государства после его отмирания? Это важнее чем вопрос о том, когда именно оно отомрет. Будет оно или его сменит анархия? И если это так, то создание коммунистического государства - бесполезная работа.
Если оно не может поддерживаться кроме как силой, и  в случае,  когда сила, удерживающая Коммунистическое государство единым уходит, то в итоге все приходит к анархии.
Единственное, что могло бы выдержать после ухода силы – это религия. Но для коммунистов религия – это анафема. Их ненависть к религии настолько глубоко укоренилась, что они даже не будут проводить грань между религиями, которые полезны для коммунизма, и религиями, которые таковыми не являются; Коммунисты перенесли свою ненависть к христианству и на буддизм, даже не удосуживаясь того, чтобы изучить различия между ними.
Обвинение против христианства, выдвинутое коммунистами – было двукратным.  Их первое обвинение против христианства состояло в том, что они (христиане), сделали людей не от мира сего и заставили их страдать от бедности в этом мире. Как видно из цитат Буддизма в более ранней части этого трактата, такое обвинение не может быть использовано против Буддизма.
Второе обвинение, выдвинутое коммунистами против христианства, не может быть так же выдвинуто против буддизма. Это обвинение резюмируется в заявлении о том, что религия является опиумом для народа. Данное обвинение основывается на Нагорной проповеди, которую можно найти в Библии. Нагорная проповедь возвышает бедность и слабость. Она обещает небеса бедным и слабым. Подобную проповедь нельзя найти у Будды. Его учение - приобретение богатства. Ниже представляю проповедь о Анатхапиндике - один из его учеников.
Однажды Анатхапиндика пришел туда, где остановился Возвышенный. Придя, и поклонившись ему, сел с одной стороны и спросил: «Расскажет ли Просветленный домохозяину, какие вещи приветствуются, являются приемлемыми, но какие трудно добываются?»
Просветленный, услышав поставленный перед ним вопрос, сказал: «Первое – это законное приобретение богатства».
«Второе – видеть, что ваши близкие тоже добывают (получают) свое богатство законным образом».
«Третье – жить долго и достичь великого возраста. По правде, домохозяин, для достижения этих четырех вещей, которые в мире приветствуются,  и являются приемлемыми, но которые труднодостижимы. Есть четыре условия для получения этих благ: это благодать веры, благодать  добродетели, благодать свободы, благодать мудрости».
Благодать добродетельного поведения, которое воздерживает лишения жизни, воровства, бесконтрольного вранья и злоупотребления спиртного. Благодать свободы состоит в том, что домохозяин живет с разумом свободным от скупости, щедрым, открытым, восхищающимся дарами, которого можно попросить о раздаче даров.
В чем состоит благодать мудрости? Он знает, что домохозяин, пребывающий с умом побежденным жадностью, алчностью, ленью, сонливостью, беспорядком и суетой, а также совершающий преступные деяния и пренебрегающий тем, что он обязан выполнять – тем самым лишен счастья и почестей.
Жадность, скупость, недоброжелательность, лень и сонливость, беспорядок и суета, сомнения – пятна разума. Домохозяин, избавляющийся от подобных пятен разума, обретает великую и совершенную мудрость, а также проницательность.
Таким образом, приобрести богатство законно и справедливо, заработать ее крупной промышленностью, сколоченной сильной рукой в поте лица является благодатью. Домохозяин делает себя полным счастья и жизнерадостным, также он делает такими своих родителей, детей, жену, слуг и работников, друзей и товарищей. Русские, кажется, вовсе не обращают никакого внимания на буддизм как на конечную поддержку для коммунизма в отсутствие силы.
Русские горды своим коммунизмом. Но они забывают, что чудом всех чудес заключается в том, что Будда установил коммунизм, поскольку Сангха была обеспокоена без диктаторства. Быть может, это был коммунизм в очень малых масштабах, но это был коммунизм без диктатуры – чудо, которое не смог сотворить Ленин.
Метод Будды был иным. Его метод состоял в изменении сознания человека, в изменении его нрава, чтобы человек совершал все поступки добровольно без применения силы и принуждения.  Главным средством для этого изменения была его Дхамма и постоянная ее проповедь. Путь Будды заключался не в принуждении людей делать то, чего им не хочется, а в том, чтобы изменить сам нрав людей, дабы они добровольно делали то, что не делали бы при иных обстоятельствах.
Принято утверждать, что коммунистическая диктатура в России имеет замечательные достижения. Не можем этого отрицать, но поэтому я утверждаю, что Российская диктатура была бы полезна для всех отсталых стран. Но это вовсе не аргумент в пользу перманентной диктатуры. Человечество нуждается не только в экономических ценностях, но и в сохранении духовных ценностей. Постоянная диктатура не уделяет никакого внимания духовным ценностям и, похоже, что не намерена этого делать. Карлейль называл Политическую экономию – философией свиньи.
Карлейль, конечно же, ошибался. Для человека необходимы материальные удобства, но коммунистическая философия, кажется, в равной степени ошибочна, поскольку целью их философии является откармливание свиньи, как будто люди не лучше свиней. Человек должен расти как материально, так и духовно. Общество стремилось заложить новый фундамент, который кратко изложен в трех столпах Французской революции: свобода, равенство, братство.
Благодаря этому лозунгу французская революция была радостно принята, но она не смогла обеспечить равенство. Теперь мы радостно приветствуем Русскую революцию, поскольку она направлена на обеспечение равенства. Однако нельзя особо не подчеркнуть, что общество, добиваясь равенства, не может позволить себе жертвовать свободой и братством. Кажется, что эти три принципа  могут существовать только при условии соблюдения пути Будды. Коммунизм может гарантировать лишь одно, но не все.


Конец.


Рецензии