Автобиография, часть3. Только Правда
Решил, что будет удобнее ещё так представить материал, отдельными частями.
Биографические зарисовки – 3
в ФАКТАХ
Приступаю к завершению.
Наш завод начал существование с того момента, как приехавший в г. Павлово высокий чин из Москвы, посодействовал отобрать, для более важных нужд страны, у инструментального завода, понравившуюся ему территорию на которую тот собрался переехать.
Архипов С.В, в 16 лет в войну пришёл на завод и работал на сборке воздушных винтов фиксированного шага, с деревянными лопастями. На лопастях была надпись «Гамильтон – стандарт». Уже, будучи потом замом и начальником СКО, он непременно при разговоре на совещании или где-то ещё, когда произносилось, что надо качественно делать что-то, вставлял свою любимую присказку «Гамильтон-стандарт».
Конечно, фиксированный шаг винта ограничивал лётчику полнее использовать возможности двигателя.
И вот очевидец, то ли искавший в шкафу в кабинете Генерального конструктора
ТУПОЛЕВА А.Н. книгу, то ли рассматривавший чертёж вдали, ставший свидетелем, рассказал такой случившийся диалог.
В кабинет зашёл Главный конструктор воздушных винтов Петров. Туполев спросил:
- Что у тебя?
- Андрей Николаевич, мы подготовили изменение конструкции винта – будет винт изменяемого шага (ВИШ); разрешите поставить на приборную доску летчика кнопку.
- Можешь поставить эту кнопку себе в жопу!
А Петров был интеллигентный очень человек.
Туполев чаще был чисто по мужски конкретен, вместо длинных объяснений «намёками».
Петров застыл как изваяние, не может сдвинуться с места.
Туполев, уткнувшись в чертежи на столе, боковым зрением «чует», что Петров не ушёл, поднимает голову и „конкретно" объясняет:
-Вас у меня 40 человек (Главных конструкторов имеется в виду), и если каждый из Вас будет ставить лётчику на панель кнопку...
Вон из кабинета.
Петров выходит.
Пришлось конструкцию доработать до «АВ», то есть автоматический - винт изменяемого шага, без усложнения жизни лётчика дополнительной кнопкой.
- А ещё позднее лопасти стали изготовляться из лёгкого алюминиевого сплава, заменившего дерево.
Важно отразить технологическую особенность – шлифовать лопасть можно только вдоль пера лопасти, Поперечные риски – это концентратор напряжений и вероятная катастрофа.
В следующем эпизоде будет показано как сиё бывало на практике.
Запорожье
Двигателестроительный завод СИЧ.
Получаем телеграмму из г. Запорожья.
Там ЧП – обрыв лопасти винта АВ-68 при стендовых испытаниях двигателя.
Дело серьёзное. Нам предъявляется компенсировать нанесённый материальный ущерб более 100 тысяч рублей.
Выезжаем туда командой в 4 человека: со мной здесь зам. гл. металлурга Л.Важнов, представитель заказчика А.Суряев и ведущий конструктор из г.Ступино Николай Просецкий (от разработчика воздушных винтов).
Осматриваем место происшествия. Лопасть, оторвавшись, пробила часть стены, крышу и улетела. Двигатель, сорвавшись с места крепления, лежит на боку.
Слава Богу, никого не убило и не задавило.
Двигатель проходил очередные серийные испытании в зачёт подтверждения качества за очередной календарный период.
Организована комиссия и начинается исследование.
Оказалось.
В цехе проводились у потолка сварочные работы.
Лопасти находились как раз под этим местом. Из падавших капель металла при сварке, одна горячая капля "удачно" попала на лопасть и проплавила поперечную небольшую бороздку, которая и дала начало трещины. .
Бороздка была расшлифована и закрашена под цвет лопасти соответствующей эмалью.
Эмаль сняли, она не соответствовала нашей, заводской. Анодированный слой в бороздке отсутствовал (лопасть перед окраской полностью анодируется).
Манипуляция по сокрытию дефекта раскрыта, запорожцы вынуждены признаться, что нагрешили и компенсации не будет.
- Очень интересный момент. Как люди идут на такое чреватое чем угодно дело?
- Психологи должны подсказать рецепт лечения!
Можно только предположить, что, что-то неладное в системе ответственности виновника за такие действия.
Неправильно, например, когда какому-то имярек грозит в этом случае тяжеленное.
Здесь вот сварщику, например. Да он до конца жизни не выплатит этих 100 тысяч!
То есть сумма должна лечь минусом в прибыли завода! Чтобы у людей не было смысла скрывать дефект.
Допустивший брак, должен поощряться за то, что дефект не сокрыт и не приведёт к катастрофе при эксплуатации,
г. Ступино. Московская область.
Зам. Главного конструктора по серийному производству
Першин Александр Макарович.
Нахожусь в его кабинете, прибыл согласовать документ. Он любитель читать нотации типа вы такие-сякие бракоделы..
К нему зашёл с верхнего этажа («мозговой центр» - там конструктора – проектировщики) ведущий конструктор с письмом
на подпись.
Першин берёт письмо, читает. И, явно больше для меня, эффектно показыает как он воспитывает. Открывает ящик стола, вынимает ножницы, отрезает, оставив только часть с адресами, бросив остальное в урну, и говорит
- это единственное, что у тебя написано правильно!
Судьба Першина к пенсии сложилась неудачно, но ТИПИЧНО!
В Украине, под г. Харьковом терпит катастрофу пассажирский самолёт АН-24. Произошёл редчайший случай – обрыв лопасти.
Во время нормального полёта отрывается лопасть. Совсем неудачно (как будто такое может быть удачным, скажете вы? И это так, конечно).
Она, пролетела под фюзеляжем, задев и разрезав его, и...обрезав тросы управления.
Самолёт оказался не управляемым.
Улети она мимо, и катастрофы бы не случилось.
Двигатель выключил бы лётчик или автоматика, и самолёт на одном работающем двигателе спокойно снизился и совершил посадку.
До этого был единственный случай, кажется, на стратегическом бомбардировщике ТУ-95 над океаном.
Лопасть улетела в океан, ничего не затронув.
Самолёт успешно прибыл на трёх работающих двигателях с выключенным четвёртым).
Першина А.М. избрали за катастрофу под Харьковом в числе «козлов отпущения» (а как же, кто-то должен быть этим козлом), и он был досрочно отправлен на пенсию.
Биографические зарисовки на этом можно и закончить.
Надеюсь, что кто-то да получил ответы на имеющиеся пробелы в части Фактов и
ДУХА недалёкого прошлого времени.
Впереди будет обещанное неожиданное! "Правда о библии" по ссылке
http://proza.ru/avtor/kiripovvasilgm&book=2#2
2020г. Июнь.
Свидетельство о публикации №223083000225