Даже каторжные не испугали меня...

Друзья!

Из Сети.


 "...Это первая дошедшая до нас творческая и дневниковая записная книжка, свидетельство писательского подвига Достоевского. Она будет важна для фольклористов и этнографов, изучающих жизнь фольклорных жанров в различной народной среде, в данном случае в среде отверженных, униженных и оскорблённых, так определил академик Д.С.Лихачёв, давая оценку книге "Моя тетрадка каторжная" В.П.Владимирцева и Т.И.Орнатской, которые провели интересные исследования Сибирской тетради.
Вёл ли писатель записные книжки в докаторжные 40-годы пока неизвестно. После ареста Достоевского его архив попал в Ш-е Отделение и до нас не дошёл. Но исследователи творчества Достоевского утверждают, что писатель в быту иной раз отходил от традиций своей "тетради каторжной". Из переписки видно, что в июне 1875 года он писал из Эмса А.Г.Достоевской, имея в виду дочь Лилю и сына Федю: "Непременно заведи такую
книжечку и слова их записывай".
Сибирская тетрадь, таким образом, оставила основные черты и особенности, определила собой достаточно чётко и прочно (заметки и наброски с натуры, словечки и выражения, дневниковые элементы, творческие планы , рисунки).
Искренне и честно, с сознанием долга перед своей гражданской и патриотической совестью Достоевский раскрыл духовный и бытовой мир "военной каторги" - одного из самых кошмарных явлений самодержавно-крепостнического общества.
Пером Достоевского водила не холодная репортёрская старательность, но жгучая боль за участь своих "братьев по несчастью", гениальная способность к "не могу молчать". Такое богатое исследование предстало предо мною "Моя тетрадка каторжная"(Сибирская тетрадь).
Чем же интересным для нас стала каторжная тетрадь?
Своими пословицами, поговорками, меткими выражениями, тексты-миниатюры Достоевский брал из первых рук - устно-разговорного источника, из личной связи писателя с его «братьями по несчастью».Четыре года каторжных работ Достоевский провёл в обществе убийц и воров - никакого разграничения между уголовными и политическими преступниками ещё не делалось.
В письме к А.Н.Майкову от 18 января 1856 года, накануне годовщины выхода из каторги, Достоевский не без энтузиазма осмысливал её итоги, и сочувственно писал: «.. .даже каторжные не испугали меня, - это был русский народ, мои братья по несчастью, и я имел счастье отыскать не раз даже в душе разбойника великодушие, потому собственно, что мог понять его; ибо был сам русский»).
И ещё 10 лет Достоевский жил среди героев («информаторов») своих записей, близко общался с ними, наблюдал их поступки, жесты, слушал, что и как эти «Разговоры Петровичи» говорят. Свои впечатления он описал в «Записках из Мёртвого дома» (1862)".http://proza.ru/
...Други!
Увы, сегодня русский язык  очень засорён чуждыми иностранными словами."Иностранные слова засоряют нашу речь. Вот, например, часто слышу: "скил", "релокейшен", "изи". Ведь можно сказать по-русски: навык, переезд, легко. А ведь собеседник может не знать такого слова. Зачем же ставить его в неловкое положение? Считаю, англицизмы уместны только в общении с друзьями, когда вы на одной волне"-написала Антонина Баранова, учитель из  Солигорска.
Да, это так, но  с  друзьями-иностранцами прежде всего.Я лично вот на дух не переношу косноязычную речь старика Байдена из Вашингтона.

Вл.Назаров
**************
1.Материалы для будущих писаний собираю...

