Глава 17. Холод Свободы Новый 1858 год

Щепинские рассказы, или Яшкины были.

*семейная хроника*

Не быть уж мне мой друг седым
И не сказать княгине здравствуй
Не посмотреть друзьям в глаза
И не швырнуть врагам проклятье

Я умираю...надожь летом
А так хотелось в вихре бурь
Осенней тяжкою прохладой
В дни сильных ливней... грозной тьмы...

Кн.Щепин-Ростовский Д.А. лето 1826 года. П.К.

               
               
                =  НОВЫЙ     1858 год  =

                КНЯЗЬ   РОСТОВСКИЙ

«…НАДЕВАЯ  МАСКУ  ЛЖИ, НЕ ЗАБУДЬТЕ  ГОСУДАРЬ, СДЕЛАТЬ ОТВЕРСТИЯ  ДЛЯ  ГЛАЗ…»
                Князь Щепин-Ростовский Д.А.  из ответа судьям. 1826г.

Гостиная старинной усадьбы князей Щепиных-Ростовских, освещённая многоликим светом свечей, благоухала ароматом женских духов и алых роз, выращенных трудами местного садовника Егория. Он все эти годы, старательно поддерживал выписанные княгиней Ольгой Мироновной, кусты роз из Франции, ежегодно аккуратно прививая их и обрезая, высаживая их из бочек по мере надобности в почву. Князь, безумно любивший цветы,особо розы, что так свойственно писателям, дворянам и поэтам, был счастлив. Его старое усталое сердце просто истосковалось по ним, и их нежной красоте. В далёкой и холодной Сибири об этом можно было только мечтать. По приезде же в родовую усадьбу, он приказал Егорию, как на французский манер называл слугу-садовника князь, восстановить и расширить французские оранжереи, отстроенные ещё по распоряжению его отца князя Александра Ивановича и матушки, Княгини Ольги Мироновны Щепиной–Ростовской. Князь, набираясь сил перед встречей с приглашёнными, молча наблюдал и тайно рассматривал входящих в зал гостей, в своём большинстве молодёжь, и своих домашних встречавших их, с бельэтажа залы.
Громкие разговоры приглашённых местных помещиков и офицеров гусарского полка расквартированного ныне в Шуе, а так же ярославских и ростовских дам в нарядных платьях из яркого, красивого бухарского и французского шёлка, заглушали звук старого рояля и голос Василия Ивановича Иванова, учителя, служившего при Сиротском институте и лично приглашённого супругою князя, Екатериной Юрьевной. Его приятный голос, баритон, ошеломивший всех гостей и не только их, чистый и красивый, как сказали бы профессора столичной академии, звучал Пиано, Пианиссимо. Тихо и тонко на нижних пределах голоса переходящего почти что в шёпот, но звучащего так ясно и чётко, что позволяло расслышать все слова до последнего слога даже на втором этаже зала, где находился в это время сам хозяин дома. Однако прослушав исполнение романса, князь решил что пора спуститься к гостям поприветствовать и познакомится с ними, не которые из его старых друзей, а их было немного, уже начали расспрашивать хозяйку дома о князе и задавались вопросом почему он отсутствует.  Василий Иванович исполнивший романс о любви разбойника Бахтеяра, был ещё в образе, а мысли его были в далёком прошлом, когда к нему подошла княгиня поблагодарить за романс. По окончании произведения, и князь, после общения со своими товарищами, извинившись подошёл всё же и к гостю. Они разговорились  как старые и  хорошие друзья. Княгиня же, стараясь, чтобы не мешать двум увлечённым любителям музыки и романсов говорить, скромно отошла к другим гостям, на пути успев отдать распоряжение дворовой девке подавать вина.
- Где Вы, Василий Иванович научились так сдерживать и так владеть своим голосом, Вам нужно не учительствовать, а заниматься пением, театром. Вы определённо имели бы огромный успех даже в столице – с благодарной улыбкой произнёс князь, приглашая гостя к накрытому слугами столику, и ожидавших  их. Стол был  заставлен вазами с фруктами и печеньем, пряностями выписанными заботливой хозяйкой прямо  из столицы.
— Ну, что Вы князь, я люблю свой труд. Профессия учителя позволяет быть,  Богом, или дьяволом… - он вдруг замолчал, словно обдумывая произнесённые слова по новому, будто открытой им истины, но неожиданно, тихо рассмеялся - и что ты вложишь в ум ученика, то и получишь в результате учёбы. Вложишь зло и ненависть, получишь отъявленного мерзавца, или разбойника. Заложишь  сердцем и душою добро, получишь ангела и добродетель. Вот и в музыке таков же результат. Был как-то в
Угоднической и Щадневской волостях по пути в Воржскую, где я помогал открытию школы для детей крестьян, так вот у них я подчерпнул многое. Прямо таки истоки Святой Руси! Не умерло прошлое староверов. Живут свято и честно.Что за люди, как поют, какое песнопение народное прямо заслушаешься.А ведь народ без образования.               
Я не политик, но объезжая страны и  разные места в отечестве, я увидел, что людям нужно учиться, но властям не выгодно и они не хотят, чтобы народ стал грамотным. Все прекрасно понимают, что  если народ станет грамотным, а тем более,  если он станет разбираться и в государственных делах, то  могуществу  императора, к несчастью для России, придёт конец. Ведь тогда каждый человек  в нашем обществе поймёт, что император это марионетка двора, он,  как английский король, который пыжится, тужится перед иностранными послами, а  на деле-то стал всего лишь символом, не более того. Правда,  нынешний страх наших подданных и дворян  общества, как я думаю, ещё недостаточное основание для гибели России.  Мне думается, что в своём  неразумии  мыслить  и думать по государственному, власти добились лишь  того, что точка невозврата  для монархии пройдена. Понимают ли они это, думаю нет. Предки наши были воистину разумнее и решительнее в своей правде, решениях и не поколебимой вере в свои силы.               
 - Да, это мне батюшка знакомо. Когда нас допрашивали в зале да Винчи, там кроме государя, были генералы, среди них главный, как мне тогда показалось, генерал  Левашов, и как мне подумалось довольно приличный исполнитель воли императора, в этом ему не откажешь. Когда накал допросов  возрос, как позже мне рассказывал гвардеец охранявшие зал, и дошёл до критической точки, то ввели, не буду называть имени, этот человек умер и не прилично вспоминать его дерзость, как подвиг всуе. Так вот, он сказал императору Николаю Павловичу, почти тоже, что и я при том допросе;
« - Вы, государь созданы народом, а народ господом Богом, и не иначе. И я не желал бы выполнять приказы императора, не угодные ни Богу, ни моему отечеству. Мы все конечно очень разные, но  любовь к отечеству и народу у нас одинаковые сударь, как  мысли и слова господа Бога. А именно он учит нас жить правильно и справедливо, в мире». Все хотят жить свободно на Руси, дорогой друг.               
