Тайная гвардия Иерусалима

1.
... Военная традиция, прямо и достаточно явственно исходящая от наполеоновской Великой Армии, и от всего милитарного этоса  наполеоновской эпохи,
-  отчётливо прослеживается
 ( -- ... по крайней мере, я это выявляю, по мере сил,   -- ),
- в регулярных формированиях Османской Европы, Египта, Багдадского пашалыка, Иранского Азербайджана, Пенджаба;
и далее, уже опосредованно, - широким веером,
- эта традиция расходится по  Туркестану, Хиндустану, Магрибу,  просачиваясь, вероятно, и в Субсахару через Мавританию, Нубию и Дарфур.

2.

Но - вот ещё один малозаметный, но неожиданный поворот сюжета.
"Еврейские мудрецы", рав Александр Кац:
"... Для защиты поселенцев от арабов и бедуинов был создан отряд самообороны, получивший название Аншей агвардия (Гвардейцы).
... Рассказывается: однажды вооруженный бедуин передал р. Менахему-Мендлу записку, составленную на иврите. В ней сообщалось, что значительная партия переселенцев из Литвы была захвачена бедуинами по дороге из порта Яфо в Йерушалаим. Бедуин, принесший записку, потребовал крупный выкуп. Положение было почти безвыходным: если предоставить выкуп, бедуины превратят поимку заложников в постоянный промысел, - а если отказать им, то они не пощадят пленников, среди которых множество женщин и детей. В конце концов, вручив необходимую сумму двум вооруженным членам общины, р. Менахем-Мендл отправил их с бедуином. Однако бедуин не знал, что вслед за ними по пятам следуют и Аншей агвардия, которые сразу же по прибытии к бедуинскому лагерю заняли позиции на высотах. И как только деньги были уплачены и заложники покинули лагерь - в тот же миг раздались ружейные выстрелы, уложившие на месте делящих добычу бедуинов
(Везэ шаар ашамаим с. 222-224)".

Время  - вторая половина наполеоновской эпопеи, где-то между 1808 и 1824 годами.
Место действия - Османская Империя, Палестина, города - Иерусалим и Цфат.
(Иерусалимский санджак Дамасского элайета).

3.

В 1807 году - очередное переселение в Израиль, то есть в османскую Палестину  - из российской Литвы:
на этот раз  тронулись в путь не хасиды, а самые их яростные
оппоненты - митнагдим, адепты Виленского Гаона.

Возглавил их раввин из Гродно, - рав Менахем-Мендл Шкловер.
( ... родом из Шклова, - откуда, был родом Шабтай бар Нота, - таинственный шевалье де Ноткин, получивший за некие неоспоримые услуги дворянство Французской Империи в 1812 году). 
В 1808 году эти переселенцы прибыли в Тверию, - городок, в котором, по общему убеждению, жизнь для еврея была наиболее безопасной.
Но там уже четверть века обитала другая община литовских ашкенази - хасиды, которые в своё время бежали из Литвы именно из-за гонений, которые поднял на них Виленский Гаон.
Видимо, давняя - с начала 1770х, - спиритуальная война между хасидами и митнагдимами ещё не остыла.
(И: во главе тверийской общины всё ещё стоял предводитель того исхода - непримиримый мятежник рав Авраам ха Кохен Калискер, тот самый, кто первым бросил вызов Виленскому Гаону в 1770 году; и власть его в городе была почти безгранична).

Менахем-Мендл поначалу увёл свою колонну в ближний Сафед (Цфат).
( -   штаб-квартира генерала Жоашена Мюра в апреле 1799 года;
событие - короткое, (меньше месяца), - но слишком яркое для маленького города, вряд ли оно забылось через девять лет; тем более, что   именно в этом вот, 1808 году, этот самый генерал превратился в Джоакино Наполеоне, короля Неаполитанского). 

В Цфате община апологетов Виленского Гаона стала весьма значительной: около 150 человек. «Поселившись в святом городе Цфате я, с Б-жьей помощью, основал там дома молитвы и дома учения, полные книг»
(  ...- писал рав Менахем-Мендл, (Толдот хохмей Йерушалаим 3:5)).

Судя по мимолётным упоминаниям, - и после 1808 года подтягивались новые переселенцы из Литвы.

