Леший

               
          Верите ли Вы в леших, кикимор, водяных и прочую нечисть? Я – нет. Вернее сейчас – нет, разве что в домового, поскольку сижу в уютном кресле и попиваю ароматный чай в тишине моего дома. И всё же,  хочется мне поведать Вам историю, приключившуюся со мной недавно. В моем рассказе нет ни капли выдумки. В изложении событий, я постараюсь  быть максимально точным. Что из этого получится? Не могу знать.  Объективность в отношении самого себя, вещь наиболее затруднительная из всех мне известных. И тем не менее, я постараюсь…
                ***
Погода в конце августа стояла замечательная. Летняя жара спала. Наступила пора холодных вечёрок и туманных росистых рассветов. День заметно укоротился. Ночью в небе сияли мириады звёзд.  Да, да… я говорю, о том самом августовском ночном небе, в которое можно смотреть до головокружения, растворяясь в бесконечности пространства.
Накануне землю оросил грибной дождичек. Но уже с рассвета, небеса были практически безоблачными.  Лишь далеко-далеко за речкой, почти на самой линии горизонта, виднелось несколько перистых облачков.  Приятно пригревало уже нежаркое солнышко и дул лёгкий северо-западный ветерок, несущий запах вызревших луговых трав.
- «Лепота!»  Да,  именно так мне и подумалось, когда я не без удовольствия осматривал окрестности во время утренней прогулки с моим престарелым псом.  Пес,  по причине крайней древности, вяло тащился за мной, так что времени для созерцания просторов у меня было предостаточно,  просторов тоже, поскольку я живу на самой крайней улице нашего посёлка. Через дорогу от моего дома старое кладбище и поле, крутым косогором скатывающееся прямо к реке. А за рекой поля, поля насколько хватает глаза… 

 - «Отличный выдался денёк.  Погодка походящая. Вроде бы,  кто-то даже говорил, что подосиновики пошли? Отчего не проверить?» - подумалось мне.
Лес от меня далеко. До леса надо было добираться на машине и через час, я уже пылил по трассе, петляющей между деревень. Шелухино, Дмитровцы, Тимшино, Михали, Сергеевское,  и вот оно,  Сазоново…
« СТОП, снято » - обычно говорит Бондарчук, живущий в навигаторе, в этот момент.  Вот оно, мое любимое местечко на развилке дорог.
 
   Я съехал на обочину и заглушил двигатель. Взяв из багажника корзину и накинув на себя куртку с капюшоном я спустился под откос, на всякий случай, ещё раз сверившись с компасом в новомодных часах. Мой путь лежал на северо-запад через кочковатый луг к лесу, который начинался  метрах ста от дороги.
 
     Раньше в этих местах были хутора, о чём напоминала разметка, оставшаяся на месте бывших построек, одичавшие яблоньки и кусты смородины, поросшие лишайником.  Садовые  растения медленно погибали, затенённые сочными молодыми сосенками и крушиной.  От этих мест веяло какой-то тихой грустью.

 По границе леса шла опашка.  Переступив через неё, я вошёл в лес. Трескучая сорока сообщила лесу о пересечении границы.

   Эти  места, мне были хорошо знакомы. Во всяком случае, мне так представлялось. Каждый грибной сезон я три, а то и больше раз бывал здесь. Большей частью, мои походы оказывались весьма удачными. Всякий сезон, здесь свой гриб. В середине лета лисички, белые-колосовики, сыроежки, подберёзовики.  К осени ближе,  появляются подосиновики, упругие боровики, ещё позже – польские и моховики, а если угадать время, то можно и опят  с пней нарезать. Но с опятами скучно, не грибопоиск, а грибозаготовка получается. Хотя, это кому как, речь не об этом, просто к слову упомянул…

                ***

     Сорока, попрыгав по веткам высохшей ели, улетела. Ещё с минуту было слышно её дребезжание. Потом всё стихло. Я двинулся вглубь леса, по направлению к старой вырубке, поминутно огибая завалы и заросли густого мелятника.