— А вот я – с удивлением и уважением глядя на декабриста, произнёс  Василий Иванович – хотя и не во всём поддерживаю вашу позицию и действия. Да и сам  тот период нашей истории, особенно в её начальный период, это в дни заключения в крепость участников дерзновенного восстания, всё- таки уверен, Вы были абсолютно правы и достойны всякого уважения за ваши поступки. Но, как осознаю, не нашим очевидно поколением общества на сегодняшний день. И вот почему. Крайне удручающи и  даже опасны для понимания, как я думаю, были вопросы в опросных листах. Да  и  сами ответы многих руководителей  Северного и Южного обществ,  и ваших товарищей, удивительны в признаниях и не каждый их  сегодня примет, как ответы героев и патриотов. Я думаю, что власти,  при назначении вам, тех строгих опросных листов, там их  по - моему было чуть более двадцати, не надеялись на столь откровенные разговоры и  признания.  И уж тем более документального их подтверждения самими участниками бунта. Я то понимаю, зачем были эти, как думают власти откровения, и показания.
 – Да… опросные листы -  перебил в спешке  князь своего слушателя - При всей их удушающей добротности, они были той  небольшой отдушиной связывающей нас с тем миром, заключённым за стенами крепости, и способом заявить о себе и своём праве проводить свои мысли в общественное сознание. И общество России понимало нас и наши поступки, помогало и поддерживало нас и наших родных, невзирая на, те репрессии, что так усилила власть в отношении к  ним. Вы знаете также и  о  методах, используемых к нам при  допросах, давлении следствия на нас, об угрозах применения к нашим родным особых случаев. Страх за них заставлял многих соглашаться на компромиссы со следствием, но при всём этом  проводя свою правду о восстании, те (власть) злились, но ничего не могли поделать, ибо сроки следствия поджимали их, так как император требовал завершить следствие до лета 1826 года. Много разговоров  и претензий было тогда, да и сейчас, к Трубецкому. А ведь он, подав списки участников восстания и заговора, отдал их лишь 27 числа, после неоднократного шантажа и угроз, а более, лести  к нему со стороны следствия, предъявлявшего ему уже заготовленные списки известных им лиц заговора, очевидно заблаговременно заготовленные изменниками внедрёнными  в общество, как некий Кирсанов, не-то служка, не-то холоп в их имении, хотя сам так и не признавался долго в этом. Искренность в показаниях князя, иногда впечатляет своей обречённостью и как мне показалось ( из слов самого Трубецкого... пояснения Д.А.) возможно и ревностью  к руководителям  восстания.  Однако он честно отметил,  что главную роль, как ему представляется, в тех событиях сыграли Пущин и Рылеев, и особо князь Оболенский, чрезвычайного мужества офицер, впрочем, как и все наши товарищи. Основой же проблемы неудачи восстания, Трубецкой, в наших разговорах, посчитал несвоевременность его, спешка, да наше неумение общаться с основой и фундаментом государства, а это - крестьянами и народом. Вот так. Многое мы упустили тогда и главное предвидение.    – Знаете, Дмитрий Александрович, в 1833 году, я был в Лифляндии, а в 1843 году в Дерпте, там я стал старшим учителем, и что Вы думаете, там крестьяне более грамотны, свободны и независимы от власти, они не так забиты, как в России. У них есть достоинство. А почему? Потому, что каждый помещик там знает, грамотный работник, больше сделает и произведёт, а это прямая прибыль хозяину. Россия же, это рабство и глумление над народом, на сегодня  император высшее зло нашего отечества.Впрочем, бог с ним, с этим царским режимом. Давайте о другом поговорим, я вот удивляюсь изобретательности народа в Европе.  Вот мой батюшка, в 1813 году был в Ландсгуте, с нашими войсками. Так вот, там, ему потребовался экипаж, у них он называется «форшпланы», стоимостью от 1 гульдена, на наши это 1 рубль 60 копеек « 1813-16 г.». Это, если объяснять на наш язык, обывательская лошадь. Так они местные, зарабатывают деньги из воздуха. Вот пример, как рассказывал мне мой батюшка.    У Вас есть повозка, она сломалась, её ремонтируют на дороге, так они Вам дают лошадь, как бы с тяжёлой повозкой по документам для наших чинов и мы всё оплачиваем из проездных денег, но по факту, как за коляску. А на самом деле они дают нам повозку (коляску), забирая нашу (потом они, отремонтировав нам же её и продают) и по приезде на место, мы обязаны им их « Форшпланы» вернуть. У них и своя повозка остаётся (оплаченная нами же) и наша из ремонта, которого может и  не было. Так они счета предъявляют и за ремонт нашему военному ведомству, получая с него деньги и с нас. Хитрецы, но, наши правда не хуже, казаки их в раз проучили, знаете чем? Плёткой по носу, сразу всё понимают. С Европой надо быть сильным, она понимает только хозяина, сильную власть.   
  - Вы знаете, вот в Сибири я насмотрелся на крестьянский труд, там крестьяне до сих пор пашут землю одноконной сохой, или колесухой, как прозывают её они. Рабский труд не подъёмный, много не высеешь и не соберёшь. Вот, например, из хлебных сортов они предпочитают рожь, она более подходит к обработке связанной с почвой. На второе место, как я заметил, они предпочитают сеять пшеницу и овёс, но редко меняют их посевы, от этого и урожаи мелкие. В мелком посеве у крестьян это гречиха, лён, табак. Правда, в последние годы наблюдал прирост его посевов. Появились, но редко ещё где, посевы картофеля и конопли. Они, как я видел, появились в Кургане, Шадринском и других уездах, ещё в 1841 году, Вы это знаете князь, знакомы вам эти проблемы крестьянства. Другая проблема, как убедить крестьян, что это очень полезные культуры, особенно картофель, он может и в какой-то мере хлеб заменять, но крестьяне идут в церковь и спрашивают, не от дьявола ли эти плоды. Поэтому очевидно и  судя по вашим рассказам, и произошли волнения и бунты 1843 года, с таким трудом успокоенные властью. Как я знаю, по письму моего друга Антона Антоновича Соболевского, и он приложил к этому руку. Уважая медлительность в мышлении одних, я имею в виду закостенелость крестьян  и вялость действий других, допустивших сей конфуз властей. Эта просвещённая  прослойка нашего общества и сдерживает гнев народа, как и Ваш родной дядя. Он,  честнейший  и благороднейший человек в уезде. Если я не ошибаюсь он исправник. Да, Князь Михаил Яковлевич,  для  нашего времени смелый человек, пошедший на борьбу с помещиками за справедливость  закона, в отношении  сложных и запутанных  судебных дел Мышкинского суда, в отношении крепостных. Таких ныне немного разбирающихся в делах, и главное доведших их до суда и решённых правильно.      
