ликбез и Мини о детях

      ЛИКБЕЗ
     (ликвидация безграмотности срочная )

         1

     Часто пересылаемые картинки в Интернете.  Закончили школьники свой год
     учёбы. Всему научились. Из написанных школьниками сочинений по русскому
     языку есть выдержки, которые гуляют в Интернете, показали обратную
     картинку, как «не проходи мимо», смех, да и только. А смеяться здесь совсем
     не стоит, потому, как смеёмся, ведь, над собой, учителями русского языка в
     школах, гимназиях, и родителями. Родители, конечно, заняты работой, им не
     до своих детей. В школе программа  составлена укороченная, не успевает
     ученик запомнить нашу сложную грамматику, но, родного, русского языка.
     За современностью второпях, как роботы запрограммированные, дети не
     успевают запоминать. А урок должен быть построен на повторении пройденного
     материала, и ни одним уроком, с разъяснением правил. Ученики все по-
     разному воспринимают прочитанное, услышанное, не все же, «умники». Они
     ссылаются на Интернет, где можно найти слово, если вспомнит,  как пишется,
     и всё.
     Опять же вспомним советскую программу по изучению русского языка.
     Занимались каждой буквой, учились писать, назывался урок «чистописание».
     Грамматику изучали тщательно, подробно. Литература подобрана для воспитания
     школьника быть думающим о своём будущем и родной стране, в которой живёшь.
     Взрослые, старшее поколение это прекрасно помнит, знает. Только вот,
     почему-то, сейчас, степенное исчезновение русского, национального,
     простого, душевного, доброго, из чего состоит сущность русского человека.
     Всю жизнь говорили все на чистом русском языке. Сейчас разговорная речь
     перепутана с иностранными, инопланетянскими, электронными словами,
     фенькиным языком.
     Прошла пандемия, справились, и будем справляться всем миром, бросив все
     усилия на победу над злом. Наступило время организовать курсы «ЛИКБЕЗ», как
     после революции, в советское время, может, это шутка, но доля правды есть.
     Пора, пора наступила обратить внимание на школьную программу русского
     языка, литературу. Русский язык – расцвет нации, культуры, искусства. Был,
     есть и будет нашей гордостью!
     С каким трепетом, любовью относились писатели, поэты начиная с 863 г. с
     известного Просветителя и проповедника христианства Кирилла и его брата
     Мефодия, начиная с первых букварей к русскому языку.  Наступил XX1 в.,
     электронный мир побеждает?  Что с нами случилось?
     Вспомним, как В. В. Набоков вспоминал  занятие с учителем: «… брал он меня
     чудесами чистописания, когда, выводя слова «покой» или «люди», учитель
     придавал какую -то органическую густоту тому или другому сгибу, точно это
     были готовые ожить ганглии, (скопление нервных клеток), чернилоносные
     сосуды…». Так умел В. Набоков своим искусным воображением представить себе
     чистописание. Русская словесность захватила моё сознание полностью. Пушкин
     и Толстой, Тютчев и Гоголь встали по четырём углам моего мира. Я
     зачитывался великолепной описательной прозой великих русских
     естествоиспытателей и путешественников. «толковый словарь» Даля в четырёх
     томах читал по несколько страниц ежевечерне, отмечая прелестные слова и
     выражения».


      П

     СЛУШАЮТ ЛИ ДЕТИ, когда им говорят, как сделать….

     1.Мини о детях

     Бабушка вечером берёт внука из детского садика. По дороге, пока идут до
     дома, обязательно обратит внимание на что-то интересное, как ей кажется, и
     для внука тоже, на земле или на небе. На небо смотреть тяжелее, надо
     поднять голову, чтобы посмотреть на что-то интересное, это не под ноги
     смотреть, где тоже много можно увидеть. Но всё равно бабушка показывает на
     полосы, оставленные реактивными самолётами. Тогда была подготовка  к
     майским праздникам. Бабушка обращается к внуку, чтобы он обратил внимание
     на переплетение линий. И говорит ему: « Давай, внучек, поиграем
     в «крестики, нолики». Я поставлю крестик, вот с краю. А ты, Степаш?  Внук
     смотрит на переплетение клеточек и говорит: «а я в середину». Бабушка
     радостно говорит: «А я выше, над твоим ноликом», поиграли.
     И так, пока облака не растянулись хаотично. Из облачков получались фигурки
     и бабушка опять обращается к внуку, который уже оказался в стороне. Внук
     махнул рукой, подойти не захотел, надоело. Бабушка сделала вид, что
     обиделась и пошла не останавливаясь, не глядя на внука.
     Но, мальчик быстро почувствовал, что бабушка обиделась. Через несколько
     минут он подошёл к ней и дёрнул за её рукав, а сам смотрит на небо
     «посмотри, мол». Да, снова высоко появились несколько следов от самолётов,
     бабушка посмотрела, кивнула головой. Путь к дому продолжали вместе.

      2
     Следующий раз прогулка была по зимнему лесу. Заснеженные ёлочки, кусты,
     деревья смотрелись экзотически красиво и бабушка, естественно, не могла
     оставить всю прелесть, и не обратить внимание внука, который бегал от куста
     к кусту по глубокому снегу. «Скоро Новый год, Степан, давай, когда придём
     домой нарисуем вот такую красивую ёлочку и покажем маме. Но, не тут - то
     было, внук занимался сугробами, измерял глубину.
     Дома бабушка, пока готовила ужин, принесла бумагу, карандаши, чтобы вместе
     нарисовать ёлочку. Внучок не слышит, что бабушка зовёт его заняться
     рисованием, громко сказано рисованием, но, хоть, что-то бы изобразил.
     Так хотела бабушка, и показывает внуку свой рисунок. Степан, посмотри, что
     у меня получилось, ёлочка или кустик? Так сказала, чтобы он показал на
     своём листочке свою ёлочку. Степан посмотрел, не долго думая, взял лист
     смял его и бросил на пол. Дальше можно к нему больше на эту тему не
     обращаться. Что-то не так. Не приставай.

