Заметки мимоходом. 1 - 31 декабря 2022 года

1 декабря
Предупреждение: всех диванных историков прошу воздержаться от «философствований», а комментарии представителей не монгольских народов будут незамедлительно удаляться.

3 декабря
Факты и логика
Ханы монголов рождались в юртах и мужали на обширных и живописных местах, с обильным травостоем, находящимися у средних течений Онона и Аргуни.

В Сокровенном Сказании Монголов (в русском переводе) Онон упоминается 36 раз, из них 3 – Ононская дубрава, сейчас Цасучейский заказник, сосновый бор, где проходили важнейшие совещания монголов средневековья. Это среднее течение Онона, недалеко от села Икарал (Эхэ или Ихэ арал), также поблизости от Делюн Болдок, который обозначался на картах Российской империи, в пяти километрах от Мирсановского караула, ныне села Нижний Цасучей (Са;аша – снежный). Здесь же – искусственная насыпь возле села Чиндант Первый, о котором П.П. Семёнов-Тян-Шанский написал, что здесь была первая ставка Чингисхана, позднее перенесённая в Каракорум.

Эргун (Аргунь) упомянут – 6 раз.
Названия рек упомянуты в связи с именами Тэмуужина-Чингисхана и Джамухи. Это – их реки, их места проживания. Замечу, что от Хэнтэйского нагорья до Приаргунска, где среднее течение Аргуни, около 1000 километров, а от Нижнего Цасучея – 300 километров. Боржигины Чингисхана и джадараны Джамухи жили рядом.

Туул (Тола) – река кереитов упоминается только 1 раз, в связи с поездкой Тэмуужина к Ван-хану. Сегодня Улан-Батор стоит на реке Туул или Тола, то есть столица Монголии построена на землях кереитов, а мы – жители российских районов, находящихся на побережьях рек Онон и Аргунь, живём на землях боржигинов, тайчиутов, джадаранов, частично татар и других племён средневековых монголов, то есть в местах рождения и возмужания Чингисхана и Джамухи.

Попутно заметим, что вся территория бывшей империи Северная Юань, а это Внутренняя и Внешняя Монголия, Байкальский регион – земли монголов, живущих уже 300-400 лет в Монголии, Китае, России, переходящих из одного административного деления в другое и медленно забывающих о своём историческом единстве...
Добавим к сказанному, что почти все насыпи по обеим берегам Онона, особенно возле сёл Чиндант и Кункур, что стоят напротив друг друга, разрыты и заросли кустарниками, но пытливый взгляд заметит, что здесь были проведены масштабные раскопки, которые под силу империям. Не поработали ли тут маньчжуры?
Не знаю, кто составляет такие карты, которые я иногда изучаю, но они, на мой взгляд, пусть и приблизительно, близки к имеющимся фактам, здравому рассудку и логике. А чем ещё можно руководствоваться?

4 декабря
Монголы мира: алгоритмы сохранения и развития. Возможны ли они?
Поддаться отчаянию при изучении истории и современности монгольских народов не дают знания, пусть и небольшие, о теории эволюции и опыт, которые говорят о выживании сильнейших. В нашем случае сильнейшие должны помочь слабейшим.
Что очевидно сегодня?

1. Очевидно, что монгольские народы, разделённые границами Китая, Монголии и России, может сохранить и развить неизбежное понимание того, что они – люди только и только монгольского мира.

2. Очевидно, что надо осознать и дать современникам весь опыт предшествующих поколений с тем, чтобы каждый представитель монгольских народов воспринимал всех людей монгольского мира не как номинальных братьев и сестёр, а именно братьями и сёстрами по крови независимо от их социального статуса или каких-либо других условий.

3. Очевидно, что каждый из нас в целях сохранения и себя, и потомства должен создавать и обогащать духовное пространство в соответствии с критериями монгольского мира.

4. Очевидно, что для этого требуется очень серьёзные знание о своей истории, исторических личностях, территории монгольского мира.

