Сергей Рич о покере

Многие сверстники хотели идти за ним, интуитивно чувствуя его честность и уверенность в правоте. Под его руководством все хорошо получалось. А он почему-то хотел не руководить. Ему нужны были просто спокойствие и свобода. Правила жизни для мужчин нашего XXI века весьма изменились по сравнению с кодексами прошлого. Агент 007 с его табачным дымом выглядит сегодня анахронизмом. Как и задиристый д'Артаньян. Как же сегодня правильному мужчине наслаждаться жизнью и добиваться успеха?

Давайте начнем с сегодняшних заповедей правильного мужчины:
1. Тренируйся каждый день.
2. Избавься от вредных привычек.
3. Читай книги.
4. Верные друзья, понимающие близкие люди и любимая семья – это главное в жизни.

С нуля

Он родился в 1989 году в Ленинграде. Учился в школе, как и все. Образование среднее специальное. С детства лидер, заводила, а по-школьному – хулиганистый, но честный парень с обостренным чувством справедливости. Наверное, поэтому после девятого класса директор объявила ему мягко, но строго:
– Советую тебе забрать документы и продолжить учебу в другом месте.
А ему так хотелось окончить 11-летку: уж очень хорошие отношения были у него с одноклассниками! Ну что ж… На нет и суда нет. И он пошел в Реставрационный колледж «Кировский», туда, где когда-то учился Виктор Цой. Специальность – «Резчик по камню (реставратор)».
Кто же он, рабочая лошадка или наездник? Сергей отвечает, не раздумывая:
– Не то и не другое. Мой осознанный выбор профессии, а я его сделал уже давно, дал мне свободу выбора: когда и куда идти, ехать, лететь. Я общаюсь с партнерами самого широкого спектра профессий, и чтобы знать, чем они живут, мне нужно много читать.
Так он пришел к пониманию того, что самообразование – важная штука, а в его случае – главная. Менеджер в крупной строительной фирме – это так, между прочим. Его основная профессия – игра в покер. «Какой ужас!», – скажет пессимист, педант, у которого с детских лет все разложено по полочкам. И будет прав. «А что? Это интересно, если приносит хороший доход!», – воскликнет оптимист. И тоже будет прав. «Так не бывает, чтобы противоположности были правы», – пробурчит основная читательская аудитория. Не торопитесь с выводами! Разберемся.
Итак, Сергей – игрок. Специализация – покер. Чтобы эта азартная, интеллектуальная игра стала основным источником дохода, нужно углубиться в нее, изучить. А он делал это на протяжении десяти лет, как, впрочем, продолжает изучать свое дело и сегодня.

Через Dоtа к покеру

Он участвовал во многих турнирах по покеру. И не только. Сначала это были чемпионаты по Dоtа-2. Это активная киберспортивная дисциплина, в которой профессиональные команды со всего мира соревнуются в различных лигах и турнирах. Премиум-турниры по Dota-2 имеют миллионные призовые фонды, не раз становившиеся крупнейшими в истории киберспорта:
– Я был юношей, когда начал играть в Dоtа-2. Вначале это было просто интересно и приносило массу радостных эмоций. Потом меня заметили другие игроки и пригласили поиграть в команде с ними. Сначала мы участвовали в отечественных чемпионатах, а потом и в зарубежных…

Но вернемся к покеру. Кстати совсем недавно Сергей летал на турнирную серию игр в Калининград и не только, где были и россияне, и представители других стран:
– В России существуют несколько игорных зон, которые официально разрешены: Сочи, Калининград, Минск… Я принимал участие во многих турнирах и сделал выбор в пользу кеш-игры. Почему? На турнире ты внес взнос, получаешь фишки, и в зависимости от формата турнира у тебя либо есть возможность докупить их, либо нет. Но в каждом турнире существует ограничения по времени на докупку – так называемый ребайный период. Если за этот период ты не успеешь докупить фишки, то больше такой возможности до конца турнира не появится. То есть: фишки закончились – вылетай! В турнире многое зависит от удачи. Один из лучших игроков 80-х Дэн Харрингтон написал серию книг об этой игре. И вот одна из его цитат: «Любой покерный турнир – это лотерея. Но у того, кто играет лучше, лотерейных билетов больше». Я с ним согласен. А кеш-игра – другое. В этой игре все решает мастерство: насколько ты лучше понимаешь соперника, насколько ты стрессоустойчив, и многие другие факторы…

