Почему пустеет поселок Березовый

Мне довелось побывать в этом поселке в 1987 году, когда я, будучи главным рентгенологом Хабаровского края, приехал на открытие рентгеновского кабинета в местной участковой больнице. Сама больница была построена годом ранее и уже принимала больных. Добротное здание по современному проекту выгодно отличалось от других участковых больниц в крае. А через год в больницу завезли и установили рентгеновский кабинет, и требовалось заключение санэпидстанции на его открытие, оформление паспорта на кабинет. 

Санэпидстанция не могла его выдать, пока не будет проведена дозиметрия в рентгеновском кабинете и смежных с ним помещениях. Главный врач больницы сделала заявку в краевую больницу, на базе которой функционировало рентгено-радиологическое отделение, которое я возглавлял в то время. И мы с техником-дозиметристом Павлом Кутумовым, выписав командировочные, поехали в Солнечный район. Решили поехать не только в больницу в поселке, но и провести дозиметрию в рентгеновском кабинете Центральной районной больницы в поселке городского типа Солнечный.

Это был конец мая, и за мной увязалась младшая дочь Наташа, уроки в школе закончились, хотя учебный год официально продолжался. Чем-то школьники занимались, но мне получить освобождение от работ по липовой медицинской справе не составило труда, и я взял дочь с собой.

Солнечный район недавно стал самостоятельным, выделившись из Комсомольского район.  Был открыт большой Солнечный горно-обогатительный комбинат,  рядом построен поселок городского типа с хорошими пятиэтажными кирпичными зданиями и всей городской инфраструктурой.

К этому времени мое отделение уже работало по бригадному подряду, и я следил за рациональной логистикой, чтобы меньшими силами выполнить больший объем работы. Поэтому, что не ездить дважды в один район, мы и совместили плановую дозиметрию в ЦРБ и открытие рентгеновского кабинета в участковой больницы Березового.

Предварительно я созвонился с главным врачом ЦРБ Николаем Смирновым, и согласовал все наши работы в районе. Чтобы ускорить процесс, Смирнов прислал к приходу поезда в Комсомольск-на-Амуре рано утром автомобиль из ЦРБ, и мы уже к началу рабочего дня ЦРБ уже были на месте, начав проводить дозиметрию в рентгеновском кабинете. Пока Кутумов это делал, а моя дочь вела протокол, что было несложно, я решал с главным врачом, как нам добраться до Березового.  В то время строительство БАМа, на котором  стояла станция Постышева, а рядом с ней поселок Березовый,  еще было в стадии завершения, и пассажирские поезда по БАМу не ходили.  Грунтовая дорога, идущая параллельно железной, не доходила на Березового, требовалось еще построить один и два моста, так что нам можно было доехать до Постышево только на рабочем поезде, который возил строителей по трассе. Поезд, на котором мы могли доехать, шел во второй половине дня.
Завершив все работы в ЦРБ, мы на машине больницы были доставлены к месту, от которого уходил рабочий поезд по БАМу. Состав был небольшой, тепловоз и пара плацкартных вагонов. Естественно, никаких билетов не было, как и твердой привязки к сидячим местам. Мы заняли понравившееся нам места в середине вагона, и состав тронулся. Шел он не спеша, часто останавливался, из вагонов выходили и заходили люди, но так или иначе, к вечеру мы приехали в Постышево.
Нас снова встречал автомобиль из больницы. Главный врач, несмотря на то, что рабочий день уже закончился, ждала нас. Нас разместили в двух палатах – мы с дочерью в одной, Паша Кутумов в другой. Вообще в больнице лежало очень мало больных. Поселок еще достраивался, так что жителей в нем было немного, а больных еще меньше. Главный врач договорилась в местной поселковой столовой, что нас покормят ужином, и уазик нас сразу же после размещения в палатах довез до столовой.

Поужинав, мы неспеша пешком дошли до здания участковой больницы, которую построили на окраине, рядом с тайгой, которая в эти майские дни выглядела очень зеленой, со свежей хвоей и редкими лиственными деревьями, какими же ярко-зелеными.  Еще когда мы вышли из вагона, обратили внимание на белоснежные вершины далеких гор к северу. Там еще лежал снег в конце мая, и как нам потом сказали, он иногда лежит и все лето.

Утром нас снова отвезли в столовую, где мы позавтракали, потом снова прогулялись до больницы и к обеду завершили все работы в участковой больнице. Потом прошлись по тем местам поселка, где еще не были, удивились, как по-современному выглядит поселок, порадовались за новоселов, и после обеда снова уехали на рабочем поезде в Комсомольск-на-Амуре. А вечером были снова в поездке, на этот раз в купейном вагоне, который довез нас к утру до Хабаровска.