5. Очевидно, что только понимание своей не отчуждённости от монгольского мира способно создать внутреннюю духовную базу – единственное условие сохранения идентичности и развития всего монгольского мира. Следовательно, такая база должна быть нерушимой и неподверженной никаким влияниям извне, способной индифферентно воспринимать любой контент, направленный на его разрушение и порабощение. Наличие такого контента и такой среды очевидно.

6. Очевидно, что настоящий, самостоятельный, взлёт к высотам образованности и культуры возможен только от собственной базы, которую должен создавать каждый для себя самого, но, в первую очередь, – часть имеющейся на сегодня творческой и научной прослойки всего монгольского мира, осознающий свой долг и возможности развития своего общества. Особенно это касается личностей работающих в кинематографии, литературе, живописи…

7. Очевидно, что никакие другие нации и народы, страны и режимы не обязаны нас сохранять и развивать, если мы сами не будем мотивированы для сохранения и развития. Человечество, его накопленный опыт и знания – всегда готовы принять тех, кто желает развиваться и процветать.

8. Очевидно, что у современного монгольского общества (во всех трёх странах) есть свои особенности и отличия от остальных обществ, но вопрос выживания, сохранения и развития не может быть решён только сложившимися за последние десятилетия «особенностями». Он может быть решён абсолютным осознанием себя частичкой монгольского мира, жизнедеятельность которого питает связь со всем мировым сообществом.

9. Очевидно, что каждый из нас может достичь любого уровня развития в любой стране, но этническим представителем другого народа он не станет никогда. Японец Альберто Фухимори не стал перуанцем от того, что стал президентом Перу. Таких примеров можно привести множество…

10. Очевидно, что достижения любых высот в своём развитии возможны (и обязательны) только за пределами своего этноса, но все они должны становиться взносом в общий фонд развития всего монгольского мира, то есть каждого из нас…

___________________________________________
P.S. Орчуулаад бусад монголчууддаа дамжуулаарай.

5 декабря
О мотивациях и авторах
Искусство является ещё и инструментом мотивации общества для развития или задержки развития. Это его скрытая, но главная, задача, которую прекрасно понимал В.И. Ленин, утверждая, что «Важнейшим из всех искусств является кино!».
Мотивации, исходящие от зрительных или звуковых видов искусства, сильнейшие, хотя и скоротечные, но мотивации, заключенные в слова, – глубинные и долговечные. Всеми ими, как сильнейшими наркотиками, пользуются политические и мафиозные режимы, религиозные и политические течения, политики, партии, администрации. (Любая политическая организация, конечно, мафия). Покорение общества, то есть получение легитимности на перераспределение материальных ресурсов, без наркотического одурманивания невозможно.

Вместе с тем все виды искусства – антидоты, противоядия от гуманитарного отравления, противопоставляющие ему правильные мотивации, исходящие от здравого смысла и логики. Как говорится, одно слово правды может перетянуть весь мир. В информационном пространстве, как и в любом помещении, должны быть своя гигиена и санитарные нормы. Их и подсказывают здравый смысл и логика. Всё зависит от внутренних мотиваций авторов.

Появятся ли в монгольском мире множество сильных авторов мотиваций во всех видах и жанрах искусства, которые могли бы своими произведениями мотивировать для развития монгольские народы, неизвестно. В Монголии такое движение могло бы существовать на государственном уровне, ставя на первое место цивилизационные ценности. Но пока таких авторов очень мало. Остаётся работать, не ожидая скорых результатов. Эволюция – явление длительное.

9 декабря
Сакральное место Отукен, известное по орхонским надписям VIII века, конечно, на самом деле Этуген, женское лоно, откуда, как пишут, произошли монголы и тюрки. А остальные?
Одно из слов в надписях – Тэнгри.
Европейцы, считающие себя главными людьми, выделяют семь таких надписей разных времён, находящиеся в Центральной Азии. Какие бы предположения ни предлагали научному миру исследователи, начиная от Г.Д. Мессершмидта и пленных шведов, изучавших Сибирь в первой четверти XVIII века, как бы современные народы и страны ни присваивали себе авторство, слова Тэнгри, Этуген и другие понятны всем представителям монгольских народов без перевода. Ведь они используются в речи и сегодня. Некоторые – в бытовых ругательствах и восклицаниях.
Загадочная рукописная книга «Ырк Битиг», скорее всего «Их Бишиг» или «Большое письмо, Большой текст». Возможно, переводчики и переписчики сделали ошибку, что случается часто, особенно, при незнании описываемого предмета или явления.