  - Неграмотность народа  беда - задумчиво произнёс декабрист - Неграмотности  и глупости в отечестве ещё очень много. Вы правы. Вот нам по указу 1835 года, предоставлялось по пятнадцать десятин душевого земельного надела. Но не все  из наших каторжан сделали свой выбор и взяли земли, там ведь пахать надо, а кому? Всё-таки, по большому счёту, для Землицы-единицы, так как каторга сделала своё дело,  ссыльные каторжане все  больные, да  и старики уже.    А кто взял земли, в начале и крестьян нанимать не моги! Был у нас в Петровске священник П. Сизых, умнейший человек и прекрасный помощник, а вот в хозяйстве полный профан,  не работник. Так, глядя на него и другие не стали изучать труд крестьян и их хозяйства. И как только наш Дмитрий Захарович Ильинский, не убеждал их, что посевы полезных трав и культур спасут их от цинги и болезней, так и не поверили, пока он сам не высадил и не прокультивировал посевы и грядки в Петровске. И народ, только на таком примере начинает потихонечку отходить от предубеждений и закостенелых взглядов местных крестьян. Обычаи и упёртость крестьян, страшная сила, не сломать сразу предубеждённость. Ныне всё –таки,  главная сила складывается в самих людях, в их поступках и убеждениях, иногда в случае. Как-то, перед самой своей гибелью, - начал свой рассказ князь - император  Павел, проезжая в карете мимо дома-усадьбы Князей Касаткиных-Ростовских, увидел там праздник, по причине какого-то случая. Он приказал адъютанту, и сопровождавшей его охране, остановиться и зашёл в дом. Князья, давали скромный бал и на нём присутствовали только  близкие им друзья и конечно родные Щепины. Все гости и сами хозяева  были приятно  удивлены этому столь  неожиданному  событию. Хотя странности в поведение императора в то время, уже никого в столице  не удивляло, а нежная душа, так часто скрываемая за грубостью и странными поступками, никого из его окружения не интересовала. Император Павел
Петрович, увидев  в зале свою старую знакомую  даму, спросил  её:
 - Я слышал, Ваше имение сожгли в прошлый год. Когда же можно будет поверить  в народ, в мужика русского? Вы к ним с добром, а он Вас, чуть ли не на вилы посадил. Дерзкий я гляжу народец-то.               И вдруг, даже не выслушав ответ, что впрочем,  не удивило даму, она с давних пор знала о таком способе поведения  императора, часто по делу и без оного, переводящего тему  разговора на иное.            
– Скажите мне уважаемая  госпожа, лишь на один вопрос, постоянно мучившего меня в последние дни, когда женщина врёт, а когда друзья? Как можно жить в наше время без доверия к  супруге, друзьям, дворянам? И  княгиня, недолго думая, ответила ему, глядя императору Павлу прямо в глаза:       
- Всегда мой император! Женщины лгут всегда, даже когда не хотят – в смущении скрывая свои голубые глаза, ажурным веером  из Парижа. - Остерегайтесь их! Дама всегда мстит своим обидчикам, а если оскорбление нанесено императором, тем более. Высшее общество всегда ненавидит своего благодетеля, вся беда от женщин, а мужчины орудие! У Вас, Ваше величество, много больше врагов, чем капель при дожде. Берегитесь, это как «повальная болезнь», только залезет в будуар и смерть!         
 - Как же так? - воскликнул император - Всегда? Но, это же ужасно! Какая же Россия неблагодарная!      
— Ну что Вы, мой император, женщины иногда говорят правду. В постели, или когда они надевают маску убийцы! Поучитесь этой науке у ваших царедворцев, или у своей славной бабки Екатерины.    
— Право душечка, Вы прекрасны в своей правде и наглости. Пожалуй, наказывать я Вас не посмею! Знаете что моя дорогая, я не желаю Вас больше видеть при дворе никогда, умных здесь не потерпят дорогуша.  Для них дворцовые игры смертельны и кончаются на эшафоте! Запомните это княгиня!    
 - Это была моя матушка сударь - с печалью произнёс  Дмитрий Александрович – За это опала и  месть.   Более при дворе нас не желали видеть никогда. Вроде и не ссылка, но и не оскорбление, но…
— Мой дорогой Дмитрий Александрович, не печальтесь, наука говорить правду, идёт со времён вашего деда, князя Ивана Семёновича, он нас попытался научить правде, в оболочке дворцовой лжи.   « - Надевая маску лжи, не забудьте сделать отверстия для глаз!» - говаривал  каждый раз Ваш дед. Да и ваш батюшка, великолепно владел искусством политики заговоров, ведь именно он сказал, как мне рассказывала Ваша благоверная, умудрённая горьким опытом могущества власти матушка, княгиня Ольга Мироновна:            
  —… Самая короткая дорога до сердца врага, это рассказанная ему полуправда! Попробуй рассказать правду другу, и он станет твоим врагом. Так-то, уважаемый Дмитрий Александрович. Умнейший человек, был ваш батюшка, редкого терпения и благородства, да вымирает дворянство, особенно после событий двадцать пятого года, полная разруха в обществе. Молодые стали жестоки в целях.         
 — Да, верить в этой жизни и быть искренним опасно. Нет, я доверяю только себе и никому более! Мы с Вами должны понимать, что просвещение в России губительно и для царя, и для дворян! Вот Вы сделали то, что может, и не надо было делать для народа. Вы поднялись на власть, пусть и скверную, но власть, не продержавшись даже одного дня. Возникает вопрос, почему? Из-за того, что Вас предали? Нет! Идя на Сенатскую, Вы уже знали, что вас мало кто поддержит, значит, были готовы к поражению. Этакие самоубийцы, а самоубийц не хоронят на кладбище и не отпевают в Храмах. Вы это учли? Вы пришли в гости к Свободе, не приняв приглашения, а незваный гость хуже басурманина. Поэтому и проиграли важнейшую партию. Народ, он как дитя, ему, крестьянину, проще захватить в сражении пушку у французов,  и разбить врагов, вспомним град Богородск, чем принять  форму борьбы с властью. Русский мужик терпелив до неприличия, но  помещика сбросит только тогда,  когда ему уже нечего терять. Народ прежде надо  было научить вере в свободу. Он ведь по своей сути и рождению единоличник, и думает только о себе и своей семье, а не о соседе, а тем более барине. Заботиться  о народе, мало, позаботься-ка мой друг о его Свободе, а заботясь о его Свободе, изволь позаботиться и о его пропитании и хлебе насущном, и я считаю только так. Вас оправдывает только то, что вы первые, и учиться вам было не у кого. Свобода хороша только при силе закона, чрез высшие органы власти надо  решать