 Должен отметить, что лес в этих местах плохо подходит для размеренных прогулок. Он мало похож на Мещёрские светлые боры, к которым я привык с детства. Здесь передвигаться намного сложнее.  Постоянно приходится переступать через что-то или искать обход. Много валежника, кустов, топких болотистых низин. Иногда, чтобы сократить путь, приходится срубать нависающие ветви, выискивать тропки, протоптанные кабанами.  В дополнение ко всем радостям, сильно одолевают лосиные мухи, надоедливо липнущие к лицу и шее.  Только успевай отряхиваться.

  Возможно, вы заметите, мол, -  «Ты что в такой бурелом полез?». Соглашусь отчасти, но тут есть и свои резоны. Здесь редко кого встретишь. Если быть точным, за все годы я только один раз встретил здесь грибников. Это были мужчина и женщина лет сорока, скорее всего супруги. Они встретились мне на опушке леса, с пустыми корзинами и сообщили, что грибов они не нашли, а идти вглубь леса побоялись. Мы мило побеседовали, ещё  какое-то время о неурожае грибов в этом году, после чего они направились к дороге, а я углубился в лес. Часа через полтора, я еле тащил свою немаленькую корзину, приговаривая: «Грибов тут нет. Нет грибов…»
                ***
          В этот раз, грибов действительно не было. Это я понял практически сразу. Лишь изредка под ноги попадались старые грузди, высохшие, изъеденные червями, да  чахлые поганки. И всё…  Правда, на мшистом, изрытом кабанами взгоке, я наткнулся на семейку горчаков. Вы, конечно, знаете этот гриб-пересмешник, грозу невнимательных грибоваров? Да-да, его легко можно спутать с подберёзовиком, если не обратить внимания на  розоватый цвет губчатой части и горький вкус.  Но чтобы определить вкус, гриб надо лизнуть. Гриб горький, но не ядовитый.

   Углубившись в лес,  я вышел к заросшей лесной дороге, петляющей по направлению к ближней вырубке. Моя корзина пополнилась десятком лисичек.
-  « О… И то дело! Глядишь, так  и наберу на жарёшку! Спасибо Старичок-Лесовичок и дедушка леший! Пойду-ка, пожалуй, до мшистых боров. Там, точно что-нибудь да сыщется…»
За дорогой я взял влево, двинулся через неглубокую лощинку по кабаньей тропе. Куст лещины, перекинувшийся через тропу, я ловко срубил «мачете». В голове тут же мелькнула мысль: «Косяк-косячок. Мог бы приподнять и пройти… Ладно…Неладно…» За лощиной, в ельнике, в корзину угодило ещё десятка полтора желтушек и пара крепких молодых подосиновиков.  «Идёт дело,» - довольно отметил я про себя.
- «Однако, вот уж и вырубка. Просвет виден. Да, что за?...»
Место куда я вышел было вовсе не вырубкой, а очередным, давно заброшенным хутором. Здесь я раньше не бывал. Подумав немного, я понял,  что слишком забрал влево. Вырубка должна быть правее.
- «Должно быть, больная левая нога сыграла со мной эту шутку, » - решил я и двинулся по еле заметной тропе, ведущей с хутора в лес, по пути, срезав с куста, нависавшего над тропой, приметную веточку.
Через минут десять я благополучно дошёл до вырубки, за которой начинались мшистые сосновые боры, мои излюбленные места. День начинал меняться, небо потихоньку заволакивало серыми тучками,  солнце, время от времени, пряталось за ними. С  вырубки, оглашая территорию характерным писком, вспорхнул крупный ястреб-тетеревятник, которого я спугнул ненароком. Было слышно, как мощные крылья птицы рассекают воздух. С интересом следил за его полётом, пока он не скрылся в чаще с противоположной стороны поляны.
- « Ну и здоров же ты, паря!»
По мшистым борам я кружил ещё около часа и моей добычей стали ещё пяток подосиновиков и пара десятков лисичек. Несколько белых, попавшихся мне, оказались, к сожалению,  совсем трухлявыми.
- «Что ж пора, и то хорошо», - я взглянул на часы. Отведённые мною самому себе два часа подходили к концу, а мне ещё полчаса минимум надо было возвращаться до машины. Выйдя краю вырубки, от которого начиналась лесная дорога, приведшая меня с заброшенного хутора я сел на пенёчек перекурить.  Ястреб теперь кружил высоко в небе, которое совсем затянуло серым. Левая пятка, поражённая шпорным недугом, нещадно горела. Пока был грибной азарт, я почти не обращал на неё внимания, теперь же она напоминала о себе в полную силу. Во всяком случае, мне казалось, что в полную.
Тщательно затушив и растоптав бычок в песке, я тронулся в обратный путь.
Вот уже огромный муравейник, рядом с остовом сгнившей берёзы, вот  срезанный мной старый подосиновик, а  вот и  шарик с весёлой надписью «С днём рожденья Славик!», прилетевший в эту чащу неведомо откуда, и пребывающий здесь явно в полном диссонансе с окружающей природой…  Дальше, огромная сосна, вывернутая ветрами с корнем. Она упала не так давно. Земля ещё не осыпалась с корней. Подойдя к ней, я подмерялся, вытянув руку к верхнему краю корявого корнево-земляного блина, и не дотянулся. Упавших деревьев вокруг было много, целые завалы, тем не менее этот поверженный исполин меня поразил. 
На всякий случай сверился с компасом.
- «Зачем? Обходился же я всю жизнь без него. И не в таких лесах бывал. И ночами ходил на глухаря. Сапоги всегда дорогу знали. Что это я? Старею? Да нога ещё… Зараза такая!»