Например, ватаги разбойников, которых у нас вежливо называют землепроходцами, а на Западе – колонизаторами, найдя на Аргуни первое серебро Руси, в своих «скасках» писали, что возле горы Кутулик (позже Крестовка) имеются реки – Алтача, Мунгача и Тузяча. Если первые два – Золотая и Серебряная, то третья должна быть Свинцовая – Тулгача (там много свинца), но вместо этого появилась Тузяча, ныне в народе – Гавнюшка. Так в русской истории осталась ошибка, а не подлинное название. Хуже того - всё превратилось в мощную Гавнюшку. Так и течёт...

Кстати, многие бурят-монгольские имена и фамилии сотрудники паспортных столов записывали, не соблюдая транскрипцию языков, ибо не могли знать о ней. Как услышали, так и написали, после этого имя Уханаши превращалось в Афанасьев и т.д. и т.п. А ведь многие из них имели звучания и напевность, присущие вековым традициям народов этой местности.
Конечно, жизнь в Сибири и Центральной Азии была и до всяких открытий, со своим укладом, коммуникациями, письменностью.

Не чувствующие предмета и явления люди обязательно напутают или ошибутся. Но всё же, как могли поступить те же исследователи и востоковеды (немцы, шведы, голландцы, евреи, русские), если монгольская словесность научно была изучена ими же, если они же, не монголы, создали учебники монгольских языков, сделали великое множество переводов, написали ещё больше книг, по которым мы сегодня учимся? Наиболее продвинутые представители монгольских народов были их учениками и помогали им, а те учили и были их кураторами. Не более того…

Конечно, монгольские и тюркские народы и сегодня используют в речи те же слова, которые имеются в упомянутых надписях на камнях и в рукописных книгах. И чувствуют свою историю лучше остальных. Но чувства – не развитие, как и хороший человек – не профессия и не наука.
История – тоже не наука и не профессия, ибо её нельзя доказать экспериментальным путём. Очень часто, история – это мгла предыдущих жизней, которые надо рассмотреть и услышать, изучая современников. Задача простая – видеть и слушать историю, живя в ней.

И современные монгольские народы, естественно, остались для некоторых субъектов только экзотикой. Их допускают или они допущены до собственной истории, их используют в своих целях политики и жрецы, объединяя или стравливая друг с другом. Их, как насекомых под лупой, изучают, измеряют, записывают, как и всё, что имеется во флоре и фауне природы. О них написаны тонны книг. Что и где в этих исследованиях правда никому неизвестно, её не знают и сами исследователи, которых финансируют государства.

Иногда спрашиваю себя: когда же монгольские народы перестанут быть подопытными объектами, начнут изучать себя и всех остальных сами? Вооружившись большой научной лупой и достижениями современных технологий? И пока не нахожу ответа.
Иметь такую глобальную историю и быть на обочине векторов мировых цивилизаций? Какие ещё нужны мотивации для развития?

12 декабря
Мысли вразброд или зарядка для мозгов

На каждом новом религиозном учреждении пора писать – «Мы открылись!»

Давно мы вышли из человека и легко расчеловечились. Возможно ли вернуться в Человека? Все остальные процессы возможны после этого.

Сорняк растёт сам по себе. Для того, чтобы он вырос, ничего делать не надо, разрастётся буйно и вольно, а вот для того, чтобы вырастить даже обыкновенный картофель, требуется серьёзный труд.
То же самое и в жизни: бардак и бандитизм разрастаются сами по себе, а порядок и спокойствие надо создавать, строить, организовывать. Долго и упорно. Но для этого нужны качественные люди. Где они?