преобразования и свободы личности в России, и не иначе. Но идиотизм власти и императора, привёл ваше поражение, к вашей полной победе, неумение разговаривать с народом было присуще всем Романовым, народ несчастен с такими правителями, и довольно странно, что они не увидели, что за окном вторая половина XIX века, а не средневековье. Я конечно  не считаю, что наша Россия дикая и первобытная по своей сути страна, но вот что у нас нравы дикие, с этим мне пришлось согласиться ещё в юности. По рождению, все люди на Земле равны, и каждый имеет право на жизнь, и царь, и батрак, и дворянин, и торговец. Несправедливость всегда присуща  любой власти, тем более  нынешней, у нас в России даже в вере раскол. Вспомните о староверах изгнанных из Руси, только за то, что они сохранили первоначальную, истинную, как веруют они,  веру, и  всё только за то, что обряды чуть отличаются от наших, и они ставят кресты на могилах в ногах, а не в головах скорбного холма могилы, и что последний приют-дом, гроб умершего делают ещё при жизни, готовясь к скорбной, но радостной встречи с всевышнем. Их несчастных оскорбили в вере, сломали их Храмы и изгнали, а враги России их приветили и приняли, как родных, дав им свободу в исполнении своих обрядов и устоев, поляки всегда были хитры и умны. Последнее преследование староверов произошло почти сто лет назад, в 1763 году, когда полностью была уничтожена и сожжена их слобода Ветка. Неразумно всё это было, ибо никто не познал что такое истина. Деспотизм имперский, российский, нищета дворян и народа, вот причина восстаний, а бескультурье и неграмотность в политики властей, причина проблем и восстания русской  Лейб - Гвардии. Национальная политика и притеснение народов, вот причина восстаний. Жаль, что не все поняли это в нашем отечестве. За эти ошибки, уверен, не пройдёт и двадцати лет и им, Романовым, как и власти, и нам дворянам, начнут сворачивать шеи, как курам. Мне жаль всех, и великодушного иногда императора и безумного иногда народа. Мне жаль всех. Вы же князь были другие, и если бы они, эти безграмотные властители умов и душ поняли то время, Вас, Россия бы не проиграла войн. Я излагаю то, что я знаю и от Вас, и от других лиц восстания, то, что я видел и не один раз из протоколов и опросных листов следствия. Вы сделали то, что должны, обязаны были сделать, как люди чести и воли. Кстати, если не ошибаюсь,  Вы не первый из вашего рода Князей Ростовских, кто благотворит Свободу и  благо народов. Если не ошибаюсь, ваши родные были и во Франции, и в несчастной Ирландии во время их бурных войн и восстаний. Видно это у Вас в крови, защищать и помогать слабым и убогим, больным и сирым. Удивительно мне - Да мой друг – глядя на своего собеседника и прикуривая свою старую трубку, сделанную ему в подарок одним из Тасеевских крестьян - В истории семьи Князей Щепиных-Ростовских, есть рассказ, некая  удивительная  легенда  о Князе Андрее Андреевиче Щепин-Ростовском (1738-1798-99г.?) " ХХХ колено от Рюрика Великого ", по другим фактам (в письме своему отцу, княгини Акулины Ивановны) это был Михаил Яковлевич (1770-1814) сопровождавший своего  родственника - дядю в Ирландию, но вскоре покинувшего его из-за болезни лёгких. Так вот, Князь Андрей Андреевич Щепин-Ростовский, был мирным "участником" восстания ирландцев против Англии (служил лекарем), когда был  тяжело ранен  английским  солдатом на поле чудовищного сражения, в тот момент когда он оказывал помощь раненым ирландцам. Супруга, брата князя Алексея Яковлевича Щепин-Ростовского, Княгиня Щепина - Ростовскиая, в девичестве  Замятина Акулина Ивановна (1812-1873) и её благородный батюшка, купец Замятин Иван Дмитриевич( 1783-1836г.)дважды ездили на могилу "несчастного вольнодумца" князя Андрея Андреевича, где поставили памятник герою и погибшим Ирландцам... Тогда, Князь чудом выжил, но прожил лишь около года. Русский Князь нашёл своё последнее  пристанище  и был  захоронён в  Селскарском  аббатстве. Получается  он являлся последним и единственным  сыном,  почившего  от ран наёмного убийцы, Князя "XXIX колено от Рюрика Великого" Андрея Фёдоровиче Щепин - Ростовского (1687-1750 ), третьего и самого позднего ( два сына и три дочери князя умерли во младенчестве) сына Князя Феодора (Фёдора) Ивановича (1631-1690г.) женатого, после смерти первой супруги во время тяжёлых родов, во второй уже раз на Головкиной. Нам правда  точно неизвестно, осталось  ли потомство от князя Андрея Андреевича Щепин-Ростовского. Но, знаем абсолютно точно одно, что после декабрьского восстания 1825 года, так неудачного для Русской Гвардии, матушка князя, Княгиня Ольга  Мироновна  Щепина-Ростовская передала своим родственникам  в Англии часть наследия принадлежавшее роду князей Ростовских, на тот период ими нетронутому по заключённому договору ростовскими князьями прошло  более трёхсот лет. ( Основа моего утверждения – это  завещание нашего благородного батюшки,  Князя Александра Ивановича Щепин-Ростовского "XXXI колено от Рюрика Великого"- автор.), и это факт для нас несомненный. Так же  известно, что княгиня Ольга Мироновна  желала покинуть родное Отечество, и власти не были против этого  (письмо Бенкендорфа от 1835г.) По сказаниями и легенде семьи, у князя Андрея Андреевича, вне брака (?) от вдовы-пастушки родились два сына, но так ли это нам точно неизвестно, одни догадки и легенды... А на Сенатской же было, как я считаю второе Крещение Руси.  После восстания, в России проявилось то, что было всегда, Россия, как была языческой, так ею во многом и осталась, судя по поступкам высшей власти, духовенства...и народа. Вот в этом году будет памятный, трагический юбилей со дня битвы при Калке. Это дата прошлого - 4 июня 1858 года, 635 лет! А кто помнит об этом? Кто помянет русских князей, погибших от мерзких басурман? Кто вспомнит князя Андрея Владимировича Вяземского, Александра Дубровницкого, Великого Князя Киевского Мстислава! Кто? Церковь? Император, так он другой, не русской крови, он сейчас губит русские души! Какое ему дело до истории и русских Рюриковичей! Вот в чём беда русского человека, России. Мы не помним своих Князей русских! Не помним героев благодаря коим мы и живём сейчас » - Князь замолчал,  забыв о трубке и о собеседнике, казалось, что он был сейчас в другом мире, том, в котором не было несправедливости и казней, тщеславия власти и боли народа.   
