Предание первое. О возрасте спорят

На гравюре первой половины XVIII "Вид города Ярославля с Московской дороги"    

 
Так и кажется, что многочисленные ярославские храмы сотканы из тонкой вязи радости, кроткого умиления, благодарности Творцу и людям, которых Творец наставил на их возведение на благо всем входящим. И так же неизменно, не исчезая веками, витает в них светлый образ Христа с грустными и любящими глазами и ненавязчиво зовет к себе всех «труждающих» и «обремененных». И это влечение к глубине и благочестию кажется неколебимым, о чем, благословясь, поведём нашу неспешную беседу. 
«Перед моими окнами обширнейшая и красивейшая площадь города Ярославля — Ильинская, длиной полверсты, правильная, обстроенная красивыми и изящными зданиями. Между этими последними есть одно, воздвигнутое по плану знаменитого архитектора Растрелли, несколько других — в хорошем итальянском стиле. Средину площади занимает парк, обнесенный решеткой, с величественной бронзовой колонной в память Демидова, основавшего в 1805 году, известный Демидовский Юридический Лицей, гражданскую гордость города. Невдалеке от памятника находится патриотическая святыня: пушки, служившие ярославцам защитой против поляков и приверженцев Лжедимитрия в 1608 году» — таким предстает город Ярославль в «Заметках и воспоминаниях туриста иностранца», опубликованных в 1892 году далматинским сербом писателем и путешественником Иосифом Модричем. 
Мне довелось быть в Ярославле проездом в 80-ых годах XX века и нынешняя встреча, спустя сорок долгих лет, позволила по-новому взглянуть на мифы и предания древнего города.      
А сколько же лет мудрому Ярославлю — не утихают споры историков и археологов?
На этом, кажущимся второстепенным за давностью лет вопросе, стоит остановиться немного подробнее. Каждый современный житель России скажет — Ярославль основан в 1010 году и относительно недавно отметил свое тысячелетие. Однако авторы XVIII и XIX веков однозначно не разделяли этого утверждения.   

Известно, что Ярослав прибыл княжить в Ростов в 989 году, и ему, родившемуся в 978 году, было в это время 11 лет и вскоре (как сообщает летописец) он получил в удел Великий Новгород. По мнению Татищева, Ярослав уехал в Новгород только в возрасте 32 лет в 1010 году и до отъезда выстроил рубежную деревянную крепость для защиты от нападений муромы и черемис.   
Эпоха великого княжения Ярослава простирается на пространстве десятилетий (1016 —1054), а потому, чтобы ближе определить время основания им Ярославля, необходимо бросить хотя бы беглый взгляд на течение политических событий того времени. Повторим, в летописях посещение великим князем Ярославом Суздальской земли (стало быть, и Медвежьего Угла, так как путь пролегал мимо этого места) отмечено под 1024 годом. Имеется высокая вероятность предположить, что ранее этого года Ярослав не был здесь ни разу.

В «Топографическом описании Ярославского наместничества», изданном в Ярославле в 1794 году, помещен рассказ о начале г. Ярославля. По рассказу этому город Ярославль начало свое восприял при великом князе Ярославе Владимировиче. О сем — говорится далее в древнем летописце — так повествуется, лето от начала мира 6624 (1016). Тот год убил Святополк братей своих Бориса и Глеба. Тогда великий князь Ярослав прогнал братоубийцу Святополка из Киева и потом пошел осмотреть после братий своих Бориса и Глеба праздных княжений.
В краткой статистической таблице Ярославской губернии, составленной в 1823 году, для поднесения императору Александру I, посетившему в этом году Ярославль, читаем, что Ярославль основан Ярославом Владимировичем в 1028 году.

В истории города Ярославля – Протоирея Троицкого – приводится утверждение, что город основан в интервале между 1026 и 1036 годами.

В путеводителе по Ярославлю А.А. Титова, изданному в 1883 году в Москве, автор также полагает, что это случилось между 1026 и 1036 годами, хотя в летописях Ярославль впервые упоминается под 1071 годом. В то время весь этот край быль населен языческим, чудского происхождения, народом меря, хотя и пришлый славянский элемент был также весьма силен.

История города Ярославля Константина Дмитриевича Головщикова 1889 года утверждает, что об обстоятельствах и времени основания города, изданные по настоящее время летописи не говорят ничего. Упорно же держащееся между ярославцами устное предание, вошедшее в позднейшее время и в печать и в историю, а также медведь и секира в гербе города, подтверждают полумифическое сказание о начале города, которое гласит, что князь Ярослав  I, остановился на небольшой треугольной площадке, омываемой с одной стороны Волгой, с другой стороны Которостью, с третей ныне не существующим ручьем, пересохшим где-то между 1768 и 1777 годами, что отмечено в летописях, где отстав от дружины встретился с медведем, которого поразил секирой.      

В монографии Н. Верхового, изданной в 1903 году в Рыбинске, автор отмечает, что мнения историков в определении возраста города весьма противоречивы; только в одном сошлись их исследования — относительно личности основателя города. Историки пришли к единому мнению (что на первый взгляд кажется очевидным, но не весьма достоверно за давностью лет): город на слиянии Волги и Которосли основан великим князем Ярославом Владимировичем Мудрым.
С одной стороны, для определения времени о построении города логично было бы определить такой период в жизни Мудрого Ярослава, когда он действительно мог основать и построить город Ярославль; и этот период времени мира и согласия его с воинственным своим братом Мстиславом находится между 1026 и 1036 годами, когда русская земля наслаждалась тишиною и спокойствием, и тогда Великий Ярослав в цвете лет (около 40 лет), просвещенный христианин, мудрый, сильный самодержец всей северо-западной Руси, мог свободно устраивать внутреннее благосостояние своего государства; мог, как заботливый хозяин, обозревать свои владения, строить города и крепости, особенно нужные тогда на севере его обширнейших владений, сопредельных с дикими, воинственными и еще не покоренными народами. С другой стороны — у князей были весомые основания строить укрепленные города и в смутное военное время для защиты от набегов иноплеменников.    
Не найдя однозначного решения вопроса и оставив обоснование красивой даты возникновения города — 1010 — в качестве предмета исторических исследований, отметим, что основную часть населения вновь возведенного города составили переселенцы христиане из Ростова, таким образом Ярославль — первый христианский город на Северо-Восточной Руси, жители которого никогда не приклоняли коленей перед языческими идолами, что впоследствии нашло практическое отражение в невероятном для удельного города количестве монастырей и церквей, а также  позволило Ярославлю стать подлинной столицей «Золотого кольца» России.       


Рецензии