Воробьиная ночь

   Было это давно, с полвека назад, мне на ту пору шел восьмой год от роду. В большой и старинной Поволжской деревне, расположенной на левом берегу широкой и полноводной реки Вад жила моя бабушка. На лето приезжали к ней многочисленные внучки и внуки из городов и соседних деревень. Всем было место и внимание. Вот, помню, однажды августовским вечером, когда солнце скрылось за горизонт и птицы в садах поумолкли, бабушка позвала нас посумерничать на улицу. Усевшись на свое излюбленное бревнышко, в виде лавки, она вдруг спросила нас-ребятишек, стайкой собравшихся подле нее после незатейливого, но вкусного ужина:
а знает ли кто из вас, что такое «Воробьиная ночь?»
- Нет, не знаем, - загалдели мы, словно воробышки, переглядываясь меж собой.
- Хотите узнать?
- Да! Расскажи нам, бабушка, что это за ночь такая? - предчувствуя интересный рассказ на сон грядущий, стали просить мы.
- Ну, тогда слушайте и не перебивайте! - как всегда строго сказала бабушка, положив рядом свою палочку, которую она называла «бадик», и без которого ей было сложно ходить.
- Что же, расскажу вам про Воробьиную ночь.
Вот рассказывают люди, будто с незапамятных времен живет на Небесах грозная богиня молний Моло’нья -царица,
обликом дивной красоты девица.
Нет краше ее во всем свете,
сурова она к чужакам,
и изрядно строга к малым детям.
Такая натура у ней,
такое встречается и средь людей.
А муж-то ее - Гром-гремучий,
гордый и силой могучий.
У Грома есть друг-Вольный Ветер,
вольготно носиться им в Свете…
Сынок у Молоньи - Огонь-царь, ласкучий,
игривый, а в гневе опасный-горючий!
Он ласковой искрой на землю приходит,
пожары и беды с собою приводит…
Коль он расшалится,
да коль рядом ветер,
глядь леса уж нет,
остался лишь пепел!
Сынка своего Молонья лелеет,
поет колыбельные, часто жалеет…
Отец-то, вишь, Гром ему не родной,
он - Велеса сын,
бога лунного -
супротивника бога Перуна.

Велес Молонью шибко любил,
да делами занялся
и о ней на сто лет позабыл…
А она-то его верно ждёт,
знай, сыночку о счастье сказки поет.

Вот еще пролетело две сотни годов,
вдруг средь ночи послышался Велеса зов…
- Ты услышь-ка Молонья, подруга моя,
Я другую люблю, не серчай на меня! -
заиграл Велес в гусли свои и тот час
Забыла Молонья тоску свою враз.
Гусли волшебными были,
Тот, кто игру их слыхал,
тот горе свое навек забывал.…
А на утро к ней Гром вдруг явился,
пошумел, погудел, в ноги ей поклонился…
- Что с того, что сынок у тебя своенравный,
будь мне женой, и царицей моей равноправной!
- Принимаю тебя, мужем буду считать,
коли с Ветром по миру не станешь летать!
Будь при мне, верным будь
и не вздумай забыть,
что меня ты поклялся вечно любить.   
- Клятву верности я свою сберегу,
но, прости,
сына Велеса я полюбить не смогу! -
прогремел в Небесах Гром раскатистым гулом
и Земля содрогнулась, объятая шумом…
- Быть по твоему! - молвила гордая мать,
повелев сыну милому спать-почивать…
- Не заснуть мне, родная, ей сын отвечал,
не хочу я чтоб рядом чужак так кричал!
- Ты, негодник, как смеешь перечить!
- вдруг Гром прогремел,
что есть силы и враз
у Молоньи брызнули искры из глаз!
Взмахнула рукой она гневно впервые
и стрелы посыпались золотые…
- Раз так, рядом с вами я быть не хочу!
Стрелу оседлав, я вниз полечу!
И все, что увижу, сжигая до тла,
огнём поражу,
чтоб Велес узнал,
что такое тоска!
Я ждал, что вернётся ко мне мой отец,
а он не услышал зова сердец,
Мы верно любили и ждали,
пока он скитался по Нави.
- Сынок, образумься! -
просила царица,
и искры летели, как мощные птицы…
И вот на одну,
что сильнее других,
вскочил царь-Огонь
и умчался от них…
… Горела Земля, полыхали леса…
Спасаясь бежали в испуге стада
прекрасных оленей и серых волков,
бежали медведи, собаки,
спасая щенков,
В кромешном дыму и зловещем огне
явился вдруг Велес на черном коне…
- Умерь же свой пыл,
мой сын дорогой!
Ты гордый, как мать твоя,
ну же, постой!
Почто ты решил погубить все живое?
Неужто врагами мы стали с тобою?
Я жизнь тебе дал,
ты силён и могуч!
Но разве таким тебе следует быть,
зачем же земной рай решил ты сгубить?
Умерь же гордыню!
И пыл свой уйми! 
И станешь ценим, величаем людьми!
А я-твой отец всей душою своей
люблю тебя,  сын гордой лады моей!
Где б ни был родной твой отец,
запомни,
на свете нет ближе сердец
и мощью твоей я безмерно горжусь,
умерь же свой пыл,
хочешь, я поклонюсь
тебе в пояс низко…
Но ты,
направь свою силу с другой стороны!
Встречным огнём, усмиряя свой гнев,
пожар погаси в чаще древних дерев!
- Я слышу мольбы твои Велес-отец!
Я наигрался,
веселью-конец!
Потешил себя я изрядно…
Но знай же, теперь неповадно!
никто не посмеет меня забывать,
И впредь
я не стану насмешки терпеть,
Грома раскаты,
и свист его плети
Пусть терпят его не рожденные дети!
- Спокойно, мой сын,
постарайся понять,
Гром отчим тебе,
его выбрала мать!
Поступки отцов осуждать не спеши.
В том мудрость и сила зрелой души!
- Так как же мне быть?
Кто мне сможет помочь?
- Крепись!
Так, видать, суждено,
В чертогах небесных
жить всем нелегко!…

