Рассказ-3-Юность Митяя-1968-71гг
Шёл 1968й год. Митяю тогда было всего пятнадцать лет и он только закончил восьмой класс в средней школе. Всё шло своим чередом и он успешно перешёл в девятый класс. Но Митяю захотелось чего-то большего.
Его Мама была учителем в школе и имела совсем небольшую зарплату. Да и отец на службе получал оклад в сто двадцать рублей.
А их с сестрой у них было двое, и на эти двести рублей прожить четверым было не очень-то легко.
Митяю хотелось нормально одеться, и исполнить свою мечту, - заработать самому и купить себе мопед или даже мотоцикл, какие были только у некоторых его друзей.
Ведь жили тогда все сравнительно бедно, особенно в тех семьях, у которых было много детей. И Митяй решил после восьми классов пойти работать на завод.
Он, случайно узнал, что в сентябре училище N21 от завода Точного Машиностроения набирает вечернюю группу для шестимесячного обучения таких молодых ребят по профессии токари.
Поговорил с родителями и отец его устроил в группу этого училища.
Конечно, Митяю понравилось здесь на заводе. Он впервые увидел, как работают люди в цехе. Да и сам научился многому на токарном станке. И через пол года имел уже третий разряд токаря-универсала.
Вечерами он ходил в школу рабочей молодёжи, что бы получить среднее образование. И успевал ещё заниматься в спортивной секции, и даже развлекаться вместе со своими друзьями вечерами.
А друзей у него было очень много и во дворе, и на работе...
... Как-то летним субботним вечером друзья позвали его на танц-площадку, которая была в парке "Сад Дзержинского".
- Митяй, пойдём?! Посмотришь и послушаешь, как здорово играют Гусляры!
- Однако, надо пойти с Вами, и посмотреть на этих Гусляров. Вы ж меня уже заинтриговали своими рассказами о них! Сегодня суббота и я иду с Вами!
В половине девятого вечера семеро друзей отправились пешком до Сада Дзержинского. Прошли три трамвайных остановки весело разговаривая и в кассе парка купили семь билетов по тридцать копеек на танц-площадку.
На этой площадке, огороженной крупной сеткой-рабицей было уже около двух тысяч молодых людей в ожидании концерта. Столько же зрителей было и за прозрачной сеткой вокруг большой круглой площадки. А на эстраде музыканты готовили свою аппаратуру к очередному выступлению.
Ровно в 21час и 00минут "Гусляры" заиграли свою первую композицию, а Митяй сначала стоял в эйфории посреди танцующих, но быстро пришёл в себя и начал вместе со всеми "выделывать кренделЯ". Устоять на месте под такую великолепную музыку было просто невозможно.
Три часа Гусляры исполняли самые популярные мировые хиты того времени, и Митяй заметил, что они звучали порой даже лучше, чем в оригинале на пластинках и магнитофоне у него дома.
После этого первого знакомства с музыкой Гусляров, он с друзьями почти не пропускал ни одного концерта этих талантливых музыкантов и за это лето стал на танц-площадке известным "завсегдатаем"...
... На заводе Митяй подружился со своим ровесником фрезеровщиком Николаем Лебедевым, который играл вечерами на бас гитаре в заводском ВИА клуба "Темп".
После рабочей смены Коля делал на станке себе новую "банку" для бас гитары из эббонита. Гриф у него уже был заводской. Митяй видел, что у него получается неплохой инструмент и тоже помогал ему сделать все токарные детали для этой гитары. А дома сам усердно занимался на старенькой шестиструнной гитаре по "Самоучителю", и у него уже неплохо получалось наигрывать известные мелодии популярные в те шестидесятые годы.
Вот так же самоучкой он окончил вечернюю школу, но это всё было у него впереди. А пока он ещё только работал токарем в механическом цехе Новосибирского Завода Точного Машиностроения.
(НЗТМ--КОМЕТА--п/я-23)...
... В августе на заводе начали набирать бригаду в пятнадцать человек, для командировки в подшефный колхоз на уборку урожая.
Коля Лебедев подошёл к станку Митяя:
- Поехали в колхоз? Хоть подышим там свежим воздухом?!
- Так нам же всего по шестнадцать. Малолеток не посылают!
- Добровольцев посылают за-просто! Пошли, только напишем заявление.
- Ну, тогда другое дело. Пошли!
Малолетних друзей с удовольствием отправили в командировку вместо двух взрослых инженеров из их цеха.
И вот они уже приехали в село Черновка Кыштовского района.
Парторг колхоза уступил им свой большой дом.
В одной комнате поселились десять парней во главе с комсоргом завода Валерием.
А в комнате поменьше поставили пять кроватей для девушек.
На кухне повариха Татьяна готовила им завтраки, обеды и ужины.
Все ребята работали на зерно-токУ. Разгружали машины и провеивали зерно пшеницы, ячменя и ржи. Перекидать тонну такого зерна по расценкам стоило всего семь копеек. А проедал каждый работник в столовой около полутора рубля в день. И, что бы только оправдать своё питание, каждому приходилось перелопатить не менее двадцати одной тонны зерна. Но ведь нужно было ещё и заработать хотя бы немного денег на жизнь. И ребята "пахали" и перевыполняли план!