- Вы же князь были другие, и если бы они, эти безграмотные властители умов и душ поняли то время и Вас, Россия бы не проиграла войн. Я излагаю то, что я знаю и от Вас, и от других лиц восстания, то, что я видел и не один раз из протоколов и опросных листов следствия. Вы сделали то, что должны, обязаны были сделать, как люди чести и воли. На Сенатской было, как я считаю, второе Крещение Руси.  После восстания в России проявилось то, что было всегда, Россия, как была языческой, так ею и осталась, судя по поступкам высшей власти и духовенства. Вот в этом году будет памятный, трагический юбилей со дня битвы при Калке. Это будет 4 июня 1858 года, 635 лет! А кто помнит об этом? Кто помянет русских князей, погибших от мерзких басурман? Кто вспомнит князя Андрея Владимировича Вяземского, Александра Дубровницкого, Великого Князя Киевского Мстислава! Кто? Церковь? Император? Так он другой, не русской крови, он сейчас губит русские души! Какое оному властителю дело до истории и русских Рюриковичей! Вот в чём беда русского человека и России, беспамятство. Мы не помним своих Князей русских! Не помним героев благодаря коим мы и живём сейчас. Вы, уверены, что и Ваш подвиг будут помнить потомки? А вот я не уверен!Так и о Вас забудут. Власть стойка в беспамятстве, потому что ей это выгодно, ведь Вы, пример борьбы, мужества и подвига! Ей же этого не требуется, ей нужны рабы, холопы! Говорите народ Вас будет помнить, а я уверен нет! Почему? Да потому что Вы господа, дворяне и баре! А народ нищ, и всегда будет такой без свободы, земли и прав, а про вас скажут, что вы с жиру бесились от скуки, что вы даже народ не спросили, а нужно ли ему ваше заступничество! Они скорее в церковь пойдут! Им приятнее быть скотом, рабами, тогда думать не надо, барин-царь всё решит и скажет, как надо делать. Вот пройдёт сто, а может двести лет, и будут справлять юбилеи в память императоров, может и памятники воздвигнут, народ – то не глуп, он наивен. Рабы, почти всегда почитают того, кто их бьёт, но кормит, даже за малый кусок кости он возможно будет целовать хозяину руки.  Франция поддержала и приветствовала переворот в Америке, и что? Негры, как пушечное мясо помогли белой верхушке богатеев победить, но попомните мои слова, пройдут годы, благодарность смениться пренебрежением и брезгливостью, и негры опять будут в положении угнетённых, рабами. Я не упоминаю уж, о коренном населении штатов. Они забывшие своё отечество, будут достойны своего будущего, рабства, ибо нет справедливости в мечтах и глупых излияниях добра к хозяину, а вот о ваших датах, юбилеях, даже не вспомнят, кроме тех, кто является вашими потомками, да и то, сомнительно сие мне. Вот парадокс правды! Князь писал другу, графу Корф:
"-Вы, декабристы, прожили кристально честную и праведную жизнь, воспитали прекрасных детей, и может, ещё успеете, воспитаете внуков, но как праведно прожить вашей правде? Как донести до русского и иного народа, Ваши истоки мужества и благородства, как не осквернить Храмы и души наши? Я пытаюсь проводить уроки истории правдиво и осмысленно для своих слушателей, и они почти все понимают значение вашего подвига, но есть и те, кто доносит властям на меня и таких как я, и это печально. Часто задают вопросы о казне и наказании декабристов, о методе их борьбы и трудностях, жестокости наказания их и их семей императором. Такие смертельные, жестокие наказания и казни, происходили только в еретических странах католической церкви, общество России было поражено зверством методов наказания дворян и гвардии. Режим Николая – Окаянного, народ очень метко характеризует своих господ, погубил отечество и веру в божественную суть императора и власть. Фактически это конец монархии в России! Явное начало её конца! Но, за собою Романовы тянут в омут гибели и Россию! Неужели они настолько глупы, что не понимают этого. В апреле месяце, я был в Москве по случаю того, что в своём письме мне князь Волконский упомянул Кошелева А.И. Когда-то я был с ним знаком, он тогда жил на Поварской 31, а я на дом дальше.         
 К чему я об этом, к тому, что Кошелев пригласил к себе Волконского на встречу с  Т.Г. Шевченко. Вот талант и прямая угроза власти. Он своим пером, делает гораздо больше, чем иные  министры - болтуны. К сожалению я того не застал, о чём до сих пор сожалею. Вот воистину русский у края, а мыслит, как  не каждый дворянин осмыслит, умно и грозно, не боясь ни Бога, ни Чёрта, ни немца-царя. Как он упомянул о могуществе Романовых:            
"-бЫТИ КОРОНОВАНЫМ ШУТОМ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ГЛУПЕЕ ДЛЯ ГОСУДАРЯ И ПОЗОРНЕЙ..."
Впрочем, немцы всегда были воинственны, и прямо скажем, не дальновидны. С Русью им надо дружить, а не воевать и проситься в губернию. Я понимаю, Вы оглушены моими словами, но если нам Бог, наш Русский Бог, даст хотя бы ещё лет двадцать жизни, то мы с Вами увидим князь, истинное возвращение язычества в Россию. Только убивать будут уже тех, кто посеял Бурю! Ветер поднял Николай Павлович, а вот буря придёт от народа и он сметёт Романовых как отходы, как экскременты, как мусор истории. Но, при этом пострадают дворяне, общество и развалится государство под названием Русь. Грех великий на них, к сожалению, уж слишком запачкали они себя заговорами и убийствами. Вспомним императора Павла, его ужасную смерть. Так вот при убийстве императора, один из нападавших крикнул: « Императрица будет недовольна! Добивайте его…». Услышав эти слова, император Павел в последнем крике проклял тех, кто его убивал и тех, кто отдал на это приказ: «Весь род убийц я проклинаю, их звериное потомство умрёт в страшных муках! ». Как это похоже на проклятие князя Аскольда, убитого путём предательства князем Олегом. «- Да испытай и ты! В смерти своего сына, боль и коварство судьбы! ». Императора Павла I удавили. Свидетелей, как вы знаете, участников убийства наградили почти всех, специально делая их соучастниками мерзкого поступка императора Александра и дворян. А проклятие императора живёт, действует и ныне, потомки убийц почти все умирают страшной смертью в болезнях и горе. Не обошло проклятие и Романовых, всех. Александр I умер в расцвете лет, на 47 году жизни, его дети умирали один за другим; Елизавета 1801 год, Машенька в 1802 году, Алексей в 1807 году, а за ним и Софья. Всех детей Николая I, впрочем, как и детей других, боюсь, постигнет та же участь, несчастный Михаил уже получил свой крест, бедное дитя, страшны мучения и смерть не от старости. Род Романовых будет преследовать вечное проклятье императора Павла, думаю и народа. Вы как-то сказали о Николае I вынесшему всем вам смертные приговоры, довольно точные слова: - « … Так клоп Николай, кусая  Святых, думает, что и  он сам стал святым, вкусив невинных кровь…».   Поэтому я, да и многие другие, думаю, что даже  посещения ими Храмов их не спасут, никакими молитвами они не смоют свой вечный грех пред народом и отечеством. В одном своем стихотворении, Вы пишете, что Петербург, столица империи, будет смыт потоками волн Балтийского  моря, за все грехи перед Россией, царственного  рода. Удивительно, откуда  Вы это взяли? Об этом говорили многие предсказатели до Вас, ещё до строительства этого великого града нашего отечества. Так как он отстроен на осквернённых древних капищах Русской Веры. Великой веры, прародительнице народов России, братских народов, единого народа.  Удивительна судьба отечества нашего, всё чрез кровь и заговоры, прямо-таки проклятье какое-то. Но, самое страшное, будет-то, что сбегут они к тем, кто ненавидит нас, их и отечество наше, это Англия и Германия. Неужели враги России их пригреют? И я предполагаю, что они будут мстить, змеями вползать в общество нашего отечества, служа врагам нашим во имя злата и ненависти к России, во имя сохранения власти и трона. Страшно конечно говорить такое, да,  наверное и грешно. Грешно помыслить об этом, но их поступки говорят об этом, значит Бог, их род готовит к плахе. Вы посмотрите, как император отпустил вожжи для господ промышленников, какие льготы и привилегии даёт. Зарождаются общества и капиталистические предприятия, рождается русская буржуазия, готовая ради денег грабить казну и беззастенчиво вползать в дворянское общество..."
 Пример? Вернёмся читатель к нашей повести-беседе с хозяином дворца и гостю...Князь нехотя кивнул головой, в задумчивости смотря на говорившего,  при всей своей негативной памяти к Романовым, он не любил тех, кто затрагивал эти болезненные для него, дворянина, темы. Борьба с несправедливостью не должна разрушать устои веры и основ государств, а императоры России оставались для декабриста, всё- таки примером и в высшей степени представителями истины.
