Украинизация русской Мальты

- Я горжусь знакомством с тобой! Ты такая смелая.
- Я?
- Ну, конечно. В такое время ты осмелилась показать в Русском Доме спектакль по рассказам украинского писателя. Для этого нужна смелость. Вдруг твои (так он называет всех от рядовых дипломатов до самых больших российских начальников) решат, что ты … ну, ты же понимаешь…

С чего вдруг я об этом задумалась
Мой мальтийский приятель смотрел на меня полными восхищения глазами, а наш разговор состоялся после того, как в социальных сетях он узнал о планирующемся у нас спектакле Московского Экспериментального Драматического Театра Лиц «Жизнь прекрасна!» по рассказам … Антона Павловича ЧЕХОВА!!! Именно последнего он почему-то определил как украинского писателя, хотя и творившего на русском языке.

Как ни хотелось мне и дальше видеть восхищение в глазах импозантного мужчины около преклонного возраста, но пришлось разочаровывать, пояснив, что Антон Павлович, конечно, родился в Таганроге, только вот на тот момент это была Екатеринославская губерния Российской империи, а Украина как независимое государство на тот момент не фигурировала от слова совсем. Встретив недоуменный взгляд, пришлось пойти дальше и расширить знания моего визави, вкратце пересказав биографию Чехова. Казалось бы, вопрос был исчерпан, но меня, конечно же, не могло не заинтересовать, а с чего вдруг мой приятель вообще задумался о Чехове-украинце.

Оказалось, что именно в день нашего спектакля (бывает же такое совпадение) один из известных мальтийских профессоров высказался в социальных сетях о необходимости наконец-таки отлить в бронзе памятник известному украинскому врачу и драматургу Чехову, гипсовый вариант которого работы мальтийского скульптора Анонио Шортино уже многие годы хранится Музее Изящных искусств МУЗА в Валлетте. История этого артобъекта, ранее всегда причисляемого к так называемой «русской Мальте», настолько интересна, что я как-нибудь о ней напишу отдельно. Пока же могу отметить, что профессора довольно быстро поправили поклонники творчества Антона Павловича, разместив в комментариях самые разнообразные свидетельства от биографических записей самого драматурга, до высказываний на этот счёт известных специалистов.

Надо отдать должное, информация об украинском происхождении была снята, а вот сам призыв об отлитии памятника из бронзы и установке в Мальтийском университете остался, из чего лично я могу сделать вывод, что автором двигали совсем не конъюнктурные соображения. Так вот, возвращаясь к началу нашего повествования, именно эта статья, причём, ещё в неотредактированном варианте и попалась на глаза моему доброму мальтийцу.
Тут, как говорится, вопрос исчерпал сам себя довольно быстро. Казалось бы, всё осталось на прежних местах. Но, как любил повторять мой покойный муж, один случай – всего лишь случай, два – тенденция, три – система. Попробуем понять, в какой же стадии находится процесс ползучей украинизации «русской Мальты», если, конечно, он вообще существует.

Февральские поползновения

Данная история произошла в конце января этого года, я особо её запомнила потому, что именно в тот момент изучала историю русских изгнанников на Мальте (кому интересно – вот ссылка: В пабликах вдруг стала усиленно разгоняться тема: а кому, собственно говоря, принадлежит фигура Бориса Эдуардса, одного из нашедших на Мальте вечный покой деятелей российской культуры. Какой он русский? Он же украинец, он жил в Одессе, он наш – звучало с разных сторон.
Вот она, гримаса истории в самом что ни на есть классическом варианте: пока украинские власти с энтузиазмом демонтировали памятник Екатерине в Одессе, украинские беженцы на Мальте с не меньшим энтузиазмом требовали признать украинцем Бориса Эдуардса, скульптора, автора того самого, уничтоженного, одесского памятника. При этом самые горячие головы предлагали срочно убрать с его захоронения могильную плиту, на которой написано, что он РУССКИЙ скульптор.

Борис Эдуардс, российский скульптор английского происхождения был одним из основателей Товарищества южнорусских художников, создателем первого на юге России художественно-бронзово-литейного завода. Но главное – именно его гениальному творческому уму и вдохновению принадлежал знаменитый памятник Екатерине Второй, основательнице Одессы.
 
За пять лет, отведённых ему судьбой для жизни на Мальте, он успел выполнить огромное количество частных заказов – медальонов, бюстов, статуэток святых, осевших у лучших европейских коллекционеров Европы. Самая известная его работа – статуэтка «Грёзы» выставлена в Музее изящных искусств МУЗА (там же, где хранится скульптура А.П. Чехова) как часть национальной коллекции искусства Мальты. 
Борис Эдуардс вместе с другими русскими изгнанниками нашёл упокоение на мемориальном кладбище Та-Браксия в Пьете. Увы, его близкие не установили ни памятника, ни даже плиты, могила была утеряна. Через многие годы при содействии Российского центра науки и культуры на Мальте её местоположение было установлено, и сразу после этого на средства Посольства Российской Федерации на Мальте там была поставлена надгробная плита. За захоронением в настоящее время ухаживают волонтёры организации «Друзья кладбища Та-Браксия», каждый год в Родительские субботы у него собирается российская диаспора, чтобы почтить память Бориса Эдуардса вместе с другими русскими изгнанниками.

