О немощи и благодати

            Тема, которую мы намереваемся предложить для обсуждения, очень сложная и глубокая. Для ее полного раскрытия понадобились бы десятки, если не сотни страниц объемного богословского труда. Поэтому, чтобы не обременять читателя обилием богословской терминологии и мнений, попробуем раскрыть ее в доступных словах, относительно кратко и без излишней учености. Основу для исследования положили слова Господа, обращенные к Апостолу Павлу в ответ на его мольбы отнять плотское искушение или аггела сатанина, приставленного жалить плоть его. Выслушав Павла, Господь отвечает: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). Возникает некоторое недоумение: Апостол просит Бога отъять искушение, которое мучает его, а Господь отказывает, и не просто отказывает, а объясняет почему Он это делает: «Ибо сила Моя совершается в немощи». Эти слова Господа имеют огромное значение и несут в себе глубокий сакральный смысл. В связи с этим возникает сразу несколько вопросов: А). Почему Господь отказал Апостолу языков Своему «избранному сосуду» в просьбе об избавлении от «жала в плоти», т.е. от блудной брани как мы писали об этом в статье «Дано мне жало в плоть…». Ведь крайне сложно вести такую брань и проповедовать среди язычников, погрязших в разврате и похоти? Б). Что значит: «Моя сила»? и В). Почему сила Божия должна совершаться в немощи, т.е. в обстоятельствах скорби, боли, лишений, болезни, нищеты и т.п.? Рассмотрим их по порядку.
                А). Господь отказывает Апостолу Павлу в его просьбе, потому что необходимым условием несения апостольского служения является способность избранника не превозноситься и не возгордиться. В противном случае, его служение будет лишено благодати и помощи Божьей, как замешанное на грехе. В силу этого, апостол начнет проповедовать не от «уст Господних», как сказал пророк Иеремия, а от себя самого, от выдумок сердца своего. Апостолу Павлу предстояло великое служение, а значит и искушение должно быть сильным и великим. Прп. Исаак Сирин писал: «Не входя в искушения, никто не приобретает духовной мудрости… Чем более приближаешься (к граду Божьему) и преуспеваешь, тем паче находящие на тебя искушения умножаются….соответственно величию благодати… и как возбранен к душе доступ к великим искушениям, так возбраняются ей великие дарования, потому что Бог не дает великого дарования без великого искушения.». Об этом же говорит прп. Макарий Египетский, живший за 300 лет до прп. Исаака: «Искушение не нападает на человека, если он не получает Духа. Однако, когда он получает Духа, то передается дьяволу, чтобы пройти искушения…. Если не нападет на вас искушение явное или тайное, то не можете вы продвинуться в своем духовном преуспеянии сверх меры, уже достигнутой вами». Вот почему Господь отказывает Павлу в его просьбе. Он получил от Бога такие дары и благодать, необходимые для его апостольского служения, что не подвергнуться великим искушениям он не мог. Для нас это означает следующее. Кто хочет познать истину, приблизиться к откровению и Божественным тайнам, кто хочет понять смысл пребывания человека на земле и послужить Христу здесь, ради вечной Жизни с Ним там, тот должен не просто любить искушения, а желать их. Как говорит прп. Исаак Сирин: «И тогда обретешь такие скорби, которые сладостнее меда». И чем сильнее искушения, тем сильнее благодать, сила Божия и откровения тайн Божиих.
                Б). Сила Божия, о которой говорит Господь – это благодать Святого Духа, которая является и силой, и Истиной, и милостью Божьей. Это совокупность даров Святого Духа и всего того, от силы тела до силы духа, которым познается Истина. Чем сильнее эта сила, тем бОльшие тайны открываются человеку.
                В). Почему сила Божия совершается в немощи? Потому что немощь смиряет, не дает превозноситься, дает понять человеку, что без Бога он никто и ничего не может. В немощи единственным источником помощи и спасения становится Бог. Вспомним утопающего Апостола Петра. Протягивая ему руку, Христос повторяет то, что было уже с Павлом. Пока «утопающий», т.е. страждущий, погибающий, нуждающийся не возопит к Богу, помощь не придет, потому что Бог помогает только тем, кто Его призывает, ибо Он не может ничем помочь тому, кто о помощи не просит. Нельзя неволить человека и добром тоже. И слова известного врача Ф.П. Гааза, воспитавшегося в протестантской семье, : «Спешите делать добро», скорее приносят вред, чем пользу. Это выражение  совершенно в духе протестантизма и католицизма, но чуждо Православному вероучению, потому то: во-первых, спешка никогда ни к чему хорошему не приводит, особенно в делах добра, а во-вторых, чтобы делать добро нужно быть к этому серьезно подготовленным и иметь рассудительность, о чем мы писали в других работах.  Поэтому не нужно спешить помогать человеку, который об этом не просит, как бы не растрогала его судьба и положение. Этого не может даже Бог, потому что нарушается закон свободной воли, против которой не может идти и Создатель. Право свободного выбора – неотъемлемый дар Божий, посягать на который не может никто, иначе само создание Вселенной и сотворения человека было бы лишено всякого смысла. Каждый вправе сам выбирать: добро или зло. И если умирающий просит водки, а не причастия, то это его выбор. Если некто Промыслом Божиим  поставлен в обстоятельства крайности, нужды или бедствия, то вмешательство в этот Промысел, даже из побуждений сострадания к человеку или жалости к нему, является противодействием воле Божьей. Никогда богатство и излишества не могли сделать человека лучше, а вот нищета и скорби - могли! Это подтвердит и правоверный мусульманин и благочестивый иудей. Конечно же, это не касается тех случаев, когда страждущий не в состоянии попросить о помощи. Тогда долг христианина помочь ему вплоть до самопожертвования, ибо : «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13). Но если, нуждающийся имеет силы и разум попросить о помощи, но не просит об этом, то его, по словам свт. Игнатия Брянчанинова: «Нужно отдать Богу», чтобы не стать преступником воли Божьей. Устраняя, по собственному желанию обстоятельства крайней немощи или скорби, мы тем самым лишаем человека условий, в которых только сила Божия и может совершаться, т.е. немощи. А значит и лишаем его шанса стяжать силу Божию и спастись. Бог хочет, чтобы нуждающийся просил о помощи, ради его смирения и подавления гордыни и тщеславия - причин всех грехов. И если он может, но не просит, значит тщеславия сильнее нужды. И в таком случае, нужно отойти в сторону и дать возможность работать Духу и Промыслу. Здесь, как и во всем поведении православного, должна на первом месте присутствовать рассудительность, а не чувства, страсти и желания.


