Рябина
На улице было прохладно. Дворник подметал сухие листья. Шум от подметания метлой, которую он держал в серых рукавицах, сначала мешал сосредоточиться художнику, но спустя время и шорох листьев, и шелест листвы на ветках соединилось в одно равномерное звучание, что придавало общей картине гармоничный фон.
Недалеко от художника остановился мужчина. Он сел на скамейку, закурил сигарету, и о чем-то задумался. «Вот здесь в этом парке мы с тобой и познакомились, Аня». Он сбросил пепел на асфальт, мельком взглянув на листья, которые упали на скамью.
Эту историю автору рассказал он сам два дня назад, после их встречи в парке возле старого забора. Мужчина искал рябину, а художник тем временем просто выискивать пейзаж для картины.
- Вот она моя красавица-рябина!.. После непродолжительной паузы он стал рассказывать автору свою историю осенней жизни.
О молодой женщине, которую он встретил именно здесь, в этом парке. Она шла вместе со всеми в толпе, и он сразу обратил на нее внимание. Она была одета в серое пальто, поверх которого красовался изящный оранжевый шарф. Волосы рыжие, средней длины, на которых хорошо смотрелся сиреневый берет. В общем, она выглядела очень интеллигентно.
Она остановилась возле скамьи, достала из кармана горсть семечек, рассыпала их по земле. Птицы были тут как тут: голуби прилетели на скамью, кружили возле нее, воробьи тоже не забыли показать себя. Когда девушка уже собралась уходить, он обратил внимание, что на скамейке что-то осталось лежать. Подойдя поближе, он увидел, что это был браслет ручной работы, из ягод красной рябины. Обратившись к незнакомке, он напомнил ей про забытую вещь.
Она обернулась. Ее лицо было уставшим и грустным. Улыбнувшись в ответ на оказавшую ей помощь, произнесла:
- Благодарю. Я немного рассеянная сегодня. Тороплюсь.
- Сами делали?
- Да. Возле нашего дома росла рябина. Я сплела этот браслет в память о том времени.
- Интересная история появления различных предметов. Прошлое ушло, его не вернуть. Но нужно жить дальше. Можно узнать как ваше имя?
- Аня.
- Сергей. Приятно познакомиться.
- Да, я иногда плету всякие безделицы для души, вышиваю.
- Да, я вот тоже сейчас вспомнил лес. Мы жили в деревне, поэтому нередко с отцом ходили. Лес завораживает. Настоящая жизнь может быть только там, в деревне. Воздух другой, дух иной. Но уйдя в бизнес, постепенно отошел от всего этого. Давно, в общем, не был. Ездил, когда было к кому. А потом решил, что дом мне и вовсе не нужен и продал. Сейчас мало, что напоминает о той старой жизни, только сохранившийся семейный архив. А насчет рябины могу сказать, что именно осенью она привлекает к себе внимание. Как и человек в свои зрелые годы.
- Интересное замечание! У меня как раз в жизни такой период – осознающий свои неисправимые ошибки.
- Знакомство наше символично. Напомнили мне о моем светлом прошлом. За что я вам благодарен.
- Вот на этом добром слове и попрощаемся. Мне нужно идти. Она посмотрела на него внимательно.
- Надеюсь, мы еще увидимся. До встречи.
Так они и познакомились. Еще не один раз встречались в этом парке осенью, а потом и зимой. Он сам не знал, что влекло к ней. Рядом с ней на душе было хорошо и спокойно.
- Аня, простите за нескромный вопрос: а вы замужем?
– Нет, - холодно ответила она.
- Это хорошо.
- От чего же хорошо?
- Потому что я был бы не прочь связать именно с вами свою жизнь. Аня смутилась и отвела глаза в сторону.
Зазвонил телефон. Послышался на другом конце провода женский голос.
- Я перезвоню, сейчас не могу говорить. И обратившись к Ане: - Мне нужно ехать в Москву. Какое-то время меня не будет. Но я вернусь. Вы очень хорошая, редкой души человек. «Думаю, что я не ошибся в своем выборе».
- Благодарю. Но все же время покажет, что нас ждет впереди. На все воля Божья.
- Возможно. Но и от нас немало зависит. Ведь мы и сами можем вносить коррективы.