Думаю, каждый может сделать выводы сам. Я же скажу, что громкие дебаты на данном этапе так и остались только дебатами. Пошумели и как-то затихли сами собой.

Кто следующий

Как-то так получилось, что большинство из оказавшихся на Мальте русских изгнанников значительную часть своей доэмиграционной жизни были связаны с Малороссией. Поэтому рискну предположить, что следующим новообъявленным украинцем рискует стать знаменитый русский художник и архитектор Николай Краснов.

Ставший в 23 года городским архитектором Ялты, он настолько преуспел в своей профессии, что именно ему сам Николай II поручил перестроить летнюю резиденцию в Ливадии. Обласканный царским двором и осыпанный многочисленными наградами и почестями, он вынужден был бежать от революции сначала в Крым, а оттуда – на Мальту, бывшую тогда английской колонией.

Увы, колониальные власти так и не дали ему разрешения работать по специальности. Художник перебивался случайными заработками и частными уроками. Устав от постоянного безденежья, Николай Краснов перебрался в Белград. На острове осталось порядка сотни его работ. Высокоточные копии работ художника можно увидеть в Российском центре науки и культуры, при содействии которого почта Мальты также выпустила специальные марки с изображением его мальтийских акварелей.

Вопросы, они же размышления
Думаю, у некоторых прочитавших этот материал вполне могут возникнуть вопросы. А что, собственно, случилось? Ну, назвал кто-то кого-то украинцем? И что с того? Вы, дамочка, явно палку перегибаете: то вам не понравился материал в соцсетях, то к каким-то разговорам и заявлениям цепляетесь, а под конец и вовсе решили подсказывать следующую фигуру для украинизации.

Что касается последнего – тут всё просто: это не я подсказываю, это я чужие рассуждения пересказываю. Уж простите, источник информации не назову, но разговоры идут. Пока, что называется, ни шатко, ни валко, по принципу: ну, он же основную часть эмиграционного периода в Сербии провёл, а мы с вами на Мальте.
А что касается первых двух, то тут мне почему-то до кучи вспоминаются заявления политиков о «узурпированном» Россией великом украинском композиторе Сергее Рахманинове, об украинском конструкторе космических кораблей Сергее Королёве и первом украинском космонавте Юрии Гагарине (Гагарчуке). Вишенка на торте – переименование картины французского импрессиониста Эдгара Дега, которая в одночасье из «Русских танцовщиц» стала называться «Украинскими танцовщицами». И сразу вечер перестаёт быть томным, а настроение – благостным.
Иногда сама себе задаю вопрос: ну, и сколько это может продолжаться? Может уже хватит, ребята?


Рецензии
Да, очень актуальная статья, многие "новые украинцы", а точнее бандеровцы и их пособники, последние десятки лет лет страдают навязчивой идеей; во всём нам завидуют и пытаются внушить своим гражданам, что русские - никуда не годные ребята, а все, что в мире есть хорошего , это мы украли у них, у украинцев, приватизировав "их" великих людей, в том числе деятелей культуры, науки и т.д. Хотя на самом деле всё совсем наоборот. Ведь, всн что в Киеве есть хорошего- все создано Россией, русскими, или при их содействии и помощи. Взять тот же Крещатик, или авиацию, которую им создал русский Антонов. В общем у наших бывших братьев есть по этому очень хорошая поговорка: "Дурень думкою радіє, нею він і багатіє» (Дурак мыслью радуется, ею он и богатеет).

Александр Жданов 2   30.08.2023 15:54     Заявить о нарушении
Кстати у меня по этому поводу тоже есть маленький рассказ: http://proza.ru/2023/03/29/14

Александр Жданов 2   30.08.2023 15:56   Заявить о нарушении
Спасибо. Прочитала Ваш рассказ. Я сейчас за границей, так что историю с памятником Хмельницкому упустила.
К сожалению , многие из тех, кому вешают лапшу про "великих укров" реально верят. Первое время я пребывала в шоке, теперь просто смеюсь
Хотя это, конечно совсем не весело.

Ирина Переверзева   30.08.2023 23:50   Заявить о нарушении
К сожалению, на Мальте эти процессы набирают обороты. Но ведь на то и щука, чтобы карась не дремал. Мы дремать не будем. Здесь стараемся эти процессы регулировать. Очень хорошо, что удалось быстро поправить этого профессора, иначе представьте, он бы всё это своим студентам понёс,а те - дальше. Несколько лет - и вуаля, а был ли русский Чехов?

Ирина Переверзева   24.09.2023 11:49   Заявить о нарушении