В январе 1850-го года Ф. М. Достоевский прибывает в Омскую крепость, и тогда начинается “долгая, тяжелая физически и нравственно, бесцветная жизнь”, продолжавшаяся 4 года. Несмотря на то, что Достоевский не был освобожден от тяжелых физических работ (вместе с другими каторжанами он крутил точильное колесо, переносил камни), главным испытанием для него стал запрет на писательскую деятельность и “почти полная невозможность иметь книгу”. “Неужели никогда я не возьму пера в руки? <...> Боже мой! Сколько образов, выжитых, созданных мною вновь, погибнет, угаснет в моей голове или отравой в крови разольется! Да, если нельзя будет писать, я погибну. Лучше пятнадцать лет заключения и перо в руках”, — писал он брату Михаилу из Петропавловской крепости. Единственное, что оставалось Достоевскому-писателю, — это наблюдать и тайно (скорее подпольно) записывать увиденное на маленьких листочках. Так появилась “Сибирская тетрадь” Достоевского (как он называл ее “Моя тетрадка каторжная”).
Пословицы и поговорки, песни, притчи, отрывки из диалогов и лексические заметки, услышанные от каторжан, Достоевский сначала записывал на разрозненных листочках, обрывках, а затем “при благоприятном шансе”, когда он мог остаться один, переносил в “Сибирскую тетрадь” (см. Владимирцев В. П. Каторжная тетрадка Достоевского). К сожалению, возможности найти уединение и погрузиться в творческую работу у него почти не было. Писатель составлял свою “тетрадь” в условиях строжайшего запрета на книги и любую литературную деятельность, и обнаружение его записей могло грозить ему серьезным наказанием. Однажды на омских политических арестантов был совершен донос и «...Ф. М. Достоевский, на сделанный ему следователем вопрос: не писал ли он чего-либо в остроге или когда находился в госпитале? — ответил:
— Ничего не писал и не пишу, но материалы для будущих писаний собираю. — Где же материалы эти находятся?
— У меня в голове».
В этой “тетради” Достоевский фиксирует “народное слово” и включает разнообразный фольклорно-языковой материал, что делает ее интересной не только для исследователей творчества писателя, но и для этнографов и лингвистов. «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно. Сколько историй бродяг и разбойник<ов> и вообще всего черного, горемычного быта\ На целые томы достанет», — “Сибирская тетрадь” впоследствии станет важнейшим источником “народного слова” в романах Достоевского: исследователям удалось выявить 560 случаев её цитирования!
https://vk.com/malfilfac
***********
2.«ЛИМОННИЧАТЬ»....КЛАССИК ВДОХНОВИЛСЯ НА КАТОРГЕ!

Федор Михайлович Достоевский — один из самых значимых русских писателей в истории. Его влияние на нашу культуру сложно переоценить, ведь он не только писал произведения, признанные шедеврами, но еще и искусно обогащал русский язык.
В романах, рассказах и повестях Достоевского можно найти множество новых слов и выражений, которые затем стали использоваться в повседневной речи. Например, знакомое всем слово «стушеваться» ввел в обиход именно Федор Михайлович, чем, кстати, очень гордился.
Всего классик добавил в русский язык не менее 10 слов. Однако ни одно из них, кроме «стушеваться», не прижилось. А жаль, ведь, как правило, слова Достоевского получались образными,живыми и красивыми.
«Лимонничать» — один из самых ярких примеров подобных слов. Его Федор Михайлович использовал в повести «Село Степанчиково и его обитатели», вложив в уста помещика Бахчеева. (Кстати, там же упоминается и похожее на лимонничать слово — «апельсинничать»).
«А на что холопу знать по-французски, спрошу я вас? Да на что и нашему-то брату знать по-французски, на что? С барышнями в мазурке лимонничать, с чужими женами апельсинничать?разврат — больше ничего».
Также слово «лимонничать» Достоевский употребил и в легендарном «Преступлении и наказании».
«Приходит она, этта, ко мне поутру, — говорил старший младшему, — раным-ранешенько, вся разодетая. «И что ты, говорю, передо мной лимонничаешь, чего ты передо мной, говорю, апельсинничаешь?» — «Яхочу, говорит, Тит Васильич, отныне, впредь в полной вашей воле состоять». Так вот оно как! А уж как разодета: журнал, просто журнал!», — говорили работники, клеившие обои в квартире процентщицы.
Благодаря контексту догадаться о значении слова не сложно. Лимонничать значит нежничать, любезничать, жеманничать.
Разумеется, это слово произошло от заимствованного греческого Xip.ovi или непосредственно итальянского limone. В русском языке уже в 1490 встречается упоминание фамилии Лимонов.
Само же слово «лимонничать» своим происхождением обязано омской каторге, где Достоевский, осужденный по делу петрашевцев, провел четыре года. В ссылке писатель много общался с другими осужденными и записывал их выражения в знаменитый дневник — «Сибирская тетрадь». «Да что ты со мной лимонничаешь? Чего ты со мной апельсинничаешь?», — значится в записи под номером 60. По всей видимости, слово «лимонничать» Федор Михайлович услышал от одного из заключенных. Вероятно, оно так ему понравилось, что он ввел его в обиход.
Тем не менее потомки Достоевского его симпатию к слову не разделили. Поэтому в русском языке оно не прижилось.
https://yandex.ru/turbo/liveinternet.ru/
********************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
30 августа 2023 года.


Рецензии