Путешествие из Москвы в Киев - 2023 Часть 1

                НАЧАЛО ПУТИ


С ночи шел непрекращающийся проливной дождь.  Ранним утром в указанном месте одного из московских районов уже стоял старенький мерседес на 8 мест.

Накануне отъезда пришло смс: "Приносим извинения, произошла замена новой машины на старую". И успокаивающая приписка: "На стороне Латвии, Польши и Украины будут мерседес спринтер, новые машины".

Хорошо, что не отменили совсем, подумала я, так как мысленно уже была в пути. Меня не пугало то, что ехать придется на трех маршрутках 45 часов, через три границы, и впереди могла подстерегать опасность обстрелов.

При одной мысли, что я встречусь в Киеве с семьей сына, любимым внуком, мое сердце наполнялось долгожданной радостью.

Хмурого вида водитель скомандовал быстро погрузить в задний отсек вещи. Наспех простившись с провожающими, пассажиры плотно уселись  в тесном салоне маршрутки,  и мы тронулись в путь.
 
- Кондиционер и вентиляция не работают, будем ехать с открытым окном, - сообщил водитель, на что женщина в первом ряду возмутилась, мол, недавно переболела.
 
- Как хотите, - сказал Хмурый, и тут же закрыл окно.

Небольшой салон вскоре наполнился едким запахом от назойливо раскачивающегося перед глазами ароматизатора-"елочки", становилось душно. Семь против одного запротестовали – окно было открыто до основания.  Дальше ехали молча.

                БЕЛЫЕ АИСТЫ

Успокоившись от волнения, которое всегда сопутствует приготовлениям в дорогу,  я  погрузилась в свои мысли.

Мы виделись последний раз в августе 2021, два года назад. Ладошка внука, прилепленная кленовым листочком к стеклу окна машины, трепет прощальных взмахов рук, словно крыльев улетающих птиц…

 Могли мы тогда представить, что спустя всего несколько месяцев начнется война между Россией и Украиной?!    Конечно, нет. Хотя предвестники тревожных событий витали в воздухе…

Помнится, как мы ехали по безлюдной трассе Москва-Киев. По обе стороны дороги радовали глаз зеленые  плантации кукурузных полей,  медом отливали развернутые в сторону солнца подсолнуховые золотые руно.

И всего лишь единичные машины проезжали мимо нас, а  пункт пропуска, где недавно проходили регистрацию, оказался закрыт.
 
Пришлось в ночи проехать не одну сотню километров по пустынной дороге к единственному месту пропуска.

Не первый год было нарушено сообщение между Москвой и Киевом, не летали самолеты, не ходили поезда. Страдали от этого обычные люди, чьи родственники и друзья жили по обе стороны границы.
 
Разлом войны прошел через страны, народы и даже семьи. Удар пришелся по самому дорогому – родственным чувствам.
 
Нет уже и той страны Советов, и тех доброжелательных отношений, которые создавали впечатление большой дружной семьи.

Политики, затеяв спор,
нарушили времен пророчество,
ввели таможенный надзор,
а в души граждан – одиночество

У трассы Москва-Киев, неподалеку от украинской столицы, на высоком столбе есть гнездо с белыми аистами, которые весной всегда возвращаются на это место.

Похоже, у них развито чувство родины.  Говорят, на крыльях они приносят счастье.

Вот и я услышала Вечный зов  и последовала за своими чувствами. Родину не выбирают. Украина, где я родилась и выросла, где живут мои близкие, всегда  в моей душе, моих мыслях.
 
                КИЕВСКИЙ  ВОКЗАЛ В МОСКВЕ


С будущим мужем мы встретились на источнике вод в Трускавце.  Я из Киева, он из Москвы.

Рассказывал, что муж бабушки, погибший во время войны,  был из Украины, и она брала всех внуков, даже соседских детей, и на все лето возила их отдыхать в украинское село Джулинка Винницкой области*.
 
Проведя часть жизни среди великолепной южной природы, добрых украинских людей, напитавшись их культурой и любовью, мужу оказалось довольно легко понимать меня, постигать особенности менталитета.
 
Два года после знакомства продолжались отношения на расстоянии, мы приезжали в гости друг к другу, притяжение магнитов двух сердец было невероятное.

