Что должно быть сформировано у ребенка для хорошей

Начало учебного года – это конечно, и праздник, и радость. Но для первоклассников – еще и проверка на готовность к школе. Для детей чуть постарше, успевших столкнуться с проблемами, - испытание с продолжением. И вполне понятная тревога для родителей тех и других: что-то будет?

По данным Института материнства и детства 84 процентов детей Москвы и московской области рождаются с родовыми травмами, с предрасположенностью к патологии головного мозга. К нарушениям внутриутробного развития, экстремальным условиям появления на свет (кесарево сечение, стимуляторы – не редкость) прибавим не самую лучшую экологию и наследственность, искусственное вскармливание, а в дальнейшем – не разбуженную эмоциональную сферу, результат замены живого общения виртуальным. И с высокой степенью вероятности можем утверждать: первые «школьные годы чудесные» будут безоблачными у немногих.

Перечень проблем младших школьников мог бы занять не одну страницу мелким почерком. Общие, чаще всего называемые родителями и учителями,- неустойчивое внимание и отвлекаемость, лень и неуправляемость, повышенная активность и медлительность (могут успешно сочетаться), быстрая истощаемость и незаинтересованность в лучших результатах. Среди более частых трудностей на пути усвоению учебной программы - плохой почерк, монотонное, без смысловых ударений чтение, «зеркальность» букв и цифр, сниженность слухового и смыслового восприятия речи и крайняя бедность последней…

К названным бедам, в той или иной мере имевшем место и в прошлые не столь отдаленные времена, прибавилась еще одна: традиционные педагогические приемы и методы коррекции, которые десятилетиями верой-правдой служили учителям, логопедам, психологам, сегодня зачастую не работают. Почему? Да потому, что изменился объект их приложения – дети. Причем с сожалением, а то и с осуждением произнося расхожее «дети теперь другие», мы едва ли подозреваем – насколько ДРУГИМ – не таким, как у нас, стал мозг ребенка. Когда мы в своих дворовых детских компаниях играли в «казаки-разбойники» и «штандор», «испорченный телефон» и «колечко», - учились общаться и жить по правилам (по-научному – отрабатывали социальное поведение в ролевых играх), тренировали память и внимание. Когда в отсутствие телевизора вышивали рядом с мамой, «ездили» на папиных плечах или всей семьей вслух читали хорошие книжки – развивались эмоционально. Ныне ролевые игры вытеснены виртуальными, и даже сидя рядом, играющие в них дети меньше всего интересны друг другу.

Бабушки арины родионовны всегда-то были наперечет, а сегодня и вовсе исчезли как класс, мамы же сказок не сказывают, колыбельных не поют – вечно заняты чем-то более важным. Папы… Им бы стать для своего малыша подручным «бегемотом-батутом» - с сопутствующим хохотом, радостными визгами, уютными обнималками. Но нет. Папа если уж занимается наследником, то, исключительно обучая его грамоте по методу Монтессори с двух лет – у такого папы не забалуешь.

Так с чего бы оставаться прежними детскому поведению, мышлению восприятию? Откуда взяться нормальному психическому развитию, если его основа – эмоции, определяющие отношение личности к миру и себе,- спят богатырским сном? Одна радость: существуют современные методики, с помощью которых можно восполнить недостающие звенья в развитии ребенка.

В своем развитии с самого раннего - грудного возврата необходимо, чтобы ребенок последовательно проходил все этапы, заложенные природой в человека.  Как утверждают нейропсихологи «Нейропсихологического центра адаптации и саморегуляции» малейшее отклонение от этого сценария на первом году жизни чревато для ребенка теми неприятностями, о которых мы сказали выше. И маме, с гордостью заявляющей: «Он у меня и не ползал – сразу пошел!», впору не радоваться, а приготовиться к тому, что пропуск малышом в нежном возрасте важного этапа развития позднее может обернуться проблемами поведения, обучения, общения. Впрочем, именно в этом грустном случае нейропсихологи  центра готова оказать поддержку. Родителям они советуют не падать духом, не опускать руки, а смело обращаться к специалистам, которые успешно работают с проблемными детьми. Спешим успокоить тех мам и пап, кого смутило впервые, быть может, встретившееся слово «нейропсихолог». Это специалист, который с помощью особых методов  анализирует состояние психических функций у детей. А, выявив то или иное неблагополучие, связанное с несформированностью некоторых зон головного мозга, применяет систему коррекции, позволяющую справиться с проблемами.

Часто используется эффективная коррекционная программа "Метод замещающего онтогенеза" – тесты, игры, упражнения, творящие чудеса. В специальный комплекс входят всевозможные растяжки («лодочки», «качалочки»), снимающие напряжения в мышцах, дыхательная гимнастика, благодаря которой мозг обильно насыщается кислородом, глазодвигательная гимнастика, расширяющая поле зрения, а также ползание – на животе и коленках, четвереньках и спине… Кроме последнего, все упражнения выполняются в трех, последовательно осваиваемых младенцами положениях: лежа, сидя, стоя. Так удается «вернуть» ребенка в первый год жизни, чтобы он прожил все этапы развития,- и тем самым восстановить такие жизненно важные психические функции, как память и внимание, восприятие и мышление, движение и воображение. К тому же формируется непререкаемый показатель личностного роста – произвольная саморегуляция, то есть способность к самоконтролю и целеполаганию. Обладатель этих драгоценных качеств способен самостоятельно выстраивать свои жизненные программы, и попробуй, сбей его с жизненного пути!

- Дети на наших занятиях получают огромное удовольствие, тем более что упражнения чередуются с коммуникативными играми, – говорит руководитель центра Екатерина Сергеевна Л. - А присутствие мам на занятиях приносит двойной эффект: во-первых, они осваивают упражнения, которые предстоит делать с ребенком дома, а во-вторых, теплее становятся их отношения с детьми. Хочется призвать родителей: не оставляйте без внимания проблемы дошколят, младших школьников, не оставайтесь с этими проблемами один на один – приходите!
Не ругайте детей за огрехи, в которых они, скорее всего не виноваты, а помогите им изменить ситуацию. Ребенок должен быть здоров, счастлив, успешен – и мы беремся в этом помочь…
Вниманию родителей шестилетних детей!
- Хорошо ли ваш ребенок произносит слова?
- Сразу ли вас понимает?
- Может ли описать картинку?
- Скопировать рисунок?
- Завязать шнурки?
- Различает ли ребенок правую и левую стороны?
- Можете ли вы сказать, что он медлителен?
- Излишне активен?
- Агрессивен?
- Тревожен? Эмоционально неустойчив?
Если какие-либо из названных проявлений вызывают ваше беспокойство, покажите дошкольника нейропсихологу. У вас есть год, чтобы скорректировать развитие ребенка. Отбросив приставку «нейро», квалифицированные психологи «Нейропсихологического центра адаптации и саморегуляции» могут помочь и взрослым – они проводят индивидуальное, семейное консультирование. Словом, не копите внутренние конфликты, не консервируйте семейные передряги – несите это «добро» к специалистам. Попробуйте с их помощью изменить жизнь!
Серьезные основания для консультирования дошкольника, младшего школьника у нейропсихолога:
• родовая травма;
• кесарево сечение;
• ребенок не ползал вовсе или мало, причем только назад;
• отиты, ларингиты до года;
• гипер(гипо)тонус, хождение на цыпочках;
• травмы головы, частые бытовые травмы.

www.neuro-psychol.ru


Рецензии