Вот такое впечатление осталось у меня от поселка Березовый. Потом этот поселок с Большой землей связали и пассажирские поезда, ходившие по Восточному БАМу, и автобусы, для которых Березовый был частью маршрута, ведущего на север, в район имени Полины Осипенко, до Бриакана и райцентра. 

С тех пор прошло много лет, уже 20 лет, как я покинул Дальний Восток, но продолжаю интересоваться жизнью на моей малой родине. На днях на глаза попалась заметка, в которой описывалось, как пустеет поселок Борезовый. И что тому является причиной, вы ниже узнаете.

Поселок Березовый Солнечного района Хабаровского края - удивительная территория, окруженная непроходимой тайгой и заснеженными сопками, показывающими свою зеленую красоту только летом, когда температура переходит точку в +30 градусов.

Но и из такого прекрасного места уезжают люди в поисках лучшей жизни. Казалось бы, в поселке есть все для семейной жизни - общеобразовательная школа, два детских садика, школа искусств, современная библиотека и Дом культуры, где проходят все масштабные мероприятия или народные гуляния, которые в своем масштабе занимают даже главную площадь поселения. Но с работой здесь негусто - на лесоперерабатывающем заводе довольно часто задерживают зарплату, а ЖД-станция не может принять всех желающих в ряды своих работников. Многие мужчины устраиваются работать вахтовым методом в другие поселения, иногда даже отправляясь в иные районы Хабаровского края, а другие семьи, посовещавшись, переезжают в города, искать постоянную работу без задержек заработной платы.

А начиналось все красиво
Как появилась удивительной красоты территория, которая теперь постепенно пустеет? Развитию поселка дало начало строительства БАМа. До этого на территории будущих поселений располагались тюремные лагеря - в них отбывали сроки не только репрессированные, но и уголовники. И все трудились на лесоповале, помогая строить железную дорогу. Остатки лагерей можно найти до сих пор.

Строительство БАМа приостановили из-за происходящего в стране. Люди покидали бараки, да и лагеря начали пустеть - кто-то отправился на войну, кого-то освободили, кого-то перевезли в другие учреждения. В 1957 году на уже почти пустую территорию приехала семья староверов Басаргиных. Они разобрали старые бараки, построив для себя дома. Чуть позже поселение разрослось, появилось название Тавлинка, и ныне эта деревня находится за несколько километров от Березового.

Вслед за староверами пришли переселенцы. На берегах небольшой речки Вели, которая ныне катит свои воды по берегам поселка, были богатые запасы древесины. В 1962 году родился поселок Березовый, получивший свое название из-за того, что начал расти на месте бывшей березовой рощи. Но березы не уничтожили - они все еще охватывают своим кольцом поселение.

Новый импульс развития Березового пришелся на 1974 год, когда власти страны решили все-таки довести до логического завершения начатый в 30-х годах проект Байкало-Амурской магистрали. Поселок заполнился людьми - все радовались быстрому развитию, работая на износ, строя железную дорогу. Все предсказывали территории большое будущее и даже возможный рост до большого города.

На заставке: Вид на горы из поселка

Вереница проблем
И сегодня на дворе уже 2023 год - население постепенно покидает родные края, особенно молодежь - ведь родители делают все, чтобы их чадо нашло себя в городе и никогда не вернулось туда, где нет никаких перспектив.

- Я живу в поселке с 1987 года - мы переселенцы из Беларуси. Почему так далеко забрались? Потому что слава о развитии Дальнего Востока дошла до всех краев СССР, и мы решили перебраться сюда. Тогда все действительно развивалось, в магазинах были большие очереди, на улицах было шумно, и каждый праздник на главной площади проходили масштабные гуляния, где собирались почти все местные жители. Я поступила в университет в городе на учителя и вернулась сюда, чтобы работать в местной школе. Жизнь повернулась так, что учителем я не стала, но история не об этом. Я вышла замуж, у меня две дочери. И теперь, спустя годы, я могу с уверенностью сказать - мои дети здесь жить не будут. В нулевых годах развитие поселка остановилось, и с каждым годом становится все хуже. Да, местные власти пытаются заниматься благоустройством, ремонтируя детские площадки и здания, но как не было работы, так ее и нет. Мне повезло, у меня все стабильно, но как только мои дочери обоснуются в городе, я перееду к ним. Пока им нужна моя поддержка, - поделилась Наталья, местная жительница.

Кроме отсутствия работы, население поселка страдает от еще одной беды - высокие цены как на товары в магазине, так и на коммунальные услуги.