Любимый мой!
Все поезда к тебе
идут в обратном направленье.
Ах рельсы,
одолжите мне
свое железное терпенье

Мною было написано более двухсот  писем в стихах, часть из них вошла в книгу "Знаки любви".** 

Какое же это было прекрасное время!
Я могла в пятницу вечером сесть на поезд,  и утром на Киевском вокзале меня встречал  любимый с сияющими глазами и  букетом роз.   

Любимый мой,
благодарю всегда!
Но в этот день особое признанье –
к тебе летят все в мире поезда,
ты – мое сердце, я твое дыханье

Моя судьба сложилась так, что Россия и Украина стали для меня обе родными. Их невозможно разделить в моем сердце. Любовь и боль.

А "Киевский вокзал в Москве"  для любящих звучит символично.


                "ЛИРЫ И СУДЬБЫ"

- Можете выйти ненадолго, - скомандовал Хмурый на заправке. 
Размялись, перекинулись несколькими словами с попутчиками, в основном, по поводу прохождения таможенных пунктов на границах.

И снова двинулись в путь.  Проезжая псковские земли, подумала, что неподалеку покоится прах великого Пушкина.

С собой я везла книгу с дарственной надписью моему внуку от автора,  писателя на сайте проза.ру,  Людмилы Дементьевой "Лиры и судьбы". Это сборник статей и эссе о классиках русской литературы, величайших композиторах  и музыкантах мирового уровня.
 
Я не верю, что на границе могут не пропустить книгу. Думаю, мне удастся найти нужные слова и убедительную тональность речи, чтобы донести главную мысль: культура – наше общее главное достояние, она  вне политики.

Тем более, меня должны услышать мои близкие, чьи души травмированы продолжающейся войной. Рано или поздно, между людьми возможно разумное понимание, во всяком случае, к нему нужно стремиться и делать конкретные шаги.

Поэтому для меня так важны встречи в живую.

И разлукой, что камнем на сердце легла,
и от взрывов ракет
содрогается клеточкой каждой

Я пешком бы по этой дороге пошла,
чтобы внучек и сын
ко мне вышли навстречу однажды

                ВСТРЕЧА!

Ход моих мыслей нарушило качество трассы.  Послышалось что-то вроде шрапнели по бокам и днищу нашей маршрутки.  Дорога напоминала проселочную, с выбоинами, покрытую местами щебнем, казалось, что по ней проехали танки. 

Встречные машины создавали пыльную завесу, поэтому все двигались медленно. 
Водитель  закрыл окно со словами:
- Так будем ехать  до самой Латвии, больше двухсот километров.

Все молча проглотили эту новость. Полоса дождей давно закончилась, солнце  успело накалить воздух,  и мы изнывали от жары.
 
Что ж, значит, надо потерпеть. Выбор поездки был сделан мною добровольно, несмотря на советы и уговоры моих близких подождать лучших, более спокойных времен.
 
Стала мысленно рисовать  в деталях волнующую   встречу с родиной, где идет война. Трудно представить, всегда такой мирный, Киев под обстрелами ракет и дронов.
Привычно звучит во мне молитва, и своими словами прошу мира. 

Есть между миром и войной
сей жизни тоненькая нить.
Господь нам завещал хранить
пусть даже мир худой

О, не убий! Прошу, постой!
Смири в себе гордыню, злость.
Скажи, я в этом мире гость
 
Незадолго до латвийской границы водитель открыл окно, тряска закончилась, пассажиры выдохнули с облегчением.

Стемнело, когда мы остановились у пропускного пункта. Дальше пролегал путь через Латвию и Польшу до украинской границы. Длинные расстояния приходилось преодолевать пешком с вещами в руках, сменилось еще две маршрутки, пока мы наконец-то подъехали к Киеву. В это время там была объявлена воздушная тревога,  комендантский час. Но сыну каким-то образом удалось объехать посты.
- Мама!!! С приездом!
Уставшая, но счастливая, крепко обняла сына. 

Август, 2023


                Продолжение следует Часть 2 http://proza.ru/2023/09/04/996


Рецензии
Горько и больно до слёз! Да, были сигналы, но о таком, правда, никто подумать не мог.
С теплом и глубокой печалью!

Лидия Сарычева   14.03.2024 19:03     Заявить о нарушении
Вы разделили горечь и боль бережным прикосновением...
Что есть дороже?!.
Храни Вас Бог!

Ли 💐


Лидия Мнацаканова   15.03.2024 03:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.