Искусство разведки. Фильм про Оппенгеймера

Замминистра российской культуры Андрей Малышев ответил на запрос от 1 августа вице-спикера Госдумы Владислава Даванкова. Даванков, баллотирующийся на пост мэра Москвы от партии "новые люди", попросил ввести принудительное лицензирование для фильмов "Барби" и "Оппенгеймер". В ответе Минкультуры говорится, что введение принудительного лицензирования противоречит российскому законодательству в области прав интеллектуальной собственности.
Вместе с тем, отмечено в ответе из министерства культуры, предложенные для просмотра фильмы "Барби" и "Оппенгеймер" не соответствуют ориентирам, поставленным главой государства, по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Кроме того, говорится в ответе на депутатский запрос, "донесению национальных морально-этических ценностей и патриотическому воспитанию молодёжи" способствует увеличение доли российских фильмов в кинопрокате.

«Оппенгеймер» (англ. Oppenheimer) — биографический фильм с элементами триллера режиссёра и сценариста Кристофера Нолана, который рассказывает о создателе атомной бомбы, так называемом “отце атомной бомбы” Роберте Оппенгеймере. Экранизация книги Кая Бёрда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея». Главные роли в фильме исполнили Киллиан Мерфи, Эмили Блант, Роберт Дауни-младший, Флоренс Пью. Работа над картиной началась в 2021 году. 12 июля 2023 года состоялась премьера, 21 июля «Оппенгеймер» вышел в прокат. Это первый фильм Нолана, снятый под эгидой Universal Pictures.

В мировом прокате фильм уже собрал более 722,7 миллионов долларов США, став на данный момент 5-м самым кассовым проектом 2023 года. Также фильм без учёта инфляции стал самым кассовым фильмом о Второй мировой войне, обойдя другой фильм Нолана «Дюнкерк» (2017).

Насколько понимаю, в киноленте напрочь отсутствует сюжетная линия с изображением подвига советских разведчиков, благодаря которым удалось вовремя обеспечить надёжным ядерным щитом Россию.
Итак. В 1942 году информация об активной работе в ряде западных государств по созданию ядерного оружия пришла уже по линии ГРУ Генерального штаба Красной Армии.
Этот отчёт подтолкнул советское руководство к возобновлению «работ по урану», то есть, по разработке атомной бомбы. Тогдашний глава НКВД Лаврентий Павлович Берия в письме на имя Сталина предлагал конкретные меры по систематизации работ над атомной бомбой и в итоге этот «ядерный проект» и возглавил. Фактически в Советском Союзе сложился уникальный коллектив разведчиков и учёных-ядерщиков. При этом, как отмечают многие историки, уже к 1942-1943 году, советская разведка располагала подробными данными о ядерных разработках Британии, и конечно, США.
В Соединённых Штатах 17 сентября 1943 года стартовал так называемый «Манхэттенский проект». Впрочем, эта программа не была оригинальной, а являлась продолжением работы «Уранового комитета Бриггса», который вёл разработки еще с 1939 года. Проект «Манхеттен» также имел «двойное подчинение». От учёных его возглавлял Роберт Оппенгеймер, от военных – генерал Лесли Гровс. Проект понятным образом, был тотально засекречен, под него в США был создан отдельный Манхэттенский инженерный округ. Но и в данном случае советские разведчики сработали на высшем уровне.
Важный момент заключается во мнении, что без советской разведки наши ядерщики не создали бы атомную бомбу. Это также не соответствует действительности. Наработки, даже готовый чертёж атомной бомбы в Стране Советов был с 1940 года, разработанный академиком Ланге. Но война внесла свои коррективы в развитие ядерной физики и многих иных отраслей в СССР.
Проще говоря, бомба могла бы быть у нас и без разведчиков, вопрос только во времени. А времени катастрофически не хватало. Так или иначе, но в сороковых вокруг "Манхэттенского проекта" была развёрнута целая советская агентурная сеть. Курировал её начальник научно-технической разведки НКВД Леонид Квасников. Главными исполнителями и передатчиками информации стали муж и жена Василий и Елизавета Зарубины.
Что касается источников информации среди участников проекта, то это были Клаус Фукс, Теодор Холл, Жорж Коваль, Давид Гринглас, а с определённого момента и сам Оппенгеймер со своей женой, которые сдружились с четой Зарубиных.
Малоизвестно, что в 1943 году Теодор Холл (более известный как Тед), которому было всего 18 лет, был самым молодым физиком из тех, кто вёл работы на испытательном полигоне в Лос-Аламосе в Нью-Мексико. Как и его коллеги-учёные, многие из которых также были евреями, Холл был сильно заинтересован в том, чтобы победить нацистскую Германию в гонке за созданием первой атомной бомбы. Но, когда стало ясно, что Германия проигрывает войну, он начал беспокоиться о том, что Соединённые Штаты обладают монополией на ядерное оружие. И вот, во время двухнедельного отпуска в своем родном городе Нью-Йорке, он поделился информацией с советским журналистом, подробно описал, как работает бомба, на какой стадии она находится, и список учёных, работающих над проектом.

