Карлейль с цитатами и комментариями
Карлейль
"Французская революция, Конституция" - он невероятно ярок и самобытен, его можно читать взахлёб... - даже и циникам! Его критикуют за культ "великих личностей", мол, что за наивный, ненаучный романтизм, но на самом деле в жопу псевдоученую серятину... - хотя, конечно, вряд ли он мог не ошибаться через раз, а то и чаще, не увлекаться, не творить идолов и кумиров. Но его художественный талант и его стиль с лёгкостью перекрывают такие мелочи... И он абсолютно прав, пробуждая в людях смелость и честность - без порыва хоть удавись, нет жизни. Не случайно Англия того времени процветала и выдвигала таких людей... А ведь я с ним в первый раз сталкиваюсь, как будто это очередной учёный сухарь! Он как раз критик всей мертвечины и тухлятины, глоток свежего воздуха...
П.С.: Цитаты боевые, но сами книги по старинному многословные, тяжеловесные, велеречивой воды там 95 процентов...
"Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов." - типично английский аристократизм, высокомерный цинизм. Они привыкли бесцеремонно управлять, манипулировать "народами", быдлом...
"Идеал — в тебе самом. Препятствия к достижению его — в тебе же." - тоже типично английские эгоцентризм и независимость - не чуждые и самокритике. Надо бы видеть важное и вне себя... Когда он описывал "великих людей", он явно добавлял самого себя воображаемого, свои мечты. Такие выдумки, в общем-то, только морочат голову - это всё те же благие намерения... В 19 веке много стало уже кабинетных профессоров и они ещё не надоели сами себе, были преисполнены важности. Эпоха незамутненного "прогресса"...
П.С.2:
"Как верно, что всякое деяние, которое совершает человек или народ, сознательно намереваясь сделать нечто великое, — не велико, а мало. Поэтому повторяем еще раз: великое, творящее и продолжительное всегда остается для себя тайной" - с одной стороны, верно, а с другой, он пытается извратится, ибо не хочет быть просто скромным и не думать о собственном "величии" вообще... (Но такие глубинные качества как скромность или доброту, или ум не заимеешь на раз-два по собственному хотению; всю жизнь надо стараться продвигаться в этом направлении...)
"Истина для большинства людей означает правдоподобие, нечто такое, что можно измерять числом полученных в ее пользу голосов» - он переоценивает свои контакты с истиной - все мы по большей части имеем дело с "правдоподобием". А проценты голосов, если за ними стоят огромные массы людей, невозможно не учитывать; некая "истина" действительно есть во всяких значимых процентах...
«Эта - вечная обязанность, имеющая силу в наши дни, как и в те времена, обязанность быть храбрым. Храбрость все еще имеет свою ценность. Первая обязанность человека до сих пор все еще заключается в подавлении страха. Мы должны освободится от страха; мы не можем вообще действовать, пока не достигнем этого. До тех пор, пока человек не подавит страха ногами, поступки, его будут носить рабский характер, они будут не правдивы, а лишь правдоподобны: сами его мысли будут ложны, он станет мыслить целиком, как раб и трус» - рассказы про храбрость не имеют никакой цены, они скорее подозрительны (как и рассказы про необходимость скромности выше). Кроме того, смелость и храбрость слишком часто соседствует с безрассудством, с отмороженностью и безумием. Увлекать и делать храбрым должна великая идея, так было с Иисусом и Павлом (а, допустим, война с украми настолько меня не увлекает, что я её боюсь. Хотя они истинно идиоты и предатели...)
"Человеческое терпение, особенно если на человеке мокрые рейтузы, имеет пределы" - что, сразу забыл разговорчики про храбрость со скромностью?! Реальность обескураживает...
"Истинный университет нашего времени-это собрание книг." - все эти собрания книг сущая чепуха по сравнению с нынешними интернетами и ютубами (только за последние дни я "побывал" на Филиппинах, в Таиланде, на Бали, в Аргентине, Китае, Венеции, Индии, Грузии, Америке, Норвегии, Киргизии... - и это помимо прочих, не туристических тем... Крыша едет, всего слишком много, и я переполнен...)