Рецензии
Добрый день, уважаемый Игорь!
Возник такой вопрос к Вам.

Вот Вы считаете:

// Бог хочет, чтобы нуждающийся просил о помощи, ради его смирения и подавления гордыни и тщеславия - причин всех грехов. И если он может, но не просит, значит тщеславия сильнее нужды. И в таком случае, нужно отойти в сторону и дать возможность работать Духу и Промыслу.//

А я в своей жизни на практике сталкивалась и с такими случаями, что человек просто по своей натуре зачастую стесняется попросить о помощи или же уже до того не раз просил её у окружающих и столкнулся при этом с их чёрствостью, как тот Добрый Самаринянин поначалу столкнулся с ней.
Или человек не хочет обременить тебя собой и своими проблемами и немощами.
А предложишь ему помощь сама первая - он охотно и благодарно соглашается.
Я обычно помогала в таких случаях и нередко, видя и рассудительно оценив ситуацию и положение человека, первая инициативно предлагала помочь.
И считала, что в свободной воле человека отказаться от предложенной ему тобой помощи или смиренно согласиться на неё.
Правильно ли я поступала или нет?

А вот протестантски воспитанный упомянутый Вами доктор Гааз да, действительно спешил делать добро в первую очередь наиболее тяжко согрешившим людям (в том числе и не раскаившимся в своих тяжких грехах), а вот, к примеру, к своему же родному сыну был черствоват и не смиренен и не вполне добр и не ладил с ним.