 Тёмную полянку, на которую я скоро вышел, окружали ели, на стволах которых красной краской были нанесены какие-то цифры. 50-51-55-66…Кто и зачем вывел эти неровные цифири, я не понял. Просто не было, ни одной версии. Я продолжил движение по направлению к трассе.
Через какое-то время я услышал шум транспорта на трассе. Слева от меня появился просвет ближней к дороге вырубки,  деревья медленно расступались, пропуская меня,  это означало, что я почти на месте. Ещё пять – семь минут… Край вырубки совсем рядом… тропа… пенёк.

- « Не может быть! Нет, нет. Просто похожее место,» -  бормотал я себе под нос, одновременно осознавая, что это не совсем так.  Я осторожно приблизился к пеньку и опустил  глаза … Бычок …   Сомнений не осталось, это мой бычок, затоптанный двадцатью минутами ранее.
 Совершив повторную посадку на пень,  я опять закурил. Пятка уже не горла, а пульсировала от боли. Я попытался унять охватившее меня раздражение.
- « С кем не бывает? Скорее всего, я резко забрал влево из-за больной ноги и обошёл вырубку кругом. Других объяснений быть не может».
Затушив второй бычок, ещё раз сверился с компасом. Юго-восток прямо. Дав поправку на больную ногу, я  пошел, намеренно забирая правее, отметив, что у меня серьёзные проблемы. Каждый шаг отдавался острой болью.
 
- « Стоп! Что это у меня под ногами?»  Я опять смотрел на старый подосиновик, ещё через минуту меня весело приветствовал «сдувшийся Славик» и мой любимый пенёчек, которому я был отчего-то не рад…  Традиция есть традиция, я снова закурил. Достав мобильник, и включил навигатор в режиме гибрид, затем спутник. Стрелка заблудившейся «машины»  стояла на краю лесной вырубки, справа через лес угадывалась поляна, должно быть тот хутор, от которого я шёл. Тактика была ясна. По дороге до бывшего хутора, а там краем леса, от греха подальше. На всякий случай,  прочитал « Отче наш» - верное средство от происков « нечистой».  Начинал накрапывать дождь. Где-то совсем высоко, в серой мути я услышал тоскливый  писк тетерятника, ветер шумел в кронах деревьев.
- « Подъём! Вперёд!»
Дорожка,  по которой я ушёл от вырубки, упирлась в болотце, заросшее высокой травой.  Ещё через минуту я увидел срезанную мной веточку-заметку. Она показывала, что я иду от хутора к вырубке.
- «Но, такого быть не может!  Пять минут назад я вышел в противоположном направлении. С дороги я не сворачивал!»
 Стрелка телефонного навигатора беспомощно блуждала по лесу, постоянно меняя направления и локацию. Удивляться не приходилось. Шкала связи выдавала минимум. Интернет «радовал» буквой «Е».
- «Телефон мне не поможет. Солнце скрыто за тучами...»
  Дисплей высветил входящий звонок - жена.  На душе как-то потеплело.
- Привет. Ты где?
- В лесу.
- Домой не пора ли? На часы смотришь?
- Смотрю, милая. Смотрю на часы, компас, навигатор…  далее я  кратко, но весьма эмоционально изложил  ситуацию.
- Может МЧС вызвать? Сбрось локацию!
- Ах, дорогая, если бы я мог. Пробьется интернет, обязательно сброшу. Всё, пока, я пошёл. Не волнуйся.