Заведующий током подошёл к Митяю:
- Что, упарился?
- Да, ничего, я как и все!
- У меня для тебя есть "блатная" работа!
- Какая, такая, блатная?
- Твоей задачей будет следить, что бы ни гусей, и ни одной свиньи на току не было! Знаешь сколько они зерна съедают?!
- Знаю! Тонны хлеба, наверное?!
- Вот с этой минуты ты "Свинопас"! И платить я тебе буду двадцать две копейки в час! Замётано?
- Замётано! Я уже приступаю! - Митяй поставил к стене свою лопату и пошёл искать хворостину. И через несколько минут на току не осталось ни одной животины.
- Молодец! - похвалил его заведующий, - Всё! Время пошло с сегодняшнего дня! Я проведу тебя, как дневного сторожа на току в разнарядке! И ты заработаешь даже больше, чем с лопатой!
С этого дня Митяй сменил лопату на кнут, и в шляпе был похож на юного ковбоя. Остальные ребята в перекурах тоже помогали ему отбиваться от нашествия голодных домашних животных и птиц.
Днём он заколотил гвоздями все дыры в штакетнике вокруг тока и дежурил у открытых ворот для заезжающих машин с зерном. Но, по утрам хозяева этих свиней специально пригоняли свою скотину по-ближе к току, что бы они там подкормились на колхозных хлебАх. И свиньи проламывали в штакетнике себе новые ходы к аппетитным кучам зерна под навесом.
Митяй раздобыл длинную верёвку и поставил петлю-силок прямо в дыре забора. Закрыл ворота и попросил Николая Лебедева погнать большую свинью из хранилища к единственному выходу через эту дыру в заборе.
И им это удалось. Петля туго затянулась на животе у хрюшки и она от страха рванулась бежать. Митяй уже пожалел, что намотал верёвку себе на руку. Она с визгом побежала за ограду, а Митяй на пузе по грязи стремительно проехал к забору и своим телом поломал в нём ещё две штакетины.
- На кой, я верёвку-то на руку намотал?! - а Коля сквозь смех добавил, - Хорошо, что верёвка порвалась! А-то бы она тебя через всю деревню к себе домой утащила! И там бы съела!...
... Вечером Николай с Митяем долго репетировали на гитаре. А когда все уставшие работяги улеглись спать, молодые ещё никак не могли угомониться.
- Давай наших девок напугаем? - предложил Коля.
- О, это запросто! - согласился Митяй, - Я буду ужасным приведением! Сейчас увидишь,
- он наскрёб лезвием с чиркалки спичечной коробки красного фосфора и забил этот порошок вместе с табаком в папиросу.
- Зачем это? - спросил Коля.
- Сейчас всё увидишь! Налей в кружку немного одеколона и добавь в него ложку сахара,
- Николай сделал всё, как он попросил.
- Все спят! А тут пришло ужасное приведение!!! - Митяй накинул на себя белую простынь и поджёг одеколон в кружке. Огонь был не яркий, но зелёного цвета и от него шёл сильный запах ладана. Он прикурил забитую фосфором парироску и перевернул её наоборот огоньком в рот. Подул в неё и из мундштука "паровозиком"в темноте засветились клубы ярко-зелёного дыма. Тихо зашёл в женскую комнату. Они все пятеро крепко спали. Тогда Митяй подошёл к спящей поварихе Татьяне и пошатал её кровать рукой за спинку. Татьяна открыла глаза и увидела приведение с зелёной мордой от света огня из кружки и извергающее яркое зелёное пламя из его пасти. Таня закричала первой и разбудила остальных в комнате.
Поднялся такой визг, что Митяй погасил горящую кружку и незаметно скрылся в мужской комнате и мигом оказался на своей кровате. А когда включили свет, он уже, как-будто спал под одеялом...
... Много ещё смешных и грустных приключений было в этом колхозе. И только, когда выпал снег наши командированные вернулись в город на свой завод. И Николай Лебедев привёл Митяя для знакомства с их вокально-инструментальным ансамблем "Органола" в заводском клубе "Темп", и музыканты единодушно приняли его в свой коллектив ритм-гитаристом. Оказалось, что их лидер Игорь Киселёв учился вместе с Митяем в вечерней школе и они были давно знакомы.
Зимой Митяй с друзьями несколько раз ходили к своим кумирам Гуслярам в дом культуры имени Александра Попова, но там в тесном зале помещались с трудом только несколько сотен зрителей и ребята с нетерпением ждали, и наконец дождались следующее лето! Когда Гусляры вновь появились на эстраде танц-площадки в Саду Дзержинского! Весь состав рок группы был прежним.
Был у нас ещё один курьёзный, но на мой взгляд очень смешной случай:
Как обычно, мы тогда собрались вечером у братьев Бобровых и из их дома вместе отправились пешком в Сад Дзержинского на концерт Гусляров.
Было нас четверо семнадцатилетних парней и две девушки.
Назову только их имена. Это были надёжные друзья Витя, Дима, Серёжа и Митяй. И вместе с нами шли по проспекту подруги Люда и Надя.