С уважением,

Аня Гриневская   31.08.2023 02:21     Заявить о нарушении
P. S. :

Я при этом исходила прежде всего вот из каких евангельских мотивов Учения Христа.
Ведь тот пострадавший человек, насколько я понимаю, НЕ просил священника, левита и Доброго Самарянина помочь ему, а тем более в том объёме оказанной ему Добрым Самарянином помощи - дать содержателю гостинницы два динария и т.д.(по крайней мере Христос об этом ничего не сказал), и при этом, скорее всего он был не без сознания, и лишь только один Добрый Самарянин проявил инициативу оказать ему помощь:

// Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. //

Вот и я старалась рассудительно зачастую сама проявлять собственную инициативу, в том числе порой и первой инициативно такчично спрашивая, нужна ли им моя помощь.

Были и другие ситации, например некто при мне попросил не меня, а своего знакомого(ую) что-либо подсказать ему(ей) (например, как пройти туда-то), а тот(та) подсказал(а) ей неправильно или не мог(ла) ему(ей) подсказать, тогда я тоже тактично порой проявляла свою добрую инициативу без спроса и не из тщеславия.

Правильно ли я поступала?

С уважением,

Аня Гриневская   31.08.2023 04:36   Заявить о нарушении
Добрый день, Анна! Конечно, одинаковых людей, а значит одинаковых ситуаций не бывает. Ко всему нужно подходить индивидуально, т.е. с рассудительностью, о чем я и писал. В вашем вопросе есть два взаимоисключающих фактора: стесняется и не хочет обременять. Стеснение - признак тщеславия, хотя и весьма тонкого и скрытого. Синоним выражения "Я стесняюсь" - "Мне стыдно", а это и есть тщеславие. Вспомните, как Киса Воробьянинов устроил мелкий бунт против Остапа, когда тот заставил его просить милостыню: "Никогда Воробьяниновы не просили милостыню"! Если человек не хочет обременять других своими просьбами, но понимает, что без помощи других ему не обойтись, то это еще можно с натяжкой принять за любовь к ближнему, которого не хочешь обременять. Но, вы забываете в этих рассуждениях о Боге и Его Промысле. Если бы Богу было неугодно, чтобы человек просил помощи у других, Он бы не поставил его в соответствующие условия. Когда вы предлагаете человеку свою помощь и он охотно соглашается, тогда, во-первых, вы лишаете его необходимости просить, а значит проявить смирение, а во-вторых, его самолюбие, т.е. тщеславие остается не задетым. Что касается момента - "не причинять хлопот другим", то если бы это было так на самом деле, то и при вашем предложении о помощи, такой человек, по приведенной вами логике, также должен отказаться от вашей помощи, даже если вы сами ее первой предложили. Иначе возникает некое лукавство или алогичность: не хочу просить о помощи, чтобы не обременять другого, но если он мне сам помощь предложит, то никакого обременения не будет - пусть сам помогает?! И?...Ведь все равно в последнем варианте человек будет обременен исполнением того, что сам предложил нуждающемуся. Где логика? Поэтому, и в том, и в другом случае имеет место проявление гордыни.

Игорь Устичев   31.08.2023 09:13   Заявить о нарушении
Теперь постараюсь дать пояснения про P.S.
Я писал в своей статье, что оказание помощи человеку не способному самостоятельно о ней попросить - проявление любви к ближнему. Вы не допускаете мысли, что путник был избит до такой степени, что просить и говорить не мог? Христос прямо описывает его состояние после нападения разбойников: "Оставили его едва живым". Иисус не просто так это добавил, а именно подчеркнуть неспособность раненного помочь себе самостоятельно. Каждое слово в Евангелие имеет глубокое значение. И добрый Самарянин поступил совершенно в духе евангельской любви к ближнему.

"Правильно ли я поступала?", - поправив ошибку ответившего? Правильно! Вы в своем рассуждении не обратили внимания на то, что человек попросил помощи и неважно, что не у вас. Сам факт обращения за помощью уже свидетельствует об устроении его души. Например, человек тонет и кричит о помощи без адресно, просто: "Помогите", а из 10 наблюдающих, только один бросается его спасать. Остальные девять, что могут сказать, что их это не касалось?

Игорь Устичев   31.08.2023 09:21   Заявить о нарушении
Большое спасибо, уважаемый Игорь!