Вопросы, вопросы…

– Твоя первая игра в покер: когда и как она произошла?
– Это было на кухонном столе, и мы играли на спички. Мне было 11 лет...
– Так рано? А как ты перешел из любителей в профессионалы?
– Тогда я не воспринимал это всерьез. Мне нравились компьютерные игры, в которые я играл до 18 лет. Это время мне очень нравилось. Сидя за компом, я ощущал себя самым счастливым человеком. Я не ходил с друзьями по кабакам, не пил пиво и водку, как многие мои сверстники. Потом я нашел команду по Dоtа-2, прошли отборочные игры, а в 2008 году мы выиграли турнир по Санкт-Петербургу. После этого я заявил о своей отставке. Мне стало неинтересно. Потом долго искал себя – в свободное от основной работы время.

Вообще в жизни Сергей испробовал много профессий – еще ребенком он собирал ягоды и грибы, а его тетя продавала эти дары леса. У него было непростое детство. И он справился. Администратор, повар, бармен, менеджер, разнорабочий, официант…
– Я уважаю профессионализм во всем, поэтому каждую профессию постигаю досконально. Своим ученикам я часто повторяю: «Как бы ты ни умел играть, ты должен постоянно учиться и тренироваться. Если перестанешь учиться, то проиграешь». И напоминаю им знаменитое высказывание легенды покера Майка Секстона: «Нужны всего пять минут, чтобы научиться играть в покер, и вся жизнь, чтобы стать мастером». Всё эволюционирует – неважно, игра это, производство, политика, общество или поколение. Поэтому нельзя останавливаться на достигнутом. Я радуюсь победам своих учеников так же, как и своим. Когда один мой ученик выиграл хороший турнир, я был искренне рад за него!
 
– А в какой вид покера ты играешь лучше всего?
– Я освоил все его дисциплины, но для себя выбрал четыре: техасский Холдем, пяти-шестикарточная Омаха, Монтана и китайский покер. В эти разновидности покера я готов сыграть абсолютно с любым игроком в мире!
– Чего в покере больше: математики, аналитики или удачи?
– 50% – чистая психология, 30% – фундаментальная теорема и математика, 20% – удача. Из этого расклада видно, что необязательно быть математиком, чтобы хорошо играть в покер. Гораздо важнее быть внимательным за столом и постоянно анализировать ситуацию. Я больше верю в профессионализм, чем в удачу.
– А ты честный игрок?
– Безусловно.

– Какие типы игроков можно выделить в покере?
– 1. Лудоманы – это люди у которых ярко выраженное безумное влечение к игре. У них наблюдается изменение круга интересов, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями, игровая мотивация вытесняет прежние. То есть налицо потеря контроля, неспособность прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей. Когда мне говорят, что вы, мол, все лудоманы, мне смешно. Все в голове. Прошло 10 лет с тех пор, как покер стал моей основной профессией, и я уверенно говорю: это такая же профессия, как и любая другая! Профессионал всегда знает, где он должен остановиться. Я встречал много разных игроков... новичков, любителей, профессионалов. Видел неоднократно, как профессионального игрока побеждал любитель, после чего утрачивал контроль над собой и попросту начинал дарить фишки за столом, не выдерживая стресса.
2. Любители.
3. Полупрофи. Это люди, которые кое-что понимают, но у них есть слабые места (лики). Полупрофи не работают над этими пробелами.
4. Профессионалы. В отличие от полупрофи профессионалы не только осознают свои слабые места, но и работают над ними.