Только типы, совершенно не знающие историю страны, могут утверждать о создании вертикали власти. На самом деле такая вертикаль в нашем обществе была и есть всегда. Непоколебимо, непобедимо, неистребимо. Каждый правитель выстраивает существующую вертикаль на свой лад.

Как-то услышал восхищённые отзывы бурят-монголов о весёлом парне из Средней Азии, который на одном из вокзалов Москвы на упрёк «понаехали», брошенный в его адрес недоумками, рассмеялся и воскликнул: «Аллах велел людям жить и украшать землю всюду. Нам везде по кайфу! А Москву строили все».
Не забыть смех солдата Средней Азии из далёких 1970-х годов: на реплику русского офицера перед строем о спекулянтах-мусульманах, он весело ответил: «На планете нет места, где бы не ступала нога торговца-мусульманина».
Однажды я жил в бурятском селе, где водку пили почти все. Совершенно не пил только один человек – киргиз по имени Нурлан. Большинство персонажей позабылись, Нурлан остался в памяти.
Кстати, Касым Жомарт Токаев свободно общается на пяти языках: английском, французском, китайском, русском, казахском.

Не в тему, но факт: уроженец нашего района, атаман Г. М. Семёнов знал в совершенстве - немецкий, французский, китайский, японский языки, не говоря о халха-монгольском и бурят-монгольском языках. Со всеми общался свободно. А те, кто знали только один, матерный, язык создали из него кровавого монстра, то есть - в самих себя и даже страшнее.

Оптовая база и торговля в нашем районе создана таджиками. Другие не организовали. Не могут, не хотят, нет способностей – всё вместе.

Между прочим, приграничные земли Забайкалья почти пустуют, это огромные площади в междуречье Онона и Аргуни с ценнейшим травостоем, исконные земли монголов. Фермеров мало, скот держат в деревнях. Скот на сдачу собирают фурами кавказцы и люди из Средней Азии. Некоторые их семьи, кажется, даргинцы, создали фермерские хозяйства и занимаются животноводством.
Вопрос: у кого есть перспективы и будущее?

Свободные люди и развитие – это большая история, опыт поколений.

Справедливость всегда окружена врагами, коварством невежественной массы, ибо справедливость всегда – добро, знания и любовь к ближнему.

Кому нужны религии, где всё шаляй-валяй, делай, что хочешь, нагреши и покайся? Человеку нужны строжайшие запреты и ограничения, иначе он мгновенно превратится в нравственного урода и будет защищать, прославлять и проповедовать это уродство, не оставляя никаких шансов для потомства.

Всё зависит от уровня развития, которое идёт от жесточайших ограничений до свободных философских поисков. На каждом этапе – свои меры.

Со многими образами и темами пора заканчивать. Закрыть гештальт по отношению к этим образам. И открыть новые образы. Лично у меня теперь будет только монгольский, то есть свой, мир. Мы ничего не знаем о своё мире! Как можем знать о других? Многие ещё находятся в старых темах, другие даже не вошли в них, третье в активном процессе.
Понятие «закрыть гештальт» означает беспощадный анализ прошлого и закрытие его в своем сознании, что подразумевает серьезную работу над самим собой. Гештальт должен быть обязательно закрытым. К нему нельзя возвращаться. Нельзя быть немножко беременным.

Зачастую общественная деятельность становится общественно опасной, повреждающей рассудок человека. Что противопоставить? Здраво воспринимать реальность, без никаких иллюзий. В информационном пространстве человека должны быть свои санитарные нормы и гигиена.

17 декабря
Мой ответ на все рассуждения о современных бурят-монголах

Во-первых и в последних: бурят-монголы никогда не были субъектным, а потому самостоятельным в своих решениях обществом, и все их «национальные» образования – фикция, игры, опиум властителей. Зачем рассуждать об этом, когда надо говорить о создании субъектного, имеющего свою политическую волю, народа?

Главный вопрос – в этом, а все остальные не имеют никакого значения, ибо до появления субъектного общества с ним будут делать всё, что угодно, при этом поддерживая самые разные россказни самых разных «деятелей».
Это условие касается всех народов России. Отсутствие условия субъектности ставит народы в ряд старающихся исчезнуть.