"Новейшее Евангелие нашего времени: Познай свое дело и исполни его. "Познай самого себя!" — твое бедное я долгие годы промучило тебя, но ты, по-моему, никогда не сумеешь "познать" его. Не считай же своей задачей познание самого себя, потому что ты представляешь собою существо, которого тебе никогда не познать. Познай же, над чем ты можешь трудиться, и работай, как Геркулес! Ничего лучшего не может быть для тебя." - проповедь тупой деловитости... Познать самого себя и познать жизнь, весь мир - это одна и та же задача, и, конечно, она трудна - но где же твоя храбрость, чувак?! Как Геркулес в офис будет ходить на работу...
(Если познать Троицу и подкрепить себя христианством, то окажется, что ничего непосильного в настоящем познании нет)
"У христиан существует бесконечный страх перед тем, что справедливый Судья может найти его виновным. У древних римлян был, как я себе это представляю, страх не перед Плутоном (который их, вероятно, очень мало смущал), а страх перед недостойными, недобродетельными, или по основному значению их выражения - трусливыми поступками. Если посмотреть на суть вещей, чего же современная душа бесконечно боится на деле и воистину? На что смотрит она с понятным отчаянием? Что составляет ее "ад"? Не торопясь и с удивлением выговариваю я это: "Ее ад - это страх перед недостатком успеха. Боязнь, что ей не удасться приобрести денег, славы или иных земных благ. Особенно же денег". Разве это не своеобразный ад? Да, он очень своеобразен. Если у нас нет "успеха", на что мы нужны? Тогда было бы лучше, если бы мы вовсе и не появлялись на свет Божий" - религиозные "христиане" действительно опираются на "страх божий" (хотя они же бывают и смелы) Про римлян не скажу, а вот современники , потерявшие бога, "успех" понимают всё же по разному - и каждый находит, чем ему гордиться... Ведь всё относительно - а неудовлетворённость чувствовать не хочется (не хочется, но приходится - причем, даже миллионерам)
Первая цитата у него была про "величие" - с "успехом" аналогичная ситуация... Весь современный мир - это реклама успеха, а не сам успех. Это фальшивая иллюзия...
"Нельзя назвать удачным слово "невозможно". От тех, кто часто его употребляет, нельзя ожидать ничего хорошего. Ты жалуешься: "Лев стоит на дороге?" Ленивец, так убей его. Дорога должна быть пройдена. На поприще искусства, практической жизни многочисленные критики доказывают, что отныне, собственно, все дальнейшее невозможно. Что мы раз навсегда вступили в предел постоянных общих мест и должны с этим примириться. Пусть эти критики продолжают доказывать свое, это уж их манера такая. Что за беда? Уже когда было доказано, что стихотворное искусство невозможно, тогда появился Бернс, появился Гете. Будничная, серая жизнь казалась единственной отныне возможной - появился Наполеон и завоевал весь мир. Точным вычислением течений было установлено, что пароходам никогда не удастся проехать кратчайшим путем из Ирландии в Ньюфаундленд: двигательная сила, сила сопротивления, максимум здесь, минимум там, - законы природы и геометрические доказательства. Что могло тут произойти? И тем не менее "Great Western" осветил якори в Бристольской гавани и, смело проехав через Гудзонову пучину, бросил якорь в Нью-Йоpке прежде, чем чернила наших рукописей успели высохнуть. "Невозможно?" - воскликнул Мирабо, отвечая своему секретарю: "Ne me dites jamais се bete de mot". ("Никогда не говорите мне этого глупого слова.")" - вот оно, упоение техническим прогрессом - приведшее и к нашей революции. "Мы наш, мы новый мир построим". "Мы - боги" (только для богов нет ничего невозможного). Львов уничтожим, наполеонов прославим (Гитлер очевидным образом подражал Наполеону). Зачем нам львы для несерой жизни? - мы сами любого загрызем... (Ещё не дошло, что это отвага потребителей и кончается она всего лишь большими животами...)
"Меч обнажен, ножны отброшены. Дантон в своем обычном высоком риторическом стиле промолвил: «Нам угрожает коалиция монархов, а мы бросаем к их ногам в качестве перчатки голову монарха»." - вот так же красиво можно рассказывать и о ядерной войне. И на идиотов этот самый "красивый риторический стиль" безотказно будет действовать до самого конца; демагогия неодолима, ею, если присмотреться, переполнена не только политика, но и все школы-институты, все СМИ и книги. Это романтика, это пафос рассказов о наших достижениях, о родине, черт возьми...