     3.
     Но, бывает и так…

    На детской площадке бабушка спрашивает воспитательницу: « Как, день у вас
    прошёл? Внук услышал голос бабушки, подошёл к ней, пойдём, сказал. Потом, -
    ой, забыл, - и снова убежал на свой участок. Прибежал, протягивает свою
    ладонь. «Это тебе, бабушка, я собирал в песочнице, ты ведь любишь камушки,
    завтра у тебя день рожденья». Да, да, Степаш, ой, как же ты запомнил и
    камушки пособирал, да такие красивые, и даже чёртов палец оказался среди
    маленьких круглых, квадратных.  Глядя на воспитательницу, бабушка пояснила,
    что «чёртов камень» это молния, попадая в песок на берегу, расплавляет
    Воспитательница удивилась такому подарку бабушке от внука, и сказала: «
    Степан сказал бы мне об этом, придумали мы все  вместе ещё что-нибудь.
    Спасибо! сказала бабушка, - этот подарок для меня самый лучший!».

     4.
     ЕЩЁ, как-то вечером…

     После детского сада возвратились домой.  Внук открыл дверь в детскую
     комнату и восклицает громко: « Бабушка, смотри, гномики опять разбросали
     игрушки …».  Бабушка увидела, да, на полу сплошной хаос из игрушек,
     бумажек, игры. Про себя подумала, вот ведь выдумщик, как быстро придумал,
     что сказать. «Хорошо, внучек, поможем гномикам убрать игрушки по своим
     местам, машинки поставим в гараж.  Игрушкам очень хочется спать, они за
     целый день устали, играли с гномиками. Где у машинок гараж? Внук быстро
     определил место для стоянки.  Вот и хорошо, теперь и нам пора готовиться,
     ко сну. Я тебе почитаю сказку. Он помнил, что накануне, были будни, и
     игрушки собирали вместе с бабушкой. В выходного дня родители быстро за него
     собрали игрушки, когда он уже был в кровати. Вот теперь, возвратясь с
     бабушкой в квартиру, внук и вспомнил про гномиков. В четыре года он уже
     хитрил, делал по-своему.

     Вот и подумайте, дорогой мой читатель. не так-то просто подойти, сказать,
     обратить внимание ребёнка на что-то нужное, надо чувствовать его настроение
     и отвлечь чем-то другим. Дети послушают, но запомнит клеточка в мозге,
     которая отвечает за мышление, а сами не подадут вида. Потом, они всё равно
     вспомнят, в похожих действиях. Так, что говорить надо и обязательно!

     5.
 
     ЖИВНОСТЬ поддаётся учению

     Теперь, я вспомню про живность, которые так же, как все мамы стараются
     научить, подготовить к жизни своего ребёнка. Свои наблюдения
     за жеребёнком, кошками с котятами, собачкой  уже писала в своих сборниках. 
     На днях увидела выводок утят. Они так красиво плыли за мамой уткой, быстрый
     переплыв с одного берега до другого, да ещё против течения было
     завораживающее зрелище. Семь маленьких пушистеньких комочков плыли, а за
     ними легкие разводы воды, превращались в лёгкую волну. Мама-утка уводила
     деток под высокую траву, в защищённое место, где можно спокойно ловить
     жучков, червячков в воде. Но при этом, она успевала с ними говорить на
     утячьем языке, что и как надо добывать себе пищу. Вдоль берега под травой
     она с детками уплывала далеко от своих гнёзд. Пока плывут она выходит из-
     под укрытия, гогочет и машет им крыльями, будто приглашает размять свои
     ребячьи крылышки и плыть дальше. Один, я заметила был не послушный и всё
     время она его поджидала; подплывёт к нему, помашет крыльями, что-то
     прогогочет чтоб он возвратился к своим братишкам, сестрёнкам, их был
     семеро. Он так же взмахнёт раз крылышками и живо весело подлетит.
     Смотреть на них было весело и интересно. С каждым днём они взрослели, чуть
     отплывали от мамы дальше, выплывали на цветы кувшинок, на островок из
     травы, что растёт в воде, а так как они оперились, пытаются уже нырять с
     головой.  В восемнадцать часов тридцать - слышно громкое гоготание
     старшего, будто напоминает своим, кто на речке, что надо возвращаться
     восвояси. Моя мама-утка заволновалась, мамы без этого не могут, стала
     подплывать к дальнему, непослушному ребёнку, опять слышно гоготание утки,
     что надо собраться в кучку. Да, вижу, в траве копошатся все вместе утятки,
     теперь можно назвать, уточки. Мама впереди, за ней попискивают говорливые
     утята и вновь в дальнюю дорогу  вдоль берега реки. Это для них зарядка. Я
     вижу, и любуюсь живностью, место отдыха у них далековато от меня, Там,под
     ветками деревьев, которые низко опускаются над водой, и в траве. На лодке
     проплывёшь и не заметишь.

      06.2023, р.Клязьма


Рецензии