- Жизнь непредсказуема. Порой точно знаешь, что будет дальше, а потом глядишь, - а все не так, как хотелось бы. Мужчина молчал и тоже о чем-то задумался. Они продолжали идти вместе по дороге.
- Дом остался, рябина, наверное, растет до сих пор?
- Нет, дом продан, а деревья срубили новые жильцы. Там много, что еще изменили, дом вообще не узнать.
- Нужно было оставить дом.
- Так я тоже была против. Но это мать продала. После смерти отца, матери сложно было там оставаться. Купила ей квартиру.
- Печальная выходит история. А сердце ваше доброе. Можно задать вопрос?
- Да, конечно.
- Почему вы постоянно такая грустная? У вас что-то в жизни произошло? Зазвонил снова телефон, но он сбросил звонок.
- Не беспокойтесь, у меня все хорошо. Я не из тех, кто любит жаловаться. Но я придерживаюсь старых взглядов на жизнь.
- Ань, мне все-таки нужно идти. Я пойду. Может, обменяемся контактами для связи?
- Думаю, пока не надо.
- Хорошо. Пусть тогда останется между нами недосказанность.
Она как всегда мило улыбнулась, попрощалась, пожелала удачной поездки, и ушла. Ушла незаметно, также как, и неожиданно появилась в его жизни. А впереди была разлука. Расстаться, чтоб снова встретиться. Он запомнил ее грустной, скромной, любящей природу, добродушной, милой, в ее глазах был свет и надежда на новую жизнь.
***
Раздался звонок в дверь.
- Здравствуй. Женщина средних лет, в длинном шифоновом платье и с платком на голове, зашла в коридор. - Как ты? Тут она пристально на нее посмотрела. - Я тебе вот фруктов привезла, вкусных и полезных.
- Здравствуй, Марина. Нормально. Нужно вот в поликлинику сходить за анализами.
- Что-то случилось?
- Нет, все хорошо. Просто каждый год, как обычно, по списку.
- Понятно. Это правильно. За здоровьем своим следить нужно. Главное в жизни здоровье. Все остальное приложиться.
Аня вернулась на кухню допивать чай. Марина с большой сумкой последовала за ней. Из пакета выложила на стол продукты. которые привезла.
- Все наше родное, с деревни. А ты все чай пьешь, с ромашкой… Что говорят врачи? Улучшение есть? Все-таки какая-то бледная.
- Да, с Божьей помощью, выздоравливаю. Как ты сама? Как съездила?
- Приглашают на работу. Жениха уже нашли.
- Вот как. Не плохо. Я за тебя искренне рада.
- Ага, не плохо. Да как я тебя здесь брошу одну-то. Ты ко мне приехала, дом свой оставила. А мне теперь уезжать. Она многозначительно посмотрела на нее. – Мы же с тобой как родные сестры. Со школы вместе. Смотрю на тебя, на себя не похожа. Грустишь все.
- Ну, что ты в самом деле. Не нужно из-за меня от своего счастья бежать. Ничего, я помаленьку, потихоньку, глядишь и к тебе в деревню перееду. Там воздух другой, дух иной – глядишь, и на себя похожа буду. Она улыбнулась. - Жених то как, тебе нравиться?
- Да что жених! Все они одно. Дом у него не плохой, жить можно, двухэтажный, земли соток двадцать, хозяйство есть: кот да собака - вот и вся радость наша. Вот так.
- А что не дурно, совсем не дурно. Соглашайся. Хоть кто-то из нас двоих будет по-настоящему счастлив!
- Боже мой, да за что же тебя так Господь мучит? Откуда такие мысли? Сейчас стол накрою.И у тебя будет счастье. Встретишь своего друга. Вернеться к тебе Сергей. Я в это верю. А ты?
- Не знаю, сказал, что приедет. В храм нужно сходить. Да ноги не идут. Устала.
- Ты что такое говоришь? от чего устала то? Молодая ведь. А я тебе скажу отчего устала - от одиночества устала. Женщине мужчина нужен, тогда она расцветает и живет. А не как ты здесь в стенах.
- Да перестань накручивать.
- Нет, Ань, так и есть. Семья – это опора, сила, вера, и надежда и любовь – и все это вместе жизнь.