Действующее вещество настоящего развития народов – субъектное мышление, то есть наличие политической воли, значимость такого уровня, с которым считаются все, кто хотел бы заниматься перераспределением материальных ресурсов, прикрывая это политическими партиями и правительствами, то есть «узаконенными» мафиозными структурами.

Путь к субъектному обществу – только и только прогрессивное развитие во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Другого не дано. Остальное, включая религии, – путы, шоры, опиум, то есть однозначная деградация на радость всем хищникам в человеческом облике.

18 декабря
О языках и развитии монголов
В жизни, то есть в информационном пространстве, свободно владей своим диалектом на уровне его последних достижений, если таковые имеются, свободно владей халха-монгольским языком, ибо в нём сегодня присутствуют все диалекты монгольских народов, а сам ты – монгол; свободно владей английским, китайским, русским или другими языками, которые общеприняты в той среде, составляющей большинство в месте твоего проживания и где ты осуществляешь своё развитие.
Для современного монгола это минимальные требования времени.

И тогда у тебя исчезнут многие проблемы и разные невежественные предположения, происходящие от неразвитости, которая, в свою очередь, проистекает от знания только одного языка и заключения в его шаблоны мышления, являющиеся настоящими тюрьмами, задерживающими развитие.

20 декабря
О мотивациях монголов и книжных изданиях
В наше время границы современного монгольского мира имеют зримые очертания. Это, как известно, Внутрення и Внешняя Монголии, Калмыкия, Байкальский регион и весь Алтай России. Естественно, что все монгольские народы никогда не оставят стремления к единению.
Поскольку территориальное единство невозможно, остаётся возможным единение духовное, тем более, что современные коммуникации делают такую мечту вполне реальной. Все мы – братья и сёстры. Других нет. Уважая все народы мира, мы должны с великой любовью и уважением относиться, прежде всего, к самим себе.

После распада СССР стало обычным издание самой различной литературы по истории всех народов, входивших в его состав. Монгольские народы – не исключение из этих новых обычаев.

Есть такая мечта и у меня, но полагаю, что анонсировать познавательную книгу о бурят-монголах бесполезно до тех пор, пока не будет понятна на современном уровне общая история всех монгольских народов, тем более, что такое понимание должно исключать имеющиеся шаблоны русского мышления. Наличие любых шаблонов – главная задержка развития, а потому не должен даже подразумеваться диктат одного из них. Весь имеющий материал о монголах должен быть изучен в лаборатории монгольского мира, который можно назвать – народной мудростью и философией, монгол ард ухаан ба монгол г;н ухаан. Это главное условие успеха.

Представителям монгольских народов, в первую очередь, надо знать халха-монгольский язык, оттуда апеллировать к трудам о монголах, имеющимся на других языках. В процессе этих исследований, естественно, проявится проблема создания познавательной книги обо всём монгольском мире. Большая ошибка всех монгольских народов России в пренебрежении халха-монгольским языком даже на кириллице. Именно такое незнание отчуждает их от большинства монгольского мира.

Разумеется, что мотивацией развития всего монгольского мира становятся не только возможные в будущем книги, но и сам процесс подготовки создания таких книг, то есть обучение, ознакомление с территорией и людьми, сбор материала и т.д. и т.п.
В общем, работы впереди на несколько жизней.

23 декабря
Осень 2022 года. На месте археологических работ
Встретиться и поговорить с ним я мечтал давно. И вот мы говорим.
- В этом месте мы выкопали хонгодорского воина. Это был высокий человек, метра два ростом.
- Как узнали?
- Длина скелета более – 190 сантиметров.
- Почему обязательно хонгодор?
- На Чингисовом камне написано: получил 335 хонгодорских воинов. Конечно, один из них. Камень же нашли недалеко отсюда, километров за пять-шесть. Наверняка, из этих хонгодоров.
- Допустим. Хотя, возможно, надпись на камне о стрельбе из лука.
- Что интересно, большой был мужик. Монголы же маленькие. А этот – большой, сильный. А почему? Конечно, метис, наполовину русский. Без русских и китайскую стену бы не построили… Всё создали русские…