Я тогда, написав Вам слово "стесняется" не имела в виду "стыдится", а прежде всего вспомнила свою собственную детскую стеснительность, застенчивость.
Я тогда (вспоминая себя) по-видимому не страдала каким-то повышенным по сравнению с окружающими детьми тщеславием и гордыней и высокомерием, видимо моя нелюбовь к публичности в озвучивании моих нужд всё-таки имела несколько иные корни.

И альтруизм стесняющегося я (в моей рецензии Вам) усматривала ещё и в том, что стесняющийся человек думает и о том, что многим (большинству, но не всем поголовно) будет неудобно выполнить его просьбу потому, например, что они очень спешат по их добрым или нужным делам, весьма торопятся, им некогда, не до помощи окружающим именно сейчас.

Проводились и опубликованы в солидной психологической литературе эксперименты, что спешащие, торопящиеся или озабоченные чем-то важным для них (вот-вот предстоящими экзаменами, к примеру) ситуационно менее чутки к окружающим, как к не просящим, так и к просящим их о помощи и содействии.
Даже про тех священника и левита из той притчи Господа нашего Иисуса Христа было там написано, что вполне может быть они были не вообще повышенно чёрствыми по жизни, а возможно просто сильно торопились куда-то по своим важным делам или были сильно озабочены своим, ситуационно эгоцентрированы.
Вот.
А когда человек интересуется, не нужна ли помощь, он как бы сигнализирует, что он вполне готов посильно помочь и это для него не обременительно.
Это, к примеру (условный пример), как если в сети светский мечтающий создать семью парень не пытается завязать общение со всеми подряд внешне симпатичными ему молодыми женщинами (ведь вдруг большинство из них могут оказаться замужем или почему-либо недолюбливающими парней и знакомства в сети), а избирательно (благо потенциальный выбор большой) реагирует на аккаунты только тех из них, кто сами не постеснялись инициативно выставить статусы типа: "ищу вторую половинку", "без пары", "одинока" и т.д., а остальных (скорее всего замужних, неодиноких или просто совершенно незаинтересованных в таких вот знакомствах здесь в сети, а не в более уместной для них обстановке в храме или на работе, на общей вечеринке) просто считает неудобным донимать (методом "холодного" неизбирательного опроса в сети) своими личными просьбами и предложениями.
Хотя в самом содержании этих его личных просьб и предложений и нет ничего зазорного.
Вот что я тогда имела в виду.

С уважением,

Аня Гриневская   31.08.2023 13:30   Заявить о нарушении
Анна, но мы же не о детских восприятиях и представлениях разговариваем. И не о альтруизме непонятного образца. Вы же не о ребенке писали, который стеснялся у вас помощи попросить. Зачем лукавите? Вы писали о взрослом. К чему все это? Ну, хотите быть правой - будьте ей. Я же не возражаю, а лукавить зачем? Аня, я вас ни в чем не осуждаю, но и согласиться с вами только потому, что вы считаете себя правой на пути богоискания тоже не могу. Впрочем, поступайте как считаете нужным. Не нужно приводить в обоснование вашей позиции доводы, которые как вам кажутся, объясняют ваши намерения. Не нужно. Ни к чему это. Не хотите сотгласиться со мной - не соглашайтесь. Ваш выбор, и ваша воля.

Игорь Устичев   31.08.2023 14:56   Заявить о нарушении
Аня, вы либо спрашивайте, если хотите узнать что, либо не спорьте. А то у нас с вами так получается: вы спрашиваете для того, чтобы со мной поспорить. Ни вам, ни мне этого не нужно, посему этого и не будет.

Игорь Устичев   31.08.2023 15:02   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Игорь!

Да уж, я видимо реагировала на непривычную Вашу информацию как и Светлана Энь и некоторые другие Ваши читательницы.
Хотела быть понятой и при этом и самой глубже разобраться, докопаться до Истины.

С уважением,

Аня Гриневская   31.08.2023 15:14   Заявить о нарушении
Аня, и слава Богу! Простите, если чем вас обидел. Пишите, спрашивайте, разбирайтесь, но никогда не спешите с выводами.

Игорь Устичев   31.08.2023 15:24   Заявить о нарушении
Хорошо, я постараюсь!

Спасибо Вам!

Аня Гриневская   31.08.2023 16:10   Заявить о нарушении