        Через пять минут я курил последнюю сигарету на  знакомом пеньке.  Получалось, что  я  был намертво привязан к этому месту, в какую бы сторону я не шёл. Лосиные мухи заедали до исступления. Боль в ноге сводила с ума. Старый подосиновик со «сдувшимся стасиком» и кроваво красными цифрами притаились рядом. Они ждали моего очередного круга и тихонько посмеивались…
- «Пенёк! Чёртов пенёк! Всё дело в нём! Леший меня водит!» - засуетилась в голове безумная мысль.
Я вновь двинулся от пенька, пытаясь обойти его помощников затаившихся в чаще и поминутно оглядываясь.  Пылающая боль в ноге уже не имела значения.
- «Вон он – пенёчек! Сто, сто пятьдесят метров… вижу-вижу тебя… Ага! Исчез, спрятавшись за ветвями елей».
Нет, не тут-то было! Никуда он не делся и не исчез. ОН был опять прямо передо мной. Безумие. Начинало казаться, что он живой. Ещё чуть и заговорит скрипучим голосом:
- « Ну, что же ты стоишь? Присаживайся, закуривай. Что? Сигареты кончились? Это хорошо! Курить, здоровью вредить!»
- « Ну и который раз я здесь сегодня? Пятый? Шестой? Что молчишь? – обратился я к «старому знакомому,»  -  что-то я со счёта сбиваться начал. Притомился малость, видишь ли … да и нога, бес её дери  …  Да, он и дерёт. Тьфу на тебя через левое плечо! Мухи, чёртовы мухи, совсем заели… Эй, Славик, я знаю ты здесь!  И твой друг подосиновик, тоже…  Гоняетесь за мной по всему лесу!»
           - Стоп-стоп-стоп! Так не пойдёт, -  одёрнул  я себя, -  стою в лесу, разговариваю с пнём и самим собой.  Пора что-то менять.
- Что?
- Да всё. Идти в противоположную сторону. В эту, леший меня не пустит! Ни времени ни сил на бесполезные попытки уже не остаётся.

     Не смотря на внутреннее раздражение от собственной беспомощности, я осознал, что это единственно верная мысль, если я не планирую остаться на ночлег в лесу, а таких планов у меня точно не было. Преодолев нестерпимую боль в пятке, я который раз,  встал с осточертевшего мне пенька, используя в качестве посоха палку, которую я подобрал  чуть ранее, проковылял по дорожке метров сто и резко повернул вправо, отчётливо понимая,  что направляюсь в сторону противоположную тому месту, где я оставил машину и двинулся через непролазный бурелом на северо-запад. Больше я уже не оборачивался.

            
  Погода испортилась окончательно. Поднялся сильный ветер. Стволы деревьев стонали от его порывов. Дождь уже не моросил, а лил как из ведра. Терять было уже нечего, моя одежда промокла насквозь, в ботинках хлюпала бурая жижа. Я шёл почти напролом, через кусты, и низины, которые уже успели наполниться водой, обходя только совсем уж непролазные завалы.
  После того, как ноги окончательно промокли, боль немного улеглась. Возможно, мне просто стало не до неё.

 На этот раз, мой маневр удался.  Лес выпустил меня. Минут через сорок я вышел из леса.

             ***

  Дождь прекратился, только тяжёлые капли падали с листьев деревьев. Ветер, будто бы выдохнув в последний раз, умчался в неизвестном направлении. Стихло.
            Я стоял на краю болотистой луговины, поросшей густой травой, высотой почти в мой рост. На западе уже догорал закат, окрашивая небеса в багрово-пурпурные тона.
   По левую руку от меня, я увидел бобровую хатку и колья, оставшиеся от осин, срезанных острыми зубами этих грызунов. Посреди болотины высилась сухая берёза, на ней сидел аист. Далеко впереди, над верхушками кустов, обрамлявших речушку-ручеёк,  виднелась вышка. Шкала связи на мобильнике показывала максимум.
  - Дорогая,  минут через сорок буду в Тимшино. Приезжай…





Рецензии