Старшее поколение помнят, что в те далёкие времена у парней была мода носить на поясе солдатские ремни. Их носили не для красоты, а для самообороны, как холодное оружие. Натренированым парням, этот ремень в умелых руках мог легко заменить нунчаки или даже лёгкий топорик.
И по этой причине милиционеры всегда отнимали у ребят эти ремни, если они не были продеты в шлевки на брюках.
Вот и у нас на поясах скрытно от милиции были такие ремни. Так, на всякий пожарный случай.
Шли мы на концерт к своим любимым Гуслярам и ничего не предвещало, что бы испортить нам этот вечер.
Но, когда мы подошли к улице Волочаевской, совсем недалеко от райотдела милиции, нам преградили путь четверо "кольцовских" парней. Они были постарше нас.
- Что милюзга, на танцы бредёте?!
- Ну, на танцы. А вы-то почему в обратном направлении уходите, - ответил Митяй.
- Так мы вам сейчас ноги переломаем, что бы не на чем было танцевать!
- Ну, что же, попробуйте!
Один из чужаков махнул кулаком, но Митяй ловко увернулся от удара и молча выдал сдачу незнакомцу хуком правой в челюсть.
Этот первый удар послужил командой "к бою" для всех восьми парней. За секунды, у всех на руках были уже намотаны солдатские ремни.
И началось! Витя погнался за первым чужаком, подгоняя его ремнём по спине. За Витей бежал с ремнём второй чужак, но его уже хлестал ремнём по спине Дима. За Димой бежал третий чужак, пытаясь ударить его своим ремнём. Но Серёга сильно огрел его бляхой по спине, что третьему приходилось только убегать. Но, за Серёгой бежал с ремнём ещё и четвёртый чужак, которого подгонял сзади свои ремнём уже и Митяй.
В таком виде весь этот "караван", размахивая ремнями, как саблями и извиваясь "змейкой" выбежал с тротуара на проезжую часть проспекта и остановил всё автомобильное движение. Затормозил даже трамвай и вожатая отчаянно сигналила им своим звонком.
Но наших бойцов это ни чуть не смутило и они, обежав вокруг этот стоявший трамвай устремились ко входу в рай-отдел милиции. Их повёл туда убегающий от тумаков первый чужак. У дверей стояли наши девушки, которым наши друзья оставили свои ремни и забежали "гуськом" в милицию уже безоружными.
И очень удивили там сотрудников милиции.
- Это, что такое?! - спросил старший офицер.
- Так мы шли спокойно по проспекту и никого не трогали, - ответил Витя, - А эти четверо на нас напали с ремнями!
Сотрудники быстро скрутили и обезоружили этих хулиганов.
- А вы молодые можете идти по своим делам, - сказал офицер. И все вышли на улицу.
У входа нас ждали девушки и вручили нам наши ремни и мы все вместе отправились в сторону Сада Дзержинского.
За перекрёстком с улицей Волочаевской была Парикмахерская, из окна которой нас окликнула знакомая парикмахер Нелли.
- Ну вы даёте! Я ж всё видела в окно! Счастливые! Идёте на танцы! А мне ещё целый час здесь работать. Но я приду к Вам к десяти часам! Подойдите поближе к окну. Я вас подушу одеколоном! - и все по очереди подсталяли свои лица с закрытыми глазами, а Нелли побрызгала нас всех из пульвиризатора.
Пришли мы в Сад Дзержинского, купили в кассе билеты и успели к началу концерта вовремя! А когда услышали великолепную музыку Гусляров, совсем забыли о своих неприятностях на проспекте. Митяй вспомнил об этом только сейчас...
До весны 1973го весь состав Гусляров был прежним.
Но начну с рано ушедших в мир иной Сергея Кривощёкова и Владимира Смирнова.
Сергей играл на бас гитаре, а Володя отличный соло-гитарист.
Оба хорошо пели на русском и английском языках.
Остальные, Слава Богу все живы! Вот только Миша Мамин серьёзно приболел и огорчил Митяя этим известием. Он один из основателей этой рок группы тоже хорошо пел и играл на клавишных и гитаре. Много сочинил текстов для Гусляров гитарист Саша Кузнецов, он же гармонично исполнял бэк-вокал(подпевал). А Валерий Куц чётко стучал на своей ударной установке "Premier" и тоже красиво подпевал солистам. Позднее к ним присоединились ещё два отличных вокалиста Игорь Никулин и Геннадий Крайнов. С ними репертуар Гусляров стал ещё ярче и разнообразней! И как жаль, что сейчас от таких музыкантов почти не сохранилось хороших фонограмм. Если бы они были, тогда мне было гораздо проще предоставить Вам эти записи, чем рассказывать о них. И Вы бы сами оценили их творчество и таланты.
НО Я ХОЧУ, ХОТЬ ТАК РАССКАЗАТЬ ВАМ, ЧТО БЫЛИ У НАС ТАКИЕ ЛЕГЕНДАРНЫЕ ГУСЛЯРЫ!!! И играли они не хуже столичных и даже европейских групп!
Свидетельство о публикации №223083000237