Всего в агентурной сети Елизаветы Зарубиной, а именно она вскоре стала главным действующим лицом этой операции, было 22 агента. По данным разведчика, диверсанта, сотрудника ОГПУ, а позже НКВД - НКГБ, перед арестом в 1953 году генерал-лейтенанта МВД СССР, историка советских спецслужб Павла Судоплатова подробное описание первой атомной бомбы, созданной в США, было на руках у советского руководства уже через 12 дней после сборки этого оружия.
В итоге форсированными темпами, с привлечением колоссальных ресурсов, в 1949 году первая атомная бомба в СССР была создана и испытана. Правда только в 1950 году Клим Ворошилов официально заявил о наличии советского ядерного оружия. Сейчас данные по планам милитаристов США типа «Дропшот» или британского «Немыслимое», а также их последующих вариаций уже не секрет, и, изучая эти документы и проекты ядерных бомбардировок СССР, можно сказать, что советские разведчики предотвратили Третью мировую войну.

Сюжет
Роберт Оппенгеймер — блестящий студент, но в глазах своего профессора испытывает трудности с математикой, что усугубляет его беспокойство. Получив степень доктора философии по физике в Гёттингенском университете в Германии, он возвращается в Соединённые Штаты, движимый отсутствием исследований по квантовой физике. Он начинает преподавать в Калифорнийском университете в Беркли, одновременно уделяя время Калифорнийскому технологическому институту. По пути он встречает таких значимых личностей, как Джин Тэтлок, с которой у него периодически возникают романтические отношения; Эрнест Лоуренс, лауреат Нобелевской премии 1939 года, который подчёркивает важность практического применения; и Кэтрин Пьюнинг, на которой он позже женится. В какой-то момент он и Альберт Эйнштейн обсуждают далеко идущие последствия ядерного оружия и тяжёлое бремя знаний, которое оно несёт.

Лесли Гровс подходит к Оппенгеймеру и просит его принять участие в разработке атомной бомбы, но только после того, как Оппенгеймер заверяет их в отсутствии симпатий к коммунизму. Оппенгеймер собирает команду учёных для совместной работы и создания атомной бомбы, стремясь использовать её как средство спасения мира, несмотря на опасения по поводу потенциальных глобальных последствий. В день испытания «Тринити» существует неотъемлемая неопределённость относительно возможности запуска цепной реакции, которая может привести к катастрофическим последствиям и потенциально к концу света. Тем не менее, испытание проходит успешно.