Солнечные лучи ярко осветили кухню. Аня посмотрела в окно на небо. Привстала, чтобы подойти поближе, но почувствовала головокружение.
Чайник закипел на плите.
- Ну, давай будем обедать.
- Ты обедай, а я пойду, прилягу. Полежу немного да встану с новыми силами. Плохо спала этой ночью.
- Снова бессонница? Вот-вот. А я о чем тебе толкую. Любви тебе не хватает.
- Нет, просто что-то неспокойно на душе.
- Конечно, тревога одолела от усталости. Вон чай уже с ромашкой пьешь, чтоб успокоиться. Не ромашка должна успокаивать, а мужчина рядом.
- Природа иногда лучше всяких лекарств.
- Вот именно, что иногда.
- Мужчина говоришь мне нужен. Тут думать надо хорошо. Боюсь ошибиться.
- Помолись. А сердце твое само тебе подскажет. Не раскисай, все у тебя будет хорошо. Я в этом уверена. Слышишь? Приедет твой Сережа. Ты и не представляешь, как я хочу-то увидеть тебя счастливой! Появиться и семья, а там заботы, не будет времени зацикливаться на себе самой. А то все я, я болею…
- Ладно, давай уже обедать будем.
***
На следующий день Марина решила съездить за товаром. На рынке разговорилась со своей старой знакомой о жизни, о ценах и много, что еще говорили, пока она не увидела Сергея – жениха Ани. Но он был не один, с блондинкой. «Ну, значит вот так тебе жениться то нужно».
- На кого это ты так зло смотришь?
- Да так, обозналась. Ладно я пойду, мне ехать надо, подруга болеет.
- Пусть выздоравливает твоя подруга. И ты не болей.
- Передам. Созвонимся.
Марина ждала на остановке автобус. «Безусловно, рассказывать не стоит. Сама все узнает в свое время. Главное, чтобы не было поздно».
***
Сергей действительно вернулся с поездки. Блондинкой оказалась его бывшая супруга. В этом городе их связывала совместная собственность и общее дело, которое начали когда-то вдвоем. Они развелись без разногласий, претензий друг другу. Детей у них не было. Сергей решил отдать ей в руки весь бизнес, а квартира по праву осталась принадлежать ему. Он решил остаться и начать новую жизнь. Его бывшая жена придерживалась другого мнения и навсегда уехала в Москву. По ее мнению, только там ее ждет успешное будущее. На этом и расстались.
Месяц пролетел быстро. Находясь в своей квартире, он держал в руках кольцо. «Надеюсь, согласиться…».
Закурил сигарету и вышел на балкон. Подругу Ани он раз мельком видел в парке. Они тогда прогуливались вдвоем. И тут он заметил женщину очень похожую на нее.
Тем временем Марина зашла в аптеку. Сергей докурил сигарету, и уже направился к выходу, как зазвонил телефон, который задержал его на несколько минут. Марина вышла из аптеки и направилась в противоположную сторону, и решив срезать, свернула во двор. Когда Сергей зашел в аптеку, Марины, естественно, там уже не было.
***
- Ань, я тебе вот принесла фруктов. Не отказывайся. Обижусь. Как ты? Аня смотрела в окно и молчала. - Ань, я тебе кажется уже говорила, что все твое болезненное состояние от одиночества. Не зацикливайся. А то так действительно можно заболеть. Мы с тобой еще молодые. Какие наши годы. Хочешь, я с тобой останусь. Деревня подождет.
- У меня к тебе просьба. Аня говорила тихим, ослабевшим голосом.
- Какая? Все сделаю, только скажи.
- Я хочу домой.
- Что? Как домой? Ты в своем уме. Обратно уехать. Так ведь там совсем одна будешь. Тут хоть я есть рядом, поддержка как никак.
- Марин, не уговаривай. Я хочу домой. И браслет мой забери себе. Потеряется. А ты сохрани. Прошу тебя от чистого сердца.
- Это ты понимаешь, что говоришь такое… Ань, не пугай меня так.
- Все хорошо, Марина, все хорошо. Мне уже лучше.
На следующий день, как обычно по расписанию, медсестра пришла ставить капельницу. Аня выглядела отрешенной, уставшей.
- Марин, Марин…
- Да, да, что-то случилось?