В 1812 году Галилея была охвачена эпидемией чумы.
Менахем-Мендл объявил, что это - знамение, и вся его община переселилась в Иерусалим.
Это было смертельно опасно: османские законы безусловно запрещали евреям из России и прочих христианских стран жить в древней столице Израиля.
Всё это переселение прошло в тайне, и литовские ашкенази превратились - на долгие годы, - в конспиративную организацию. Они старательно изображали сефардов, носили сефардские одеяния и избегали любых соприкосновений с властями.
Покровительство им оказывали влиятельный сефардский раввин, - раби Шломо-Моше бар Элиэзер Сузин (будущий, с 1824 года, Ришон ле Цион, глава сефардской общины Йерушалаима), а также раби Авраам Шараби, наиболее чтимый израильский каббалист того времени. Только при их содействии ашкенази сумели раствориться среди сефардов.
Аншей Агвардия была сформирована то ли в Цфате, то ли уже в Иерусалиме, - там, где общине пришлось выживать в предельно жестоких условиях, - после 1815 года. 

4.

... Разумеется, "Гвардия" - сам название, - могло быть заимствовано откуда угодно: Литва - польская до 1796го, затем российская, затем французская в 1812ом, и снова российская, - повидала гвардейские полки под разными знамёнами.
Но вот - военный опыт: гвардейцы из Гродно последовали незаметно бедуинов - в их родной пустыне!, - а затем уничтожили их прицельным слаженным огнём; для этого нужны выучка и опыт.
(Бедуины того времени - это не только разбойники, потомственные воины, непрерывно, из поколения в поколение, с античных времён)
Никак не могли постичь военное мигранты в ешивах и в портняжных мастерских у себя, в литовских местечках.

Военная служба в Литве была для евреев наглухо закрыта - веками, и вообще в обыденной жизни еврей и стрелковое оружие были несовместимы.
Это устоявшееся, неоспоримое, казалось, положение - обрушила только наполеоновская эпоха.

1794 год: Pu;k Lekkokonny Starozakonny, еврейский конный полк в войсках мятежного Королевства Польского, - в армии Костюшко; нечто доселе невиданное.
Его создали Берек Йоселевич и Юзеф Аронович (по преданию, бывшие контрабандисты).

Командир полка, - Берек Йоселевич сразу же был возведён, приказом Довудцы, в чин полковника, и с тех пор стал персонажем эпоса - как Полковник Берко.
(Хотя ему и пришлось позже начинать офицерсокмую карьеру заново).
Далее: Берко со своими всадниками - в эмиграции: в Легионах в Италии, под командой генерала Домбровского;  сражался при Треббии и Нови (против солдат Суворова). Потом уже - непосредственно во французских войсках - в чине капитана; в 1805ом -  командир сводной драгунской компанье, за заслуги при Аустерлице - шевалье Почётного Легиона.

В 1808ом - в армии Княжества Варшавского:  командир эскадрона 5го полка конных стрелков (то есть уже польской шляхтой командовал).
В 1809ом участвовал в сказочном Победоносном Отступлении князя Понятовского, и - погиб в Галиции, в схватке с венгерскими гусарами при Коцке:  там ротмистр Берко повёл в атаку весь полк, встав на место раненного полковника
( - этот полковник - Казимеж Турно герба Тжи Котвице, будущей герой сражений при Мире и при Березине в 1812ом).

 (С этого 1809 года в варшавских войсках появился офицер Юзеф Беркович, - сын Берека Йоселевича, который всё детство провёл при отце, на театрах военных действий; в 1812ом он проделал Русский поход - в уланском полку, в чине поручика). 

 В данном случат важно - то, что Берек Йоселевич происходил именно из литовского семейства (место его рождения - жмудский Кретинген, ныне Кретинга, Клапейдского уезда).
( --- Его сын, майор Юзеф Беркович, тоже шевалье Почётного Легиона, и внук - поручик Леон Беркович, - позже также жили в Литве, и в 1831 году воевали против российских войск в составе Литовского корпуса ---).

5.

Можно предположить: после 1808 года в числе переселенцев в Израиль отправились ветераны, служившие под командой полковника Берко.
Причины для эмиграции у них были, несомненно.

В либеральном Варшавском Княжестве в войсках абсолютно довлела всё та же надменная великопольская и малопольская шляхта.
Еврейские комбатаны польских полков,  - не просто солдаты еврейской крови, но истые иудеи, как и сам Берек, - несмотря на все заслуги, видимо, всё же ощущали себя крайне неуютно, в ежедневном ожидании дуэлей, - тем паче после гибели своего полковника, которому покровительствовали генералы Домбровский и Княжевич, и - издали, - сам герцог Эдуар Мортье, Маршал Империи.


Рецензии