Задумался крепко тут Велеса сын…

- Что за создания чирикают тут,
Думать спокойно совсем не дают?
Почему так кричат,
будто Свету конец?
Что это за птицы?
скажи мне, отец…
- Воробьи!
Они сроду шумят,
скандалят и
громко галдят…
- Так похожи на нас,
ну точь в точь!
Я тут полежу, устал, нету мочи
- сын сладко зевнул
и прилег на траву,
притих, засопел и заснул по утру…
- Спи сладко, сынок,
сохраняй свою мощь!
Была непростой «Воробьиная ночь»…

Вот и сказки конец, а кто слушал-молодец! - сказала бабушка.

- Бабушка, почему в твоих сказках все разговаривают? Вот и в этой и огонь, и молния, и гром? - спросила девочка, внимательно слушавшая сказку.
- Да потому что так понятнее и интереснее, или тебе не нравится? - спросила бабушка.
- Нравится. Просто я вот думала, как же огонь может говорить?
- Ну это мы сейчас знаем, что такое огонь, а в давние времена, пока он сам не пожелал прийти на помощь человеку, чтобы согревать его в зимние стужи и помогать готовить вкусную еду, он был чудом небесным и наказанием всему живому.
- Как хорошо, что бог всего живого на земле Велес сумел уговорить его не сердиться и угомониться, да, бабушка? - предположил мальчик, прижавшийся к бабушке.
- Да!
- Вот, надо всегда слушаться своих родителей и учиться быть сдержанным. Старших надо уважать! - добавила девочка.
- Молодцы, что поняли сказку. А теперь пора спать. Скоро будет гроза и дождь, вон какие тучи ветер нагнал- сказала бабушка, вставая со своего места и опираясь на палочку, посмотрела в небо.
- Воробьиная ночь будет сегодня, да? - спросила девочка.
- Наверняка будет. - ответила бабушка.
Через некоторое время вдруг засверкала молния, загремел гром и начался летний ливень.
- Интересно, а дождь специально такой сильный, чтобы царь-Огонь не сумел пожар на земле устроить, когда на стрелах Молнии будет носиться? - спросил любознательный внук, чем удивил и рассмешил бабушку.
- Видимо, так. - ответила она, заботливо поправляя одеяло догадливому внуку.
Закончилось очередное счастливое лето, оставался всего один день до начала осени и начала учебного года.  Эти прекрасные детские годы, когда мы-дети ненавязчиво узнавали от бабушки разные истории и сказки давно в прошлом. Нет уже давно любимой сказительницы, многое изменилось с тех пор. А истории по-прежнему живы в памяти и находят свое подтверждение в умных книгах. Как много знала бабушка! Как много она могла еще рассказать!


Велес-бог земного плодородия;
Моло’нья или Мо’лонья, Молонья’- царица Молния.

По преданиям:
МОЛОНЬЯ-ЦАРИЦА (Меланья) — грозная богиня молний, жена Великого Грома Гремучего, живёт на небе.
Её сын — Огонь-царь. Есть миф о похищении Молоньи богом Велесом. Если следовать этому мифу — Огонь-царь внебрачный сын. Когда всё небесное семейство в сборе, то в семье не ладится, каждый сердится по-своему: Гром — гремит, Молонья — золотые стрелы пускает, Огонь-царь несётся на этих стрелах, поджигая всё, что попадётся на пути. Воробьиная ночь — крупная ссора в небесном семействе.


31.08.2023, г. Санкт-Петербург


Рецензии
Доброго дня, Людмила.
Хорошую легенду рассказала бабушка внукам. Впервые слышу
о таком понятии, как "Воробьиная ночь". Там же - "Рябиновая ночь".
Прочитал Ваш текст и решил, что отправлюсь по справочникам изучать
эти понятия. Вот в этом и ценность Вашего рассказа.
Всего Вамс доброго!
Василий.

Василий Храмцов   01.09.2023 11:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Василий! Благодарю Вас за прочтение, отклик и желание поиска информации! Это очень важно! Мне приятны такие порывы души! 🤝🙏🤗🍀🍀🍀

Людмила Лазебная   02.09.2023 00:47   Заявить о нарушении