- Нет, нормально все, мне сегодня Сергей приснился.
- Ну, вот видишь. Я ведь говорила, что все будет хорошо. Приедет твой Сергей.
- Мне что только не присниться порой. Да нет, зачем я ему нужна. Он в Москве и по-любому уже кого-нибудь нашел и женился. Прошло то уже полгода. А все тишина.
- Глупая ты. Ты ведь сама номер телефона свой утаила. И что теперь ты хочешь. Он может уже и приехал. Откуда ему знать, где ты живешь. А так бы позвонил бы, написал бы. Я тебе так скажу: жизнь свою менять боишься. Перемен боишься. Вот и прячешься и сидишь в четырех стенах. Так и просидишь одна. А тут вообще собралась уезжать. Дождись Сергея сначала. Если сказал, значит приедет.
- Я его так явно видела. И так хорошо себя чувствовала, словно освободилась отчего-то тяжелого. Мне так легко, легко. Он мне что-то сказал, а я правда не помню, что ответила… Правда, Марина, не помню. Хочу вспомнить, но не могу.
- А я знаю, что ответила. Что согласна.
- На что согласно то?
- Глупая точно. Замуж за него согласна.
- Марин, ты это серьезно? Думаешь, сны это серьезно? Все сказки. Верить снам нельзя.
- Смотря каким снам. Но твоему сну думаю можно. Все у тебя будет хорошо. Улыбнись. Любит он тебя.
- Марин, а сколько времени?
- Сейчас, посмотрю. Четвертый час пошел, а что?
- Можно тебя попросить?
- Я же сказала, проси, что хочешь.
- Сходишь в парк?
- Зачем?
- Да так просто сходи.
- Хорошо, Ань, схожу. И она улыбнулась.
- Я чувствую, что выздоравливаю.
Марина вышла из дома в половине четвертого. «Сережа, Сережа,… а что Сережа - у него блондинка. Выскажу ему все сама, если встречу. Пусть знает, как надежды подавать».
***
Вот и осень. Листопад. Желто-красные листья опадают на охладевшую, позабытую солнцем, землю. Серые тучи сковали небо. Небо безмолвствует. Чего-то ждет…. Чего? Тишина. Дорога усыпана листвой. Путь домой.… И идешь по ней словно не один. Все шумит рядом с тобой. Ветер тревожит листья. И листья в ответ не молчат. Все в соседстве и в гармонии друг с другом. Так и у людей. Друг без друга мы не можем, мы бессильны, мы как дети.
Сергей закуривал очередную сигарету, как неожиданно увидел Марину. Она шла по центральной дороге в простенькой темного цвета куртке, длинной юбке, на голове серая шапка. Женщина шла быстрым шагом. Она смотрела в противоположную сторону. Сергей подошел к ней сам.
- Ну, вот мы и встретились. Марина посмотрела на него.
- Вы Сергей? "Аня как в воду глядела".
- Я вас узнал. Вы подруга Ани.
- Больше, чем подруга. Поэтому в обиду ее никому не дам.
- Как Аня?
- Болеет. Но уже выздоравливает.
- Что за болезнь? Что говорят врачи?
- Все хорошо у нее. Переживать не за что. Хотя у тебя своя семья есть. И есть за кого переживать. Вот и конец всему.
- Какая семья?
- Можно подумать не понимаешь, о чем я говорю. Я видела вас.
- А, так это...
- Вот-вот.
- Так мы в разводе. Она уже уехала. Можете быть спокойны. Марина резко бросила на него взгляд.
- Как у вас все быстро то. Не успели жениться, а уже развод.
- Смотрите, какое кольцо Ане купил.
- Вот это бриллиант! Марина посмотрела на него с восхищением. – Дорогое колечко. Думаете Аня глупая? Да, Аня немного наивная, доверчивая. Но не глупая. А я вас насквозь вижу. Она посмотрела на него внимательно: - Хотя не мне вас судить.
- Я и не собираюсь ее обманывать.
- Только солнце было. И вот незаметно тучи заслонили небо, вечер. Пошли.
- К Ане?
- Да, от судьбы не уйдешь.
Они вместе направились из парка по дороге к долгожданной встрече.