Продолжение разговора становилось бессмысленным.
Искал я его не не просто так. Мне необходимо было его послушать, узнать для себя очень важные факты. Ведь он более пятнадцати лет участвовал в археологических раскопках монгольских городищ. Раскапывал могильники, кузницы, жилища, городища. Многое видел и знает. Такой человек большая редкость. Он, можно сказать, внёс свой вклад в общественное мнение. Живёт в своей истории. Дружит с учёными-археологами, историками, руководителями археологических экспедиций, где, как я узнавал позже, до последних лет не было представителей монгольских народов, а если и были, то – обрусевшие буряты-студенты, не имеющие никакого представления о монгольском мире. Бурят-монголы живут в своих округах, деревнях, республике, там же занимаются историей. Какую преподнесут, той и занимаются, кто скажет, того и слушают, верят всем и всему…

Он продолжает говорить. Увлечённо, искренне. Допускаю, что подобные разговоры велись среди участников экспедиций: учёных, преподавателей, студентов, рабочих. Беседовали также искренне. У костров и палаток. Романтика. Мнения есть, сомнений нет. И Чингисов камень, действительно, нашли в этих местах, в начале XIX века, и городища средневековых монголов тут же, и раскопки ведутся со второй половины XX века чуть ли не до наших дней. Опыт наработан. И насчёт хонгодоров ничего не известно. Расшифровок надписи на Чингисовом камне очень много. Одна из них о том, что Есунке выстрелил из лука на 335 алданов, о хонгодорах там речи нет. Какая из расшифровок правильная?

Молчание моё наполняется невыносимой тоской. Будто из меня вынули душу и всё из чего я состою. Вокруг, до самого синеющего горизонта, сопки и степь, ветер гонит волнами травы, из которых выглядывают камни плиточных могильников.
Он продолжает говорить… Как отвечать? Как продолжать разговор? О чём и зачем?

24 декабря
Что значительно, а что токсично для монголов?
Монголы мира должны видеть свою историю и современность не в границах существующих Монголий или монголоязычных регионов России, а в историческом и этническом ареале всех монгольских народов. Только в этом случае возможно появление более ясного понимания развития процессов и видения их в разные периоды истории монголов.
А пока, без такого понимания для монгола и монгольских народов:
- История Внешней Монголии ничего не значит;
- История Внутренней Монголии ничего не значит;
- История Байкальского региона, то есть Иркутской области, Усть-Ордынского-Бурятского округа, Республики Бурятии, Забайкальского края, Агинского Бурятского округа ничего не значат;
- История Калмыкии, всего Алтая и Тувы – ничего не значат.
- Все споры монгольских народов по темам и сюжетам монгольской истории – ничего не значат.

Более того, имеющийся по теме контент токсичен для названного населения. И токсичность эта абсолютна, без никаких оговорок. Дробление монгольской истории распыляет и уничтожает монгольский мир, превращая её в ничто на страницах всех изданий и сайтов. Невозможно изучать отдельные части организма, не видя организм в целом, в процессе его жизнедеятельности.

Далее возникает важнейшая проблема – Нация и Государство. Нация может проживать на территориях разных государств, как это случилось с монголами, при этом нация существует намного дольше, а государство – недолговечно.

Общую историю монгольского ареала можно создать только объединёнными усилиями учёных-монголов, живущих в разных странах. Тем более, что для исследователей Внутренней и Внешней Монголии, вероятно, будет меньше, чем остальным, проблем с китайским и тюркскими языками, а также с доступом в архивы государств Востока, где имеются важнейшие источники по истории монгольского мира. Но мотивирующий контент по теме может создать один автор, чем я и занят в данное время.

Значение в нашем случае имеет только история всего этнического монгольского ареала, внутри которого находятся названные территории и происходят процессы, влияющие на монголов мира. Без такого понимания и видения развитие монгольского мира не имеет никакой перспективы.

Только после понимания таких вопросов и проблем можно будет сказать самим себе: кто мы, как творилась наша история, кого представляем в современности (вместе и по отдельности), а также выработать общую концепцию развития.