"Разве книга не совершает до сих пор чудес, подобно тому, как совершали их некогда РУНЫ? Они формируют убеждения людей.Самый последний из библиотечных романов засаливается глупыми девицами, вызубривается в глухих деревнях и,таким образом,оказывает практическое влияние на браки и домашний быт." - он намекает на то, что людишки - это стадо баранов, которым в наше время управлять легче легкого. Уже во времена одного лишь печатного слова очень легко было забраться народу в мозги...
"Удивительно, как существа, принадлежащие к роду человеческому, закрывают глаза на самую ясную действительность и вследствие вялости, забвения и тупоумия живут очень уютно среди чудес и страшилищ. На деле же человек есть и был всегда глупым и ленивым. И гораздо более склонным чувствовать как варить пищу, чем думать и размышлять. Предубеждение, которое он будто ненавидит - его абсолютный законодатель. Привычка и лень водят его всюду за нос. Пусть два раза повторится восход солнца, сотворение мира - и это перестанет быть чудом или замечательным явлением." - наши революционеры тоже сетовали на косных мещан... Я думаю иначе: люди если и тупеют, то на тяжёлых и рутинных работах на дядю или государства и из-за бездарных, мертвящих "учебных заведений", построенных на зубрёжке...
"Лицемерие по самой своей природе есть дистиллированная ложь, то есть ложь в квадрате." - ложь может касаться чего угодно, в том числе, множества не слишком важных вещей, а лицемерие всегда касается человеческих взаимоотношений - а это всегда самое важное...
"Санкюлотизм спалит многое, но то, что несгораемо, не сгорит. Не бойтесь санкюлотизма, поймите, что на самом деле он зловещий, неизбежный конец и чудесное начало многого." - типа, не бойтесь зловещего, если оно неизбежно и обещает чудесные начала. Насчёт неизбежности и чудесности легко спекулировать... - в его время ещё не было ярких примеров на эту тему? Лес рубят - щепки летят... (Но я не против молодой отваги вообще - к тому же, она действительно неизбежна. Как и вся прочая романтика. Просто ум и добро никто и ничто не имеет право заслонять...)
"Появилась на свет французская философия. Если б вы знали, как много заключено в этих двух словах! В самом деле, ими можно выразить главный симптом весьма распространенной болезни долой веру, да здравствует скептицизм! Зло растет и ширится, но у людей нет веры, чтобы противостоять ему и освободиться от него, начав с победы над ним в самом себе." - раз зло растет и ширится, значит, кто-то в него верит! (Уже давно начал жалеть, что обратил внимание на этого Карлейля, не стоит он никаких комментариев)
"Если бы Иисус Христос явился сегодня, никто бы не стал его распинать. Его бы пригласили к обеду, выслушали и от души посмеялись." - тогда тоже случались подобные обеды! Но потом решили всё же распять - потому что другие отнеслись к нему иначе и даже царем собирались сделать...
Вообще, это типичная самоуверенность - тогда многие собирались смеяться - но легко смеяться только над религиями и исповедующими их бабами и крестьянами (причем, и сейчас над ними всё так же можно смеяться от души; мало что меняется, потому что альтернативой является вообще какое-то полное ****ство... - а также ленинские революции и сталинский колхоз...)
"Собственно говоря, ничто не может внушать такого презрения и нет ничего более достойного отвращения и забвения, чем полумошенник, который не правдив и не лжец. Который никогда в жизни не сказал правды и не совершил честного поступка. Ведь его дух живет в сумерках, с кошачьими глазами, которые не в состоянии узнать правду и у которого, само собой разумеется, не хватает мужества совершить или сказать полную ложь. Вследствие чего вся жизнь его проходит в склеивании правды с неправдой с целью создать из этого нечто правдоподобное." - запросто скажет и "полную " ложь, просто нет и здесь абсолютного совершенства. Мы все немного мошенники и немного честные люди - а многое просто не можем разобрать в сумерках, поэтому судим более или менее случайно и наугад.
"В чем, собственно говоря, состоит благородство? В том, чтобы храбро страдать за других, а никак не в том, чтобы лениво заставлять других страдать за себя." - ума нет, но он у нас всё-таки храбрый... (Ирония и парадокс судьбы, ведь ему явно надо было становиться военным)
Полно цитат и вовсе маловразумительных - что, конечно, типично для романтиков, ведь ими движет не разум, а эмоции (политические эмоции - самые презренные из всех. Личные - самые почетные...)
Свидетельство о публикации №223083001240