Школа живописи

Школа живописи

Назар Шохин

Ленинградская школа живописи сыграла важную роль в становлении национального изобразительного искусства республик Средней Азии и Казахстана ХХ века.

Где бы волею судьбы ни оказывались ленинградские художники, они делились мастерством, приобретенным в питерской школе. Так, в 1941 – 1944 гг. Сергей Захаров (1900 – 1993) и Мария Зубреева (1900 – 1991) работали в Таджикистане (первый впоследствии будет удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Таджикской ССР; оба станут участниками многочисленных выставок в Сталинабаде). Таджикистан остался в сердце обоих художников, не отпуская их и в годы оттепели, и в застойные времена.

Таджикская земля занимала умы и другого ленинградского художника – живописца-пейзажиста Николая Галахова (1928 – 2022).

Киргизия, ее дети, люди труда остались в пытливом воображении и на художественных полотнах Ирины Гетманской (р.1939) и ставшего позже академиком Академии художеств СССР Вячеслава Загонека (1919 – 1994).

Старые улочки Ташкента запечатлены на картинах Виктора Отиева (1935 – 1999) и других питерских живописцев. Две Тамерлановы столицы – Самарканд и Шахрисябз – в основе сюжетов Народного художника РФ Бориса Лавренко (1920 – 2000), в картинах Александра Столбова (р.1929) и особенно Валентины Монаховой (р.1932).

Древняя Бухара нашла свое воплощение в произведениях Александра Наумова (1935 – 2010), Владимира Саксона (1927 – 1988) и других ленинградцев. (Две работы А. Наумова из циклов «Старая улочка Самарканда» и «Самарканд. Старый город» на самом деле изображают улицы Бухары – возможно, в описание экспонатов вкралась ошибка).

В своих работах «Бухара» (1967 и 1969) и «Бухара. Дождливый день» (1978) А. Наумов смог тонко и изящно передать восточный колорит. В картине В. Саксона «Маленький дворик в Бухаре» (1962) привлекают внимание широкие мазки, искусное сочетание света и тени.

Количество городских пейзажей и известность их авторов впечатляют, давая основания для более детального изучения полотен.

Питер. -- 2023. -- №2. -- С.223-224.

На снимке: Сергей Захаров и Мария Зубреева.


Рецензии