- Пожалуйста! Строительство и эксплуатация Железных дорог. Считаю, что всё нужно держать под государственным контролем, а не давать наживаться на дорогах новоришам. Император Александр всё отдал на откуп товариществам и купцам-промышленникам. Так нельзя, они будут выжимать из производств только прибыль, губя работников ради неё. Посмотрите господа,  в каких условиях они живут и работают. Говоря о предполагаемом освобождении крепостных крестьян, император, власти, абсолютно не думают,  что произойдёт в России.  Недовольны будут, да и уже сейчас возмущены, дворяне, да, наверное и сами крестьяне. Кто, как даст им землю? Как её выкупать? В какие условия они попадут? А в политике что?
- Свобода, это как фарфоровая кукла, хрупка, нежна на вид и невинна, а на деле хищник питающейся и пьющей кровь...Да и на небесах я думаю свобод не найдёшь, там закон тайги...Что сие вас удивляет? Ах вы об этом., Ангелы? Что они? На вид благообразны и милостливы к пришедшим в сады, во всяком случае, они человекообразные...либералы. Европа? А что с ней? Будем с нею и с демократией бороться, бороться за её утилизацию.  Их "титаны" демократии, либералы, думают что народ осознает их понимание и миропорядок, совершенно не понимая, что это уже закат их мысли, идей и мировозрения. Это на деле обветшание  их опасных теорий и даже скажу более, это унижение интелекта даже обезьян. Князь, довольный беседой улыбнулся и произнёс негромко, глядя в сторону дам:
- А ведь знаете, поляки за такой фармазон и голову могут оторвавть. У них другое единение обтекаемой свободы мысли, главное найти для них мотивацию поступков. А дальше, как их стремнина выведет.Для откровенности и веры в справедливость, им нужны память и знание истории, а не напыщенность и скудоумие дитя. Но ныне я о  другом. Давно  надо завершать объединения Кавказа и Азии, а с границей России и Китая что творится? А с Аляской, русскую землю продать хотят? И так во всём. Полная неразбериха, православный  император, а  при живой супруге императрице Марии Александровне, завёл, столь присущие их роду неуважение к законам православия, вторую семью. Общество возмущено, но кто осмелится сказать правду, наоборот, начинается разлад в умах и у дворян и, что гораздо опаснее у народа, и будьте спокойны, Европа воспользуется этим в своих интересах. Чудно всё это, невероятно! Такое впечатление, что власти готовятся выехать из отечества, да и отечество ли оно им? Первый наш враг Англия, вот кто их всех, скорее всего и пригреет, предварительно обобрав почти до нитки, и будут они с теми, кто организовал и исполнил заговор против России. Всё это чрезвычайно печально и грустно. Но христианская Россия, вся Россия, сейчас молится за их благополучие и благоденствие, пусть их дому сопутствует счастье и радость бытия, а не горе и слёзы. Бедные императоры, замаливать и расплачиваться за грехи своих предков, на это необходимо всё мужество и возрождённая честь. Я встречался и одно время переписывался с  изумительным человеком, заботливым чиновником и русским  писателем Ершовым Петром Павловичем. Познакомили нас  Жилины, кстати, кто-то из них был из Ярославской губернии, так что ваши соседи.  Так вот, он много рассказывал о его   общении с декабристами и их семьями, о  художнике Знаменском, о их  жизни и служении российскому обществу. Некоторые ваши действия он осуждал, в частности  бездействие  гвардии в тот трагический день, но искренне восхищался вашим мужеством и благородством в Сибири, и правильным поведением на суде, хотя некоторые его не поддерживали и даже осуждали. Время покажет, кто был прав, Историкам это легче будет определить. Впрочем, не будем гадать на кофейной гуще, это дело очень не благодарное, подождём, что станет, может всё и обойдётся. Ходят слухи, Вы собираетесь в Европу, по крайней мере, будучи у Пущина, он  говорил мне об этом. Про Вас много сплетен и разговоров, не все Вас любят. Власть, Шуйский земской исправник, так и строчит про вас сплетни и доносы, благо мне об этом друзья  в столице рассказали, и им  удалось  вовремя  замять Ваше посещение столицы.      А как Вас опорочить хотели, будто Вы присвоили, не Вы, а Ваши предки, титул княжеский. Какая грязь и нелепость. Все эти дворянские комиссии и препирательства с историками. Почти все документы уничтожили, на Вас, на Вашу родню и батюшку, а лишение Вас княжеского титула Николаем  и просто не правомерно, Ваш род выше и знатней многих, и никогда не участвовал в царе убийствах и заговорах против отечества, императоров и царей, какая гнусность властей, и какое  грязное дело. Мерзко! Шефа жандармов тогда, чуть удар не хватил, он не знал, что у Вас такие влиятельные покровители, и благодетели. Только зря отказываетесь от их помощи, не прикрытая Ваша гордыня. Эх, эта дворянская честь.  Вам же тяжело с финансами, да и здоровье Ваше нас всех беспокоит, позвольте Вас оберечь от хлопот хозяйственных и финансовых, поймите, Вы нужны отечеству. Подумайте князь. Впрочем, мы, что- то с Вами князь разговорились и право позабыли о гостях! Прошу пройдёмте к ним, вон и княгиня  уже зовёт нас в гостиную, уж и свечи зажгли. В зале гостиной было весело, князь Дмитрий Александрович и Василий Иванович подошли в самый раз, вовремя, местное общество дворян, помещиков, приглашённых в Иванково, с громким смехом и разговорами обсуждали последние новости российского общества. Разговоры шли о грядущем освобождении крестьян, о повышении цен на зерно, очередной женитьбы генеральской дочери и новых решениях императора Александра II, в отношениях бывших каторжан-декабристов. По слухам, к ним были сделаны большие послабления, и даже отмена, в отношении к ним, надзора полиции. В беседе многие говорили, что главное ныне, не дать власти играть в солдатики с народом, всё надобно менять в политике. Всё, или почти всё, о чём мечтали гвардейцы, осуществляется, медленно, но верно. Нам удалось вдохнуть глоток Свободы в души народов России. Гости, разгорячённые выпитым французским шампанским, танцевали и балагурили.