- У нас дорогое все - продукты, хозтовары и коммунальные услуги, - рассказала Алена, жительница поселка Березовый. - Мой муж из-за работы довольно часто бывает в Комсомольске-на-Амуре, ближайший к нам город, и там покупает некоторые продукты и хозяйственные товары, так и экономим. Например, шампунь, которым я пользуюсь, тут стоит около 600 рублей, в городе же 450 рублей. Или овощи - они примерно на 15% дороже, чем в городе. А коммуналка - это отдельная головная боль. За трехкомнатную квартиру я плачу около 18 тысяч рублей в месяц, когда как сын за почти за такие же квадраты платит около девяти тысяч рублей, проживает он в Хабаровске. Всему виной дорогое электричество и отопление - топят у нас углем почти вручную, отсюда и такие платежи. Также у нас нет горячей воды - только холодная. У всех дома стоят бойлеры, без этого никак.

Корреспондент «МК в Хабаровске» обратился к одному из предпринимателей с просьбой объяснить высокие цены в магазинах - почему же такая колоссальная разница?
- Некоторые предприниматели ездят за товаром в город сами, другие пользуются услугами поставщиков. Разницы нет - и так, и так доставка выходит в копеечку. У нас очень тяжелая логистика - дороги все разбиты, 200 километров до Комсомольска-на-Амуре приходится преодолевать за пять и более часов. Зимой проще, наша гравийка покрывается снегом и становится «белым асфальтом». Но все равно продукты надо довезти, в кузове поддерживать температуру, чтобы не испортились или не замерзли - а это все тоже деньги, только уже на машину. Я стараюсь ставить невысокие цены на товары в магазине, но все равно получается дороговато. Да и на базах постоянно цены растут…Раньше я стоимость некоторых продуктов помнила наизусть, сейчас же только и успевай перепечатывать заново ценники, - объяснила Анастасия, предприниматель.

Оказалось, что проблемы есть не только с ценами и работой - многие недовольны качеством образования для подрастающего поколения, что может стать причиной переезда в город. И на это есть весомые причины.
- Последние несколько лет работа общеобразовательной школы оставляет желать лучшего. Нехватка учителей очень сказывается на качестве образования детей - например, мой ребенок сейчас в 11 классе, и он абсолютно не знает физику! А все из-за того, что этот предмет некоторое время им преподавал учитель, который по профилю информатик. Или постоянная смена учителя математики…Дети только привыкнут к стилю работы одной учительницы, как уже пришла следующая и начинает объяснять материал уже по-своему. Пришлось нанять ребенку репетитора, потому что он не усваивал программу. И, кстати, репетитора мы чудом нашли - все заняты, все массово обращаются к таким специалистам, так как в школе не могут нормально объяснять необходимый материал! Некоторые предметы и вовсе отсутствуют, например, технология у девочек. Нет педагога - и все, - поделилась Антонина, одна из местных жительниц.

Также детей одолевает скука, особенно в летнее время. Жители поселка рассказали, что во время учебы ребята посещают спортивные секции и музыкальную школу, но стоит наступить лету, как детвора начинает тайком бегать на речку или сидеть по подъездам. В поселке есть детские площадки и работает пришкольный лагерь, но для ребят постарше занятий все равно нет - вот и бродят по деревне без дела. Местная администрация предлагает ребятам устроиться летом на подработку, но, опять же, всех взять невозможно.

- Я бы очень хотел, чтобы продолжилось развитие поселка. Раньше здесь было очень многолюдно, сейчас же людей встретишь только утром, когда все идут на работу, или вечером, когда все идут с работы. Надеюсь, что про нас вспомнят, оптимизируют завод с его зарплатами и построят какой-нибудь центр дополнительного образования, который будет работать и летом. Иначе поселок постепенно опустеет, ведь тихая катастрофа с оттоком населения неизменно продолжается, - заключил Вячеслав, житель поселка Березовый Солнечного района Хабаровского края.

Я понимаю жителей этого рабочего поселка. Сам родился в примерно таком же, но там было золото, которое добывалось больше ста лет, и пока оно было, поселок Херпучи в районе имени Полины Осипенко жил и развивался. А кончилось золото, не стало мест работы – ни драг, ни гидравлик, ни мехмастерских, ни других организаций, обслуживающих золотодобычу, и на месте удобного для жизни поселка с ухоженными улицами, деревянными тротуарами, чистыми канавами рядом, остались покосившиеся дома, заросшие канавы и никаких тротуаров. Деревня деревней, откуда уехало 2/3 жителей. И это удел всех закрывшихся после выработки драгоценного металла приисков на Дальнем Востоке.

И такая ситуация не только в глубинке. В подмосковном Рошале, городе на 20 тысяч жителей, после закрытия огромного химического комбината, тоже негде стало работать, и молодежь уезжает и в райцентр Шатуру, и в Москву.  По улицах ходят пенсионеры и дети школьного и дошкольного возраста, а по улицам ездят редкие автомобили и еще более редкие автобусы. И это всего в 140 км от столицы, а не несколько тысяч км, где живут дальневосточники.


Рецензии