Яблочный спас

В Москве еще можно найти старые яблони, которые когда-то были посажены на участках частных домов. Они одичали, плоды их не привлекают даже птиц. Только гусеницы  охотно проникают внутрь, отчего яблоки ослабевают и падают на землю, так и не достигнув зрелости.

Я люблю компот из зеленых яблок. Он мне кажется ароматней и вкусней, чем компот из зрелых плодов, купленных в магазине. С этой традицией варить компот из падалицы у меня связана особая история. Лет десять назад я подобрал несколько упавших на землю незрелых яблок. Дома у меня не нашлось времени заняться ими, а на следующий день я о них забыл.

Однажды, зайдя утром на кухню, я почувствовал очень приятный сильный аромат, которого никогда раньше не было. Вы уже догадались, что пахли яблоки. А я стоял и недоумевал, что могло быть источником такого сильного запаха. После недолгих поисков я обнаружил на холодильнике те два яблока, о которых забыл неделю назад.

Вы скажете, в этой истории мало удивительного. Но объясните мне, почему эти яблоки, поврежденные червями, не сгнили, как это обычно происходило в подобных случаях? И почему накануне вечером я не ощущал никакого запаха? 

Оказалось, что в этот  день (19 августа) церковь отмечает праздник Преображение Господне, который в народе называют Яблочный спас. Это удивительно. Откуда и каким образом два маленьких недозревших, порченых яблока набрались сил, чтобы наполнить воздух в кухне чистым и нежным ароматом? И какие связи существуют в нашем мире, чтобы таким образом привязать жизнь яблони к народным традициям?  Я вспомнил об этом происшествии в этом году, когда принес домой около килограмма собранных для компота яблок. Я не стал их перебирать, и оставил в пакете до следующего дня. Утром я открыл пакет и ощутил знакомый аромат. Вы не удивитесь, если я скажу, что накануне был Яблочный спас.

Разве это не чудо? Во всяком случае, понять это до конца мне не удалось.


Рецензии