Пушкин Исчезнувшее пушкинианство
Пушкин осветил этот храм и наполнил ослепительным золотом уникальной напевности
За пушкинской солнечной эпохой Золотого века явилась эпоха сумраков болезней духа - эпоха Гоголя, Лермонтова и Достоевского, на границе которой встал новый евангелист Лев Толстой, закрывший врата этого века
Ушел Золотой век русской литературы
Наступил век Серебряный.
В палитре его красок выделился символизм, который объявил себя наследником Пушкина, а его своим родителем. Противники символизма в азарте литературной борьбы дошли до того, что предложили удалить Пушкина из современности как антиквариат.
Основой символизма стало «жизнетворчество», признававшее равноправными для культуры все возможные тексты, например, и литературные, и поведенческие:
«Образ личности строится не только в литературе, но и в жизни, - это естественный, неизбежный и постоянно, совершающийся процесс. Но его не следует смешивать с идеологией жизнетворчества. Вернее, жизнетворчество является тем крайним, предельным проявлением этого процесса, когда количество переходит уже в новое качество обдуманной театрализации жизни.
Жизнетворчество органично именно для романтизма и для течений, подхвативших его традицию. Оно коренилось в романтической философии искусства и стало возможным благодаря расчленению самой жизни на низшую, эмпирическую, и идеальную, - она-то и явилась полем жизнетворчества»
[Гинзбург Лидия. О психологической прозе - royallib.ru]
Символизм возродил романтический принцип жизнетворчества:
@ ранние представители больших культурных направлений еще не успевают выработать для себя единую структуру личности и поведения, господствующий образ личности; в этом смысле они аморфнее своих последователей. Зато последующие поколения романтиков занимались "моделированием" своего исторического характера в самой крайней форме, в форме романтического жизнетворчества - преднамеренного построения в жизни художественных образов и эстетически организованных сюжетов.@
[там же]
Именно жизнетворчество было объявлено традицией Пушкина, а сам принцип жизнетворчества дал основание символистам назвать себя наследниками и продолжателями Пушкина
В итоге в 1900-1930-гг = времени Серебряного века = произошла творческая ориентация поэтов (и не только символистов) на Пушкина. Она получила выражение в следовании его поэтической традиции (поэтическое пушкинианство), а также и следовании бытового поведения с «образом Пушкина в жизни» (текстом жизни) и с литературными образами его произведений (текстом творений)
[Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. Статьи 1916-1926_academia_1928.
Тодд У.М. III. Современное американское пушкиноведение. Сб.статей - Спб, Академпроект,1999]
При этом идейной подкладкой пушкинианство явилось русское ницшеанство, переросшее в русский «религиозно-философский ренессанс». В центр видения художников, в полном соответствии с новейшими философско-религиозными учениями, все больше занимавшими умы русской интеллигенции, выдвигалась Личность. Культ Человека по Ницше стал злобой дня и жизнетворчества
[Ю.В. Синеокая «Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение». Фактор Ф. Ницше в литературе символизма. Преодоление человека. Ницшеанские судьбы XX века = https://www.youtube.com/watch?v=BN-r6UOoPng&ab_channel=. Юдин А. Преодоление человека]
Куда это все делось?
И разве Гоголь или Лермонтов не были жизнетворцами? А великий в жизни Лев Толстой?
Памятники бронзировали мысль о жизнетворцах и саму памяит о них…
Ответ на этот вопрос знает только Бог.
Но он удалился из своего околоземного ОКБ
«Бог умер», или «Бог мёртв» (нем. Gott ist tot или Gott starb) — высказывание Ницше. Появилось в написанной в 1881-1882 гг книге «Весёлая наука» («Die fr;hliche Wissenschaft») С высказыванием связана метафора постмодернистской философии — "смерть Бога".
[Можейко М. А. "Смерть Бога" // История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, с.987-988. (Энциклопедию можно скачать на сайте: http://yanko.lib.ru).
М. Хайдеггер. Слова Ницше «Бог мертв»]
Свидетельство о публикации №223083000287