Рассказ Чехова У знакомых 1898

Сюжет рассказа: девушка Татьяна вышла замуж за бездельника и мота Сергея Сергеича, принеся ему в приданое своё поместье Кузминки. За шесть лет у пары родилось два ребёнка, а поместье муж промотал – их выселяют из него за долги на все четыре стороны.
Незамужняя сестра Татьяны Надежда надеется выйти замуж за бывшего студента, а ныне адвоката, который лет десять-двенадцать назад жил у них учителем сестёр, но адвокат этого брака не хочет и осуждает мужа Татьяны за мотовство и безделье, вспоминая приятную жизнь в поместье в юности. Подруга Татьяны Варвара закончила медицинские курсы и служит врачом на фабрике, мало зарабатывая и много работая.
Сёстры пригласили адвоката по старой памяти в поместье, надеясь, что он спасёт их от потери имения, но адвокат, поняв это и понимая, что ничем не может помочь старым знакомым, сбегает из имения, предварительно справедливо обругав Сергея Сергеича.
Сюжет этот – смесь будущих пьес Чехова «3 сестры» и «Вишнёвый сад». Татьяна и Варвара легкомысленно строят свою жизнь путём неудачного замужества и тяжкой работы. Сергей Сергеич – порочный тип, злодей, мот, бездельник, изменяет жене с проститутками.
Юная Надежда столь же легкомысленно, как и сестра, пытается выйти замуж за адвоката, до конца не понимая, что это ведёт к бедности их обоих, и разочаровывается нежеланием адвоката вступить с нею в брак.
Поражает бедность фантазии больного Чехова, в 1899–1903 годах не нашедшего ничего лучше, чем переработать свой этот малоизвестный рассказа 1898 года сразу в две пьесы. Понятно, что болезнь Чехова сильно ограничивала его писательские возможности.
В рассказе один положительный и четыре отрицательные героя и героини. Все особы женского пола, как и в большинстве произведений Чехова, неисправимо порочны – легкомысленны, не способны правильно спланировать свою жизнь, склонны все свои проблемы решать браком, не понимают тяжести самостоятельной жизни, связываются с откровенными негодяями.
Положительный герой – адвокат – тоже не сахар, зачем-то грубит законченному идиоту Сергею Сергеичу, бессмысленно даёт ему взаймы, зная, что тот никогда не отдаст долга, трусливо сбегает из имения, не попытавшись сказать дамам правду об их тяжёлом финансовом положении.
Порок, безделье, легкомыслие, ложь, грубость и трусость господствуют в обществе, описанном автором в этом рассказе – жизнь беспросветная, бессмысленная и мучительная. Людишки у Чехова – плюгавенькие, беспринципные и безыдейные или малоидейные, поскольку идея женской работы – не бог весть какая ценная идея, приводящая только к быстрому истощению женщины, да и идея семьи скорее портит, чем улучшает чеховских героев. А кроме этих двух идей у чеховских героинь никаких планов на жизнь нету.
Язык Чехова в рассказе сухой, невыразительный и совершенно непривлекательный. Встречаются и откровенные стилистические ляпы, ляпы в реалиях. Вообще, чувствуется, что рассказ написан торопливо, не отделан автором окончательно.
Чехов пытается сформулировать какую-то идею своего рассказа, но у него это получается плохо. Почему разорены хозяева поместья Кузминки? Из-за легкомыслия хозяев, отвечает автор. И только-то? Помещичье хозяйство в России в конце 19 века разорялось только из-за легкомыслия помещиков? Нет, конечно. Поместья разорялись в то время из-за конкуренции более продвинутых хозяйств. Устаревшая помещичье-феодальная форма собственности не могла соперничать с более правильно организованными капиталистическими хозяйствами.
Весь рассказ строится на противостоянии хорошего прошлого и ужасного настоящего. В прошлом, лет десять-двенадцать назад, в поместье весело жили – сёстры и их знакомый учитель были очень молоды, были незамужними студентками и бедными студентами. Ныне брак и работа сделали наших героев, в основном, измождёнными жизнью, опустившимися, типично чеховскими субъектами.
Человек, чеховский человек слаб, глуп, порочен, всё время ноет, всем недоволен, сексуальная жизнь его ведёт не к радости и счастью, а к катастрофе, его экономические усилия неэффективны, несмотря на полученное им неплохое образование. Ничего хорошего в жизни нет, человек слишком мало смыслит в жизни, чтобы хоть как-то в ней устроиться, говорит Чехов.
Бесконечное нытьё, как известно, - характерная черта всей русской классической беллетристики. Ноет Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой и многие другие менее значительные русские писаки того периода. Своим бесконечным, очень бабьим и, по сути, бессмысленным нытьём русская классическая литература и создала революционную ситуацию, которая и уничтожила Россию 19 века. Русское писание 19 века, бессмысленное и беспощадное, катастрофично, анархично, глупо и порочно. И высшим выражением этого беспрецедентного оскорбления России её собственной литературой были тексты Чехова.
Что, так трудно героям выровнять свои доходы и расходы? Трудно найти подходящую работу очень образованным людям? Почему это вдруг? Потому что этот тип Чехов считает нужным, искажая более приятную реальность до ложной апокалиптичности, зарабатывать свои тридцать серебряников, оскорбляя Россию своими лживыми текстами?
Своим неряшливым письмом, бессмысленным и фантастическим нагромождением неприятностей в своих писаниях Чехов только показывает свою глупость, порочность и неспособность к написанию чего-то более серьёзного, чем бесконечное беспочвенное нытьё.


Рецензии