28 декабря
Что потеряли монголы вне монгольского мира к 2023 году?
(Предновогодний пост)

На пространстве России сегодня принято смотреть, слушать и читать разные цитаты мудрых людей планеты. На мой взгляд, все эти слова давным-давно живут в монгольском мире и сказаны потомкам предками, повторяют их и сегодня.
Вообще, многое из того, что пытаются устраивать администраторы вне монгольских регионов, скажем (условно), «День добрых дел», «Неделя честных поступков», а вместе с ними огромное количество дикостей и фуфла, в которые они и сами не верят, монголам мира непонятны.
Многие «мудрости» для нас нелепы, ибо мы с рождения знаем, что быть добрым, честным и справедливым человек должен всегда, всё время. Это императив. Дороже всего честь, имя, здоровье, благополучие – народа, семьи, вообще – имя и честь Человека.
Все эти требования существуют и, большей частью, исполняются в монгольском и тюркском мирах, скажем (тоже условно), 4000 лет, со времён хунну. То есть 2000 лет до нашей эры и 2000 лет в нашей эре, хотя и такое летоисчисление нам тоже привито, как и многое другое, приводящее к исчезновению самобытности и субъектности, какими бы положительными моментами эти потери ни компенсировались.

Но самое нелепое мероприятие современности: «Месячник родного языка», существующий с недавних пор на территориях компактного проживания бурят-монголов. С него и начну предновогодний пост.
При этом вспоминаются предложения, которые можно услышать в монгольском мире всегда: «За минь х;; наашаа суу. Чи том х;н боллоо. Би чамд хэдий ;г хэлье хадууж аваарай. Адгийн муу х;н гэж ямар х;нийг хэлэх вэ? Хулгай хийж, худал хэлдэг х;нийг хэлнэ. Шунал х;нийг шулмас болгодог гэдэг. Сайн шулмас гэж байхг;й ш;; дээ. Ямар ч ажлыг гололг;й сайн хийж чаддаг, х;нд муу санадагг;й, х;нд тус х;ргэдэг, н;х;рт;; ;нэнч х;нийг хамгийн сайн х;н гэнэ...»
Последние предложения написал на халха-монгольском языке, переведу в конце поста, хотя надеюсь, что мысль понятна всем монголам. Рождённый и выросший вне шагреневых округов и республики бурят-монголов России, я лучше чувствую общепринятый сегодня в монгольском мире язык, хотя знаю его на среднем, если не ниже, уровне. Разговорный и литературный бурят-монгольский язык знаю довольно хорошо, но пишу значительно хуже, чем на халха-монгольском. Кстати, меня называют русским литератором и, более того, президентом России я награждён медалью А.С. Пушкина. За русский язык. На самом деле я – филолог. Так получилось, но то, что случилось со мной позволяет видеть и говорить то, что случилось со всеми монгольскими народами на уровне языка. В данном случае с монголами России: бурятами, калмыками, тувинцами.

Тяжело, но необходимо сказать, что монголы России, безвозвратно теряют ощущения, присущие монгольскому миру на физиологическом уровне, становясь при этом безродными манкуртами, не знающими ни своего, ни чужого языка. Любой язык – не только культура или история народа, но и нечто большее, что обязан знать говорящий на этом языке.
Дело в том, что, в первую очередь, язык – физиологическое явление, то есть работа мышц артикуляционного аппарата, где: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо (ротоглотка), зубы верхней и нижней челюсти (прикус), губы, носоглотка, резонаторные полости и т.д. А далее, как понимает развитый человек, – вся физиология человека. Жизнь, как известно, – энергия, а энергия – вибрация. Потеря родных вибраций, ощущений и чувств – потеря всего, остаётся существование по цитатам и чужим приказам. (Кстати, обратите внимание на мощные челюсти и подбородки британцев и на то, что, робея, бормочем мы).

