Летучий голландец

Летучий голландец

Назар Шохин

Благотворный ленинградский след обнаруживается и в содействии становлению рок-музыки в Узбекистане.

Так, летом 1969 года известная питерская группа «Летучий голландец» совершила поездку по маршруту газопровода Бухара – Урал. Она выступила на концертных площадках в девяти городах. Гастроли по Средней Азии и Уралу закончились в конце августа того же года.
В Бухаре, как явствует из снимков, побывал и созданный в 1967 году ВИА «Невские гитары».

Чем примечательны эти и другие, вроде бы обычные для советской концертной практики, факты?

Дело в том, что две упомянутые и многие другие ленинградские группы во многом определяли поп-сцену северной столицы, а по большому счету – всего этого музыкального движения в СССР.

Ленинградские группы (например, «Кочевники») стали одними из первых в СССР исполнять собственные песни на русском языке, во многом положив начало новому этапу развития советской рок-культуры – этнороку в среднеазиатских советских республиках.

Председатель Ленинградского отделения (ЛО) Союза композиторов (СК) Андрей Петров слыл человеком очень прогрессивным. Он считал, что надо шире смотреть на музыкальные процессы, исповедуя принцип «пусть цветут все цветы», встречая, однако, жесткое сопротивление некоторых членов СК. Но в ЛО разумно полагали, что необходимо «критически использовать все то новое в музыке, что появляется за рубежом», признавать «неудачи композиторов в сфере эстрадно-танцевальной музыки». Такая позиция ленинградцев необыкновенно воодушевляла отделения СК в республиках Средней Азии.

И, наконец, поп-музыку, кроме ЛО СК, опекало, как это ни странно, местное молодежное руководство Ленинграда. А это, в свою очередь, давало повод комсомольскому активу Средней Азии действовать более решительно.

Словом, есть немало оснований полагать, что гастроли передовых ленинградских эстрадных коллективов в Средней Азии послужили уникальному культурному влиянию.
 
Довольно консервативный журнал «Советская музыка» признавал в 1979 году: «Освоение районов газа, строительство масштабных сооружений вызвали к жизни новые формы музыкальной пропаганды, концертного обслуживания отдаленных районов, производственных коллективов, геологов. К труженикам-первопроходцам, непосредственно на трассы газопроводов, в вахтовые поселки могут добраться только мобильные концертные группы».

Изучение влияния ленинградского рока на идентичные музыкальные движения в южных республиках СССР продолжается до сих пор, обещая открытие новых страниц истории их развития.

Питер. -- 2023. -- №2. -- С.224-225.

На снимке: ВИА "Невские гитары" в Узбекистане.


Рецензии