... Смех заполнил залы усадьбы. Давно здесь не было такого бала  в местном обществе помещиков ярославской губернии. Нет, конечно, балы случались в Шуе и  Ярославле, но вот в обществе бывшего государственного преступника, такое нововведение состоялось впервые, и господа резвились, право как дети. А всему этому новогоднему празднику и веселью, князь Дмитрий Александрович был обязан своему другу, Николаю Шимановскому, предводителю местного Шуйского дворянства. Только благодаря его решению и неимоверных усилий и согласований с надзорными органами, устроить, как он понимал последний праздник своему старому другу, тот был сильно болен и, устроить для друга такой прекрасный праздник, было делом чести и долга его, и товарищей декабриста. Бал проходил весело, старый декабрист с радостью и грустью смотрел на приглашённых друзей и товарищей, он понимал, что таких застолий и танцев ему больше не увидеть. Во первых, из- за того, что он собирался выехать в Петербург, к родным, а именно там сейчас находились его дети. Во вторых, он просто утомлялся и уставал от их забот, а если быть  честным, то он не желал быть обузою семье. Да и отвык от праздников такого масштаба. Конечно им и его рассказами о годах каторги, гости интересовались и увлечённо слушали, собравшись вокруг него, но возраст и болезнь давали о себе знать, и он стал отстраняться от таких встреч и разговоров. Последний год князь лишь один раз выезжал в общество и то под давлением Шимановского и друзей, сам же Дмитрий Александрович усилий к общению не прилагал и постепенно отдалялся, даже от друзей. Вдруг раздались звон колокольчика и голос друга, призывавшего всех гостей к столу, чтобы отметить встречу и восхождение Нового 1858 года. Когда, все приглашённые гости расселись за столом, богато украшенным  фруктами и зеленью, цветами, привезёнными из оранжереи местного цветовода Кирьянова и садовника усадьбы Егория, известные всем своими опытами с растениями. Князь, очень утомлённый от речей присутствовавших гостей и уставший от  забот собравшихся, так трудно переносимых в его возрасте, был всё-таки очень  радостный от этой долгожданной встречи, и  стоя за  столом, начал  свой первый тост, больше походивший  на  речь:   
 — Уважаемые друзья, дамы и господа офицеры!  Я старый человек, с грустью, но и радостью передаю Вам привет, от тех, кто сегодня не смог присоединиться к нам, от тех, кто сейчас далеко от нас, но сердцем всегда с нами, от друзей и героев  14 декабря 1825 года. Там, далеко на севере, мы многие годы мечтали о таких вот вечерах, о радости встреч с друзьями, кто всегда был нашей поддержкой и опорой. Многие нас тогда, да и сейчас спрашивают: « Зачем нужно было восстание, зачем нужны были эти проблемы для России, для нас, наших семей, дворян, потерявших всё, права, имущество и свободу?».      Я попытаюсь объяснить, в меру своего понимания и долга перед вами. Вот, казалось бы, императрица Екатерина II издавала с первого взгляда разумные указы, за своё почти тридцатилетнее правление. Переписка с Вольтером, с другими передовыми писателями и политиками Европы. Её первый указ: « - О запрещении взяточничества», ввела институт прокуроров. И тут же учредила «тайную экспедицию», где главным следователем стал палач Шешков С.И., придумали замену, в пику   могущественной «Тайной канцелярии» Петра I.               
 А издевательства над Новиковым, и посадка его в крепость на пятнадцать лет, только за то, что он в своих журналах, обличал распутницу.  Возьмите императора Александра I, великий реформатор, ему было очень трудно властвовать, война, нехватка средств на её ведение. Но пред этим, он отменил своим указом право помещиков на ссылку крестьян в Сибирь за малые проступки. Подтвердил правило и обязанность для помещиков, о крестьянах, обязывающее их ( помещиков), кормить крестьян в голодные годы. А также подтвердил правило: « Если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог вновь быть укреплён за  помещиком своим ». Благородно. Также стали получать свободу и те, кто был в плену и вышел оттуда, или из-за границы, а также взятым по рекрутскому набору. Теперь крестьянин смог и торговать, брать векселя, заниматься подрядами, но тут же задержки в исполнении указов и их противодействии, учреждение военных поселений, восстания. Всё вновь скатилось к эксплуатации народа. Цели, указы благие, а вот средства к их исполнению нет. И забурлило общество, возмущаясь издевательствами над народом и даже над дворянами. Сразу создали низовой суд для государственных крестьян и однодворцев. Лошади… и тех впрягали строго по ранжиру положения дворян, это надо же было дойти до такого! А заговоры! Все о них знают, что повторять пройденное. Вот и восстали против, нет, не Николая или Александра. Гвардия, восстала против деспотизма на службе, битья солдат и унижения офицеров гвардии, против режима власти, против издевательств в поместьях российских помещиков, против режима узурпатора власти, против власти в руках одного, если можно так сказать, человека. Против того, что могло бы случиться с Россией, если её народ в ярме рабства и кнута. Ведь до чего доходит, помещики берут так называемые « Выводные деньги» с крестьянина, и знаете за что? За то, что он должен так сказать выкупить невесту, если она живёт в другой деревне или селе, тоже и повенечные деньги. Дикие, варварские законы первобытных племён! И это в XIX веке! Лишь иногда, помещики платят крестьянину месячный паёк натурой, за то, что он работает на помещичьей земле. В нашем селе Иванково, и других землях, такого конечно никогда не было, моя матушка княгиня Ольга Мироновна и батюшка князь Александр Иванович, только сами оказывали им помощь и давали небольшие деньги, и даже платили подушную подать за однодворцев, ну Вы то, знаете это вольные крестьяне, имеющие маленький клочок своей земли. И вот за эти благие дела, наши соседи помещики, писали доносы на нас, что мы другие и подозрительные, не такие как они. И это было, есть и будет. Зависть страшная сила. Есть такой дворянин, Завалишин Дмитрий Иванович, так он, организовал  и выстроил, на выделенных ему властью пятнадцати десятин, теплицы ( по моему совету) и в них стал выращивать овощи и фрукты. Что такое арбузы Вы все знаете, но вырастить их в Сибири двойной человеческий подвиг, но вместо того, чтобы ему помочь, власти всячески противодействовали его инициативе, и сгубили под корень его планы. А Розен, работавший на шестидесяти десятинах пахотной земли и применивший  в принципе новые методы работы на земле. Где в качестве удобрений, использовал золу и навоз, в чёткой пропорции и расчётами разработанные им.  Урожай был необыкновенный, и это сгубили, и всё из-за того, что властям важнее тишина и спокойствие в губернии, чем заботы и хлопоты о народе. Но, самый печальный опыт, хотя чрезвычайно нужный, как  великое начинание, было создание в Петровском остроге, молодым, но необычайно сметливым и инициативным, А. Першиным и хозяйственным  Иваном Горбачевским, « Общественной лавки». Они предложили систему общественного хозяйства, принимая в свои ряды, как общий фонд, любого, кто вложил пять рублей. В скорости было набрано почти две тысячи рублей, сумма для Сибири значительная. На эти деньги куплен скот, питание на его откорм, и позже продавали уже мясо. Не учли одного, мы дворяне, и не можем наживаться на народе, нет  у нас коммерческой жилки купцов, прибыль для которых дороже матери родной. Они сначала выжимают из народа кровь и все жилы, единственно ради прибыли, а затем, строят приюты и жалеют нищих, ими же ограбленных,  и ставят Богу свечи, чтобы тот прощал их и помогал ещё больше грабить народ, даря вклады церкви, чтобы та, очищала их от гнева народа. Один наш гость, француз, друг  маркиза де Кюстин, будучи у нас в гостях, подивился нашему отношению к крестьянам, в других поместьях такого он не увидел. Так вот он сказал про Россию: « Для Европы, Россия дикая страна  и в ней дикие нравы…». Каждый в России имеет своё ярмо, но не каждый имеет и добивается  свободы». Я конечно  не считаю, что наша Россия дикая страна, и прямо ответил ему на это, но вот что у нас нравы дикие, с этим мне пришлось согласиться. По рождению, все люди на Земле равны, и каждый имеет право на жизнь, и царь, и батрак, и дворянин, и торговец. Деспотизм имперский, российский, нищета дворян и народа, вот причина восстания, бескультурье и неграмотность, вот причина проблем и восстания Гвардии. Повторюсь, Национальная политика и притеснение народов, вот причина восстаний. Жаль, что не все поняли это. Народ в России трудолюбив и смекалист. У крестьян при пахоте земли есть хитрость, чтобы лошадь не замедляла ход при распашке поля, они, крестьяне, используют рожон, это такая заострённая палка, которая прикрепляется к сохе и лошадь, при замедлении своего шага, натыкаясь на этот рожон, от боли вновь ускоряет шаг… Об этом мне рассказывал мой товарищ Иван Семёнович Павало-Швейковский (1802-1845г.), и  его супруга Екатерина Васильевна Чурикова, большие знатоки деревни и жизни крестьян. Есть ещё такие люди в России, которые сами по себе уже личность, без "припоя" святости поповской.Так вот, у меня складывается впечатление, что императоры российские, для того чтобы народ круче и живее работал, используют штыки и плети, пуская ему и нам кровь. Заставляют колесо истории России вращаться и работать. Так называемый пас без касания. Равнодушно и с презрением относясь к тем, кому по своей сути, они (Романовы) обязаны своим богатством и властью, и я господа, думаю, это кончится большой бедою, если они не одумаются и не сменят свои требования к народу и нам дворянам. Так хочется увидеть всех Вас счастливыми мои друзья! Пожить бы годков этак… сто. Но, как сказал мой друг пред смертью: «Делай, что должно палач, и Бог отпустит нам и тебе несчастный, все грехи. Нет такой лжи, которой нельзя поделиться с Богом, и нет такой правды палач, которую нельзя победить и оболгать властям. Идём несчастный к бессмертию…». 
