Xyounalrakh, xyounalhil в ав. яз
Ав. ХЬУНАЛРАХЪ, диал. хьвани, хьуни, хьванли, хьуналти, хьонлъи, хьунлгьли, хьунгьи "теневая сторона, теневой склон".
Теневая сторона- это место где заходит солнце (запад), а также и север. Потому что это мрак, ночь. Обычно, у монголов душа умершего отправлялась в страну мёртвых на север. Лингвист Старостин С.А. в своём сопоставлении нахско-дагестанских языков с хуррито-урартскими умышлено не приводит аварские формы и находит соответствие в урартском в виде какого-то ФАФАНИ/БАБАНИ "гора".
1. Напомним, что ав. диал. ХЬВАН (XwAN)- это также "луг", т.е. густое, поросшее растительностью место. В мифологии индоевропейских народов - души умерших пасутся на прелестных лугах" (ср. выражение "Елисейские поля").
2. Теневая сторона и вообще умеренно холодный климат;- место произрастание культуры ЛЬНА (=ав. ХЬОН "лён, льняное семечко"). Ничего этого Старостин С.А. не заметил. В монгольских языках ХОНЬ "овца", а "лён" - одно из любымых её трав, "лён" в монгольском состоит из словосочетания, первым элементом которого явл. ХОНЬ "овца", т.е. ав. обозначение льна в монгольском "трава овцы". Сама овца тоже сплошь в растительности - шерсти. См. ткж. ав. диал. КIОНОЧ "бычок", ХЬОНЧIЕР "конопля".
А вот и прямое упоминание теневого склона горы у монголов в связи с азиатскими гуннами, это ЭРГЭНЭ-КООН "крутой склон" монгольского этиологического мифа, который турецкими националистами бесцеременно приписан собственным предкам ("Эргенекон маарасы"). В ней повествуется о спасении в пещере в горах на крутом склоне и связан этот миф с тотемным сивым волком. Он им показывает дорогу к спасанию, а затем через 300 лет выводит из страны Эргенекон в количестве "100 тыс пик". Катати, в мифе также есть указание на обилие высоких трав.
Обо всём этом мы подробно писали в предыдущих статьях и это не самое важное. Важно то, что синонимом ав. ХЬУНАЛРАХЪ явл. диал. ХЬУНАЛГЬИЛ. Но ГЬИЛ (hil) отсутствует в аварском языке и...присутствует в халха-монгольском:
ХИЛ "граница, рубеж", УЛСЫН ХИЛ "государственная граница",ХИЛЧИН "пограничник".
Насколько нам известно, это слово зафиксировано и в сяньбийском (самоназвание Serbi).
Спрашивается, а на кой чёрт нам нужны какие-то ФАФАНИ/БАБАНИ "гора" Старостина С.А., когда монг. языки дают полный расклад?
Сюда же халха-монг. ХОЙНО "север, на севере","сзади, позади, за", ХОЙНООС "с севера, сзади". Передом для монголов считался юг, души умерших людей уходят на север, к верховьям рек. Это и есть холодная, влажная сторона.
3. ХОЙТ "северный,задний, следующий" (хойтон жил "следующий, т.е. новый год"), ср. ав. ХАД-УБ,ХАДУС-ЕБ "следующий, последующий"
В языке Авесты этноним X'iiaona (пехлеви Xyon) передавался через специальную литтеру которая обозначала мягкое "x"и это тот же самый согласный, что в немецком "ch" и в концовках типа "-ig". Произношение точно совпадает с ав. "хь". Монг. хюн" демонстрирует опять-таки не твёрдое, а смягчённое произношение "х".
В аварском этноним "гунны" должен быть внесён в аварские словари не как "гуннал", а "хьунал", "хьванал". В переводе указать 1. ист. " гунны";2. "те, кто с теневой стороны гор, с севера". И далее указать ХЬУНАЛРАХЪ, ХЬУНАЛГЬИЛ 1."теневая,также северная сторона"; "сторона, край, гуннов/хионов".
Свидетельство о публикации №223083101151