Из точки А в точку Б

В годы моего детства в учебнике по математике были элементарные задачки с поездом, который вышел из точки А в точку Б в определенное время, движется с определенной скоростью и проходит определенное расстояние. Нужно рассчитать время, за которое поезд достигнет точки Б. Такого типа задачки были не по силам разве что непроходимым тупицам.

Времена меняются, и вместе с их изменениями к жизни следует готовить детей, способных не только считать, но и соотносить результаты расчетов с действительностью. Школьник должен уметь оперировать вероятностными параметрами даже на уровне младшеклассников. Идеальным вариантом у хорошего преподавателя будут ответы учеников, ни один из которых не похож ни на один другой.

Автор учебника запрограммировал, что поезд должен прибыть в пункт Б через три с половиной часа. Обычно таково среднее время в пути поездов от Рязани до Москвы. Крайне редко бывает, что поезд укладывается точно в среднее время, поскольку у каждого поезда свое расписание, своя география и длительность остановок, свой вокзал убытия и прибытия, а также штат работников. Поэтому время в пути разбросано в интервале от трёх до четырех часов.

Хороший педагог мог бы поставить вопрос перед учениками так, чтобы он предполагал наличие двух вариантов ответа - теоретического и практического. Теоретическая часть это чистая арифметика, значение которой в современной жизни большинства граждан весьма невелико, за нас почти все считают электронные устройства. А вот практическая часть приближает учеников к действительности.

Маша полагает, что поезд в три с половиной часа не уложится по причине того, что железнодорожные пути в районе Коломны размоет небывалый летний шторм, понадобятся восстановительные работы, и поезд прибудет через 29 часов. Паша решил, что хакеры отключат электропитание на некотором отрезке пути, что приведет к задержке поезда на пять часов. Матвей указал, что пьяный пассажир дёрнул рычаг стоп-крана, и это происшествие повлекло отставание от графика на сорок минут.

Интересно было бы получить не только тормозящие, но и опережающие график движения ответы, хотя такое, скорее всего, имеет крайне низкую вероятность, поскольку для этого потребуется немыслимое количество нарушений регламентов всеми причастными к событию работниками РЖД. Но дети, не обремененные неведомыми им запретами, могли бы предположить, что поезд пустили по зелёной линии из-за того, что локомотив заминировали террористы, и бомба сработает при замедлении поезда до 60 километров в час, как это было в фильме "Скорость" с Киану Ривзом. После полутора часов поисков бомбу не обнаружат, но поезд придет с опережением графика на 45 минут.

Конечно, железнодорожники не любят случайностей, однако они все равно происходят. В советское время для покупки билета на поезд паспорт не требовался, а при проходе в помещение вокзала отсутствовала система досмотра. Не существовало ни массового телефонного минирования, ни хакерства, не было и частых климатических катаклизмов, а в массовом сознании даже малейших допущений о конце СССР до 1985 года не возникало.

Наивно полагать, что будущее принесет основной части населения улучшения, скорее наоборот. И это касается не только России. Техногенная цивилизация создала чрезвычайную инфраструктурную громоздкость, на простое обслуживание которой требуется все больше средств, и она становится все менее рентабельной, особенно в условиях нулевого или отрицательного роста экономики. Да и сама экономика в значительной степени стала виртуальной, и совокупный глобальный долг, включая деривативы, зашкалил за три квадриллиона долларов. Такой долг никто никогда никому не отдаст.

Так что лет через десять, если не раньше, своевременное прибытие поезда по расписанию может стать настоящим чудом, если к тому времени поезда вообще будут ходить. Это не страшилка, а событие, имеющее довольно высокую вероятность, и для большинства представителей современной молодежи оно станет вызовом всей жизни, к которому их никто не готовил, за исключением сценаристов голливудских Антиутопий.


Рецензии