Благость наша друзья, в вере и Храмах. Мне говорили о ваших предках скромно  строящих Храмы, особо в прошлом. Дед  вашего батюшки, вместе с одним помещиком, поручиком Баборыкиным, решили возрождать  пришедшие в неугодное состояние церкви, а при невозможности их ремонта, выстроить новые. И удивительное дело, первым, кто откликнулся на столь благое дело, была помещица Наталия Елецкая, помогавшая им и средствами и рабочими руками крестьян своего села, собрав их в артель. Не забыла она и своё село, отстроив в нём Храм. А, как она воевала со своим соседом помещиком, грубым и жестоким солдафоном, бившего  и наказывавшего за малейшие провинности своих холопов, плетьми и розгами, при этом присыпая их солью, для более жгучего воздействия на несчастных. Так она, Елецкая, принимала их у себя и лечила за свой счёт, не позволяя узурпатору  даже приблизиться к ним. И лечила-то она их древним способом, особыми тканевыми  льняными лентами, после применения которых, раны  быстро зарастали и не гноились. Просто кудесница какая-то. Потом, ваш батюшка, как говорили  многие знавшие его, использовал эти поучения на войне, за что его благодарили многие страждущие от ран. Никто из этих людей не кичился и не восхвалял свои прекрасные по вере, дела и поступки, не зазнавался и  не гордился прилюдно и всенародно, показывая свои людские подвиги христиан, что свойственно в наше время лишь не многим. Вот Вы, князь,  подарили мне список с Иконы Смоленской Божией  Матери, благодарю Вас и обращаю истинную, горячую  молитву к Господу нашему, за Вас  и ваших товарищей, к их семьям и родным. Здоровья и долгих лет жизни Вам и всем  нашим великомученика.  Любовь и доброта мысли, нуждается в тиши и осмыслении, хотя причины, и это основа основ, в политических решениях власти и правительств, финансовой целесообразности перемен. А в благодушном переплёте Европы, как говорится, это в перспективе её паралич в политике и как результат противодействия России... смерть. Негоже прятаться за спиной России. Как-то так ныне...   
 - Спасибо господа, за внимание к моей скромной персоне. Устал я нынче. За Вас мои дорогие товарищи и друзья, за вашу дружбу и богатые, добрые слова исходящие прямо из  вашего  сердца, за то, что Вы сегодня с нами. С праздником души Вас, с Новым 1858 годом и надеждой на новые встречи! Когда князь присел,  выступили другие гости, потом послышались аплодисменты и здравицы, за новый год и встречу. Начались танцы и веселье, читались стихи декабриста, их, оказывается, здесь знали и очень ценили, приглашённый фокусник показывал своё дивное искусство. Акробаты выделывали искусные прыжки и показывали номера акробатики. На балконе залы играл приглашённый  из Шуи оркестр, даже сам князь показал своё мастерство игры на скрипке, подаренной ему семейством Муравьевых. Свой знаменитый и любимый Полонез Огинского - « Прощание с родиной». До самого утра, продолжалось веселье и праздник друзей, почитателей подвига декабристов. Для Князя Дмитрия Александровича это был поистине великий бал молодости, радости и отдыха. Разъехались гости уже под утро, и когда усадьба опустела, и князь остался один, лишь древняя преданная  Авдотья, возраст которой никто не помнил, столько было ей лет, тем более, откуда она родом, хлопотала на кухне. Сейчас она одна тихо ворча убирала гостиную,  уж очень она  не любила когда ей кто-то пытался помочь.  Глядя на милую его сердцу старуху, которая стала для него почти матерью, Дмитрий Александрович облегчённо вздохнул, радуясь, что всё так  прекрасно прошло. Помянул в памяти князь и свою добрую и исключительного благородства  няньку  Иулитту, так и не дождавшейся его. Своими знаниями, а она знала три европейских языка  и цифири, она делилась без всякого нажима на молодого тогда княжича,     поучая его уму разуму. Вот и сейчас, казалось, что её голос звучал в комнате и поучал разуму старика:
« …  Богу никогда не придёт  в голову мысли, чтобы поучать  народ силою и угрозою, ибо жизнь его, праведная или нет, уже есть награда. Порядок в отечестве, это соблюдение  законов, их можно менять, изменять, дополнять, в конце - концов…, но соблюдать! Если же народ  желает быть батраками, то это беда уже самого народа, а не дворян княжич, ибо они не дошли ещё до уровня человеко понимания и любви к Богу. Терпение и труд, верёвки перетрут…».
Князь рассмеялся, так реальны были услышанные слова няньки. Он зажёг  угасающую свечу и в задумчивости стал смотреть на её пламя.   
- Да дорогой мой человек – вслух ответил няньке - матушке князь – Плохо не то, что в России рабство и крепостничество, плохо то, что и церковь поддерживает  это безумие власти, и это гибель для неё, а сделают ли вывод Романовы из всех ошибок, что они свершили и породили, я матушка, князь повернулся к портрету матери,  право не разумею. Очевидно, монархия доживает свой век. Монархия, это феодализм, только новой формы, то есть оставляет обглоданные куски народу, чтобы он не помер от голода, но вся прибыль государю.Как это всё можно воспринимать государь? Как можно молится и не думать о народе? Непостижимо сие для моего понимания. Князь встал с кушетки в гостиной и взяв свечу пошёл в спальню на отдых. На сердце и душе было    почти покойно  и  даже хорошо, и впервые за много дней князь спокойно заснул на старинной кровати отца, застеленной ему столетней, но всё такой же бойкой в делах  Авдотьей, только вчера стиранным и выветренным,  свежим и душистым постельным  бельём… Последней  уходящей  мыслью засыпающего в блаженстве тепла  старика, было: « Пройдут годы, время, и  народ узнает всё, что таят нынешние власти, как мы жили и зачем, и за что страдали, ради чего все эти события свершались…»


Рецензии