Произнесите для эксперимента своим внукам и внучкам ласкательные звуки, которые, наверное, можно произнести только на языках алтайской группы, в числе которых и монгольские. Это нечто среднее между «а, ;, х, г, к», когда звук идёт из гортани при смыкании корня языка и маленького язычка рядом с мягким нёбом. Это невозможно написать, можно только произнести, лаская маленьких детей. Всё ещё можете? Чувствуете ли краткие и долгие гласные, дифтонги, гармонию гласных в монгольской речи или ориентируетесь только по ударениям, как в русском языке?

Но, даже говоря на бурятском языке, наш речевой аппарат работает по канонам русского языка. Наши мышцы потеряли совокупные и естественные навыки произношения монгольских звуков, то есть в нас исчезла монгольская вибрация, живущая в гармонии с общей вибрацией монгольского мира. Мы для этого мира чужие, хотя всё ещё чувствуем тепло, согревающее всех монголов мира.

Мы так долго пренебрегали монгольским миром, отчуждались от него, хвалясь своим «бурятским развитием» и выставляя свои «бурятские достижения», свои округа и республику, что сегодня вернуться в прекрасный монгольский мир, где происходят интенсивные процессы настоящего развития, почти невозможно.

Все социальные эксперименты с монголами вне монгольского мира обнажаются при разговоре с жителем Монголии или Китая, где бурят-монголы пытаются понять сородича (!) во время разговора, при этом, поняв одно слово или фразу, радуются. Тому, что произошло с его народом?
Ещё до первой половины ХХ века по обе стороны границы монголы хорошо понимали друг друга, но чем больше инфицировали бурят-монголов, калмыков и тувинцев великой культурой, тем дальше (сознательно!) они отдалялись от своих сородичей и даже насмехались над ними. В результате такого инфицирования бурят-монголы потеряли свою идентичность и возможность стать когда-нибудь субъектом истории, то есть хозяевами своей судьбы. Ведь для этого они должны быть в монгольском мире, ощущать его вибрации на физиологическом уровне, в первую очередь – на уровне мышления и языка. Именно там рождаются и развиваются свои вибрации и своё метафизическое пространство, откуда только и возможно появление в реальном пространстве Субъектного Человека или Народа. До той поры можно говорить только об управляемом объекте, ибо у него нет и не может быть опыта мышления.

Конечно, говорить об исторической идентификации в XXI веке, неуместно, но у монголов другого пути нет, кроме объединения и возрождения своего мира, оставаясь при этом гражданами непрерывно развивающейся общечеловеческой цивилизации.

А теперь перевод предложений с халха-монгольского языка, которые я написал в начале поста: «Иди ко мне, мой мальчик, садись сюда. Ты уже большой человек. Я скажу тебе несколько слов, попробуй запомнить их. Кто самый плохой человек? Тот, который ворует и врёт. Жадность делает человека оборотнем. Хороших оборотней не бывает. Человек, который выполняет работу хорошо, поступает всегда хорошо, думает о других хорошо, помогает другим, верный своим друзьям, семье, супруге – лучший человек…»

Это слова простой бурятской бабушки своему внуку. Они были гражданами Монголии, жили в ХХ веке, но эти же вибрации главенствуют в монгольском мире и сегодня. Из-за этих понятий, которые живут в крови монголов тысячелетия, идут народные протесты в канун нового, 2023, года на площади в Улан-Баторе. (Дело о хищении угля на миллиарды долларов). Люди требуют назвать и наказать воров и оборотней, если это не пресечь сегодня, то они будут завтра, а потом – всегда. Вот в чём субъектность народа…

У монголов есть понятие - потерять душу. Непоколебимо верю, что все монголы мира, в том числе бурят-монголы, калмыки и тувинцы вернут потерянные чувства и душу. Именно в них их настоящая жизнь и развитие.
Здоровья, успехов, счастья! С Новым годом!
Эр;;л мэнд, амжилт, аз жаргал! Шинэ оны мэнд х;ргэе!

31 декабря
С Новый Годом! Будьте всегда Здоровы и не теряйте никогда Надежды!

__________________________________
На снимке: Краснокаменск. Здесь добывают уран. Был в сентябре 2022 года.


Рецензии