***
- Ань, смотри, кого я тебе привела? Марина зашла в комнату. – Ань, слышишь, Сережа пришел? Марина не стала включать свет. Постояла, посмотрела на нее, да и вышла в коридор.
- Уснула. Давай проходи на кухню. Пусть отдохнет, измучалась вовсе своей болезнью. Как же ее жалко бедную. Прошли на кухню, Марина поставила на плиту чайник.
- Ты что будешь? Кофе или чай? Хотя, что я спрашиваю, конечно, кофе, да? Он кивнул.
- А что за болезнь то?
- Да нет у нее никакой болезни. Грусть одна да тоска. А если все-таки женитесь, дай то Бог, то где останетесь здесь в нашем городе?
- Нет, заберу ее с собой к себе.
- А ты из Москвы?
- Нет. из Красноярска.
- В нашем городе конечно медицина слабее, что уж говорить. Да и жизнь, наверное, там лучше. Здоровье свое поправит. Я так хочу, чтоб она была счастлива. Она этого заслуживает. Я вот все собираюсь в храм сходить, но, то одно, то другое, дела, дела…
- Вера – это конечно хорошо. И для души и для совести.
- Будущее важно. И для другой жизни радеем.
- Другая жизнь еще не скоро настанет, но о ней думать никогда не поздно.
- И покаяние, и исповедь очищает нашу грешную душу. А вы, наверное, и ни разу там не были?
- Я в храме был, наверное, когда меня крестили. Но признаюсь честно. Как Аню повстречал, так снова стал заходить. Марина была удивлена услышанному.
- Серьезно. Аня дорога моему сердцу.
- И уже хорошо, что крещенный. Она улыбнулась.
- У меня дед был православным. Со своей матушкой на воскресные службы ходили. Вот это я понимаю вера. А как Аня к этому пришла?
- Мы со школы вместе. Я для нее как старшая сестра. Мы вместе пошли в церковь. Так с тех пор и ходим, когда вместе, когда порознь.
По стеклу забарабанил дождь. Так разговаривая, они просидели где-то с полчаса.
Некоторые время сидели в тишине.
Неожиданно появилась Аня. В руке она держала кружку.
- Марин, а с кем ты тут говоришь? Аня увидела Сергея и от растерянности, выронила кружку, которая упала и разбилась.
- Это на счастье. Марина подошла к ней: - Как себя чувствуешь?
- Отлично.
- Вот и хорошо. Я пойду. Я точно помню, что что-то было нужно.
Они смотрели друг на другу, не отрывая взгляда. Сергей подошел к ней и обнял.
- Привет.
- Привет. Вы меня сегодня удивили. Он достал кольцо.
- Ты выйдешь за меня? Аня еле сдерживала слезы.
- Что ты такое говоришь. Не может быть.
- Может.
- Мне очень нравиться кольцо. Но я не знаю, что сказать.
- Я тебя так люблю, милая. Не отпущу тебя никуда, никогда.
Марина все это время подслушивала за дверью и вытирала платком слезы. "Вот она настоящая любовь". Марина собралась вытащить сервис, но случайно выронила из рук и все это с грохотом полетела на пол. В комнату зашли Сергей с Аней. Марина махнула рукой.
- Это на счастье. Подошла к Ане и обняла ее. Марина прошептала сквозь слезы про обязательное венчание, что без этого просто никак нельзя.
***
На улице светило солнце. Погода казалась благотворила новому союзу. Венчание в кафедральном соборе было торжественным. Пришли знакомые Марины, ее коллеги, дальние родственники Ани. Все стояли со свечами и цветами. После венчания поехали в загс, где состоялась официальная регистрация брака. И в этот же день вечером поездка в новую счастливую жизнь. Марина безоговорочно последовала за ними до самого железнодорожного вокзала.
- Анечка, как же я счастлива за тебя. Не забывай меня. Пиши. Непременно завтра же позвони.
- Конечно, Марина. Конечно же позвоню.
- Аня, пакет возьми.
- Марина, без пакета для меня никак не можешь.
- Тебе есть надо хорошо и больше фруктов.
- Не волнуйся за меня. У меня теперь Сергей есть.
Марина после отъезда Ани, чаще стала в храм ходить, посещать службы. Вскоре Марина сама стала семейным человеком и уехала в деревню.
Свидетельство о публикации №223083000839