– Ну вот мы и подошли к моему любимому вопросу – что такое блеф в покере? Как научиться считывать мимику соперника?
В повседневной жизни слово «блеф» означает обман, хитрость. Блеф в покере — искусство, основанное на психологических расчетах и умении считывать информацию с соперника. Это один из приемов, используемых покеристами с целью переиграть своего оппонента. Игрок пытается убедить соперника, что имеет на руках более сильную комбинацию. Чаще всего блеф заключается в агрессивных ставках, а в живой игре к этому может добавляться специфическое поведение игрока:
– Когда у тебя плохие карты, а нужно выиграть, появляется страх – естественная реакция. Не стоит искать от него таблетку. Нужно преодолеть себя, расслабиться. Вот тут опытный игрок включает блеф. А другой опытный пытается понять по мимике лица, блефует его оппонент или нет. По-нашему: правда у него написана на лице или ложь.
– В связи с этим мне пришел на ум фильм «Обмани меня».
– О, замечательный фильм! Известно, что прототипом главного героя, Кэла Лайтмана, а также консультантом сериала стал профессор психологии Калифорнийского университета Пол Экман. Более 30 лет Пол посвятил изучению теории обмана, и в этой области он крупнейший специалист в мире. Его услугами пользуются не только известные политики, предприниматели, руководители, но и целые научно-исследовательские институты службы безопасности. В его самой известной книге «Психология лжи» изложена теория обнаружения обмана с помощью микровыражений, изменения голоса, по вегетативным признакам (румянец, пот, учащенное дыхание) и т.п. В 2009 году журнал Time включил Пола Экмана в список 100 самых влиятельных людей мира. Блеф – неотъемлемая часть покера. Как распознать по мимике лица партнера, блефует он или у него действительно хорошие карты? Конечно, я изучал этот вопрос. Часто в процессе игры мне приходится принимать сложное решение, и математика тут не в помощь. Я начинаю разговаривать со своим соперником. Он может отвечать что угодно, а может просто молчать. Но это не важно. В это время нужно следить за его мимикой (микровыражения), которая длится не больше двух секунд.

А теперь согнемся

Кроме основного занятия, Сергей занимается боксом и бодибилдингом, а также преподает йогу. Как сбалансировать ум и тело? Сергей занялся йогой в 22 года, и – я вижу – он в хорошей форме. Он показал мне основные позы йоги – асаны. И даже предложил попробовать выполнить некоторые.
Вот, например, поза «Собака мордой вниз». Заряжает бодростью и энергией все тело – от пальцев рук до стоп. Снова и снова выполняя позу в течение занятия, вы вытягиваете позвоночник, возвращая ему естественные изгибы и снимая напряжение со спины. Для новичков эта асана является также подготовкой к перевернутым позам: она помогает привыкнуть к положению вниз головой.
А это поза «Кобра». Глубокие прогибы оказывают мощный терапевтический эффект: заряжают энергией, помогают справиться с болью в спине, исправить сутулость, заработанную в ходе бесчисленных часов, проведенных за компьютером и рулем автомобиля, победить депрессию. Кроме того, сложные прогибы очень эффектно выглядят. Только не форсируйте события! Все плавно.
У каждой асаны свои достоинства, своя польза. Нужно только ваше желание и ежедневная работа, и тогда свершится то, о чем говорил Сергей: баланс тела и ума.

***
Ему тогда было 18 лет. Мальчишка… Он начал играть на официальном покерном сайте и быстро занял первое место, выиграв всего 770 долларов. При курсе 18 рублей для него это были сумасшедшие деньги! Он смог купить себе компьютер, дать денег родственникам и совершить еще какие-то нужные и милые сердцу траты. А теперь он спокойно рассуждает о совсем других суммах.
Вот и все на сегодня о покере. Об игре, развивающей интеллект. Хорошее это занятие или не очень, каждый решает сам. Если говорить о молодежи, то для меня эта интеллектуальная игра – хорошая альтернатива алкоголю, сигаретам и прочим бякам 21 века. К игрокам типа Сергея, как и к покеру вообще, не стоит относиться со скепсисом. Он профессионал, он честен в жизни, в своем деле, его уважают многие люди и друзья. Есть в покере понятие банкролл – это запас денежных средств на игру. Следить за банкроллом важно всегда – даже тем, кто не стеснен в средствах. Чтобы стать успешным игроком, нужна самодисциплина. А она означает игру в своем диапазоне при любой ситуации. Увеличивающийся банкролл — показатель качественной игры. Выигрыш-проигрыш нашего рассказчика в процентном соотношении – 80/20. Почему? Он не азартен – он в игре дисциплинирован. Он может не играть месяц, год, может играть в течение месяца каждый день, потому что это его заработок. Но он никогда не переступит границу своего банкролла. И поэтому он успешен.


Рецензии