***

Я вам поясню, очень важный пример приведу, как американцы участвуют в международных проектах. Вот смотрите: есть огромное количество международных проектов в Европе. Американцы ни в одном проекте не состоят финансово, организационно – ни в ЦЕРНе, ни в рентгеновском лазере, нигде, но их представители сидят во всех управляющих комитетах, причем не только они, а с американскими паспортами поляки, словаки. Они, во-первых, проводят полный мониторинг, во-вторых, пытаются протянуть те решения, которые важны им и так далее. Я могу привести вам конкретные примеры. Значит, фактически они влияют неформально на принятие решений, а затем в полной мере пользуются этими результатами. Я вам приведу пример. Создавался европейский нейтронный источник. Много лет назад решили его делать, 10 лет. Создали бригады людей. Они создали "дорожную карту", что будет делаться. Дальше смотрят. Американцы говорят: "Хороший материал, но надо еще доработать". Создаются новая группа, списки людей, адреса, явки, новая, вторая книга, "Белая книга". Смотрят и говорят: "Вот она уже приличная, но надо еще это немножко доработать, еще людей подтянуть отсюда, оттуда". А после этого американцы никого не спрашивают, выделяют из бюджета 1,5 млрд. долларов в свою национальную лабораторию, забирают весь этот материал и этих людей из Европы и строят этот ускоритель. В Европе до сих пор не начаты эти работы (10 лет прошло), а в Америке он уже четыре года работает. Вот весь ответ. Фактически все используется для подготовительной работы за деньги европейских стран, но используется вот таким образом.
Мы, Россия, сегодня участвуем на ключевых ролях материально, интеллектуально в крупнейших проектах. Мы 2 с лишним миллиарда долларов вносим в европейские проекты – ITER, CERN, который у всех на слуху, лазер на свободных электронах и тяжелоионный ускоритель. Только в Германии миллиард долларов. И я должен сказать, что сегодня мы вернулись к созданию мегапроектов на территории Российской Федерации, у нас реактор ПИК. Сергей Евгеньевич Нарышкин посетил нашу площадку в Гатчине, видел этот реактор, мы с ним там были позавчера, в понедельник. Это один из мощнейших, самый мощный реактор в мире будет, который, пройдя энергетический путь, войдет в строй и будет крупнейшей в мире установкой. Затем у нас создается российско-итальянский проект "Игнитор", новый токамак, третье – ускоритель в Дубне, четвертое – синхротрон. Значит, у нас есть проекты на нашей территории. Но очень внимательными надо быть, понимать, что международное сотрудничество, скажем, теми же американцами тоже используется для ослабления фактически Европы в первую очередь и нас пытаются втянуть в эту историю для усилия собственных позиций.
Я пропущу выводы, они не важны, я думаю, здесь. Вы знаете, выводы понятны. Я хотел вам несколько футуристических картинок нарисовать. Я долго думал, говорить это или нет. Думаю, что это целесообразно. Вот представьте себе, это может показаться таким как бы зловещим, странным будущим, но надо понимать, что, к сожалению, это реальность.

Давайте грубо взглянем на мир, как устроен мир. Мир устроен был очень просто: некая элита всегда пыталась весь остальной мир поставить себе на службу. Сначала был рабовладельческий строй, потом был феодальный, потом был капитализм в том или ином виде фактически. Но каждый раз это заканчивалось сменой формации. Почему? Потому что люди, которых элита пыталась превратить в обслугу, этого не хотели по двум причинам. Они, во-первых, были биологически такими же людьми, как те, кто их хотел превратить в обслугу, а во-вторых, у них вырастало по мере развития самосознание, и они сами хотели стать элитой. И весь этот круговорот происходил.
А теперь получается следующее. Сегодня возникла реальная технологическая возможность в процессе эволюции человека и цель – создать принципиально новый подвид homo sapiens "служебного" человека. Если вы смотрели фильм "Мёртвый сезон", вы хорошо помните, но тогда это были там какие-то рассуждения, а сегодня биологически это становится возможным сделать. Свойство популяции "служебных" людей очень простое – ограниченное самосознание, и когнитивно это регулируется элементарно, мы с вами видим, уже это происходит. Вторая вещь – управление размножением. И третья вещь – дешёвый корм, это генно-модифицированные продукты. Это тоже уже всё готово.
Значит, фактически сегодня возникла реальная технологическая возможность выведения "служебного" подвида людей, и этому помешать уже не может никто, это развитие науки, но это по факту происходит. И мы с вами должны понимать, какое место в этой цивилизации мы можем занять.

Выступление Ковальчука М.В., директора Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" 2015.09.30
https://mediamera.ru/post/24603


Рецензии