Моя ли Америка. 17. Сотрудничество УАЗ - США

               
В декабре 1995 г Максим по приглашению знакомой американки Нэнси поехал в США как переводчик для участия в нефтяном бизнесе Нэнси с Россией. О своих впечатлениях он рассказывал в факсах, которые присылал нам и своим друзьям каждые 3-4 дня в период с января по июнь 1995 года

Очень многое из того, что так удивляло Максима, сейчас уже есть в России, и воспринимается, как нечто привычное, всегдашнее. Но этот взгляд из 1995 года напоминает нам, что так было не всегда, что страна за это время сильно изменилась, изменились люди. Поэтому, читая предлагаемые ниже тексты, надо помнить, что они написаны в 1995 году.

Тексты состоят из отрывков, извлеченных из факсов и распределенных по четырнадцати темам. Текст сугубо авторский, а компоновка фрагментов – моя, и должна соответствовать некоей внутренней логике изложения. Кроме того малые фрагменты разделены звездочками, а крупные – снабжены заголовками.

В конце этой зимы в архиве Максима  обнаружилось еще некоторое количество факсов, фрагменты из которых дополнят предыдущие отрывки, а также выльются в новые темы, начиная с пятнадцатой — истории появления автора в Америке.

 Игорь Востриков, отец Максима               
               
Нью-Йорк, январь-июнь 1995 год.               
               
               
                Конференция во Флориде
Начну с самого начала. Сашка (одноклассница) почти три года назад вышла замуж за американца Билла, и они с мужем основали в Америке фирму. Эта фирма наладила контакт с заводом УАЗ и заключили контракт на право продажи их автомобилей в Северной Америке (США, Канада, Мексика) и Латинской Америке.

У фирмы два направления: продажа стандартных УАЗов (легковых джипов) в Латинской Америке и разработка нового автомобиля на базе старого для продажи в США, поскольку здесь стандартные УАЗы неконкурентноспособны, а кроме того не проходят по американским стандартам.

Сейчас они построили прототип автомобиля мирового класса для Америки на основе старого УАЗа. От первоначального автомобиля остался только кузов, рама и подвеска. Все остальное американское - мотор, колеса, тормоза, рулевое управление, сиденья, верх, стекла, зеркала, бортовой компьютер, который контролирует работу двигателя (!!!) и т.д..... Машина получилась симпатичная.

Они планируют начать переделку машин здесь и постепенно переносить производство в Россию. Цель конференции - созвать дилеров, распространителей, поставщиков деталей для будущего автомобиля и представить им прототип, а также созвать инвесторов и будущих инвесторов и тоже представить им автомобиль, а также познакомить их с бизнес-планом и убедить вкладывать деньги.

Основной состав конференции - сотрудники фирмы (включая Сашку всего 7 человек), представители завода 4 человека, один главный инвестор и я. Остальные приезжали и уезжали.

Когда я ехал, я толком не представлял зачем я еду и что я буду делать. Мне просто прислали билеты и сказали, что встретят. Про деньги тоже не договаривались, я знал только, что все расходы они берут на свой счет. Вылетел я утром из аэропорта Ла-Гвардия (находится в Квинсе). Вылет в 9.30.

Как добираться до аэропорта я не знал, поэтому встал в 6.00 и выехал в 7.00, думая, что дорога займет часа два. Все оказалось проще. Я доехал до Гарлема на сабвее, а там сел на автобус прямо до аэропорта, все заняло около часа, может меньше. Так что в аэропорту мне пришлось прождать еще часа полтора. Мне предложили улететь рейсом раньше (без доплаты билета), но я почему-то отказался. Кстати, Шереметьево по сравнению с самым обычным американским аэропортом просто сельпо.

Короче, сел я на самолет (в него можно было сесть за 5 минут до отлета, не то что у нас). Полет был бессодержательный, покормили немного. Летел я около 2,5 часов. Прилетел в Форт Лаудердейл. Там жара, все в майках и шортах, а у меня в сумке водолазка, балахон, теплые брюки. Короче, я почувствовал себя дураком. Жара - градусов тридцать, солнце, пальмы за окном аэропорта.

Никто меня, конечно, не встретил. Я звоню Сашке в отель из аэропорта, ее нет, разговариваю с мужем Биллом (я с ним несколько раз разговаривал по телефону раньше по поводу перевода). Он сказал, что человек выехал меня встречать на зеленой Вольво и будет минут через 30. Я вышел на улицу, жду Вольво. Жара, кожаную куртку убрал в сумку, снял пиджак (который мне Нэнси подарила).

Подъехала Вольво, поехали в отель. Водителя звали Данкен, он менеджер в фирме Билла и Сашки. Приехали, зарегистрировался. Что интересно, что ни в аэропорту, ни в отелях не надо показывать документов, называй любое имя - и все. Номер у меня был очень хороший. Две комнаты - гостиная и спальня. Окна во всю стену (жалко только, что выходили не на океан, а на соседний отель). Мягкая мебель, ковровое покрытие на полу, две ванные комнаты, две мраморные умывальные комнаты (отдельные от ванных комнат), два цветных телевизора, видео, микроволновка, холодильник, кофеварка, большая кровать, кондиционер с регулировкой температуры... Гостиной комнатой я так и не пользовался - гостей у меня не было, а в номер я приходил только спать и переодеться. Короче, номер у меня оказался отличный.

Потом позвонила Сашка, сказала, что их инвестор приглашает русских домой на прием и попросила быть готовым к семи. Спросила, есть ли у меня пиджак и я гордо ответил, что да, есть и даже брюки к пиджаку есть (черные свадебные брюки, они хорошо подошли). Я поспал пару часов, принял душ, переоделся и пошел вниз, где все должны были встречаться, чтобы ехать  домой к инвестору (его зовут Карл, ему лет 60, какой-то банкир).

Приехали к нему. Сидели болтали. Были Сашка, Билл, Карл, его жена и я. Русские с завода только что вернулись из Дисней Ленда и еле-еле собирались подтянуться к Карлу домой. Короче, мы их прождали около часа, все они не могли собраться, наконец они появились. Делегация состояла из главного конструктора, заместителя генерального, ответственного за внешние связи и одного инженера, который работал с Сашкиной фирмой три месяца в Вашингтоне над постройкой прототипа машины.

Сидели, разговаривали, ели, пили вино, я переводил и Сашка переводила, поскольку людей было много и одного переводчика на четырех русских маловато. Нельзя сказать, чтобы все они совсем не могли понимать по английски. Тот парень, который был здесь три месяца кое-как мог говорить по англ., двое заводчан кое-как с грехом пополам тоже могли некоторые простые мысли выражать, но этих знаний было им, конечно, недостаточно. Сашка бодро говорит по английски, хотя хуже меня раза в полтора и с сильным акцентом.

Так что мы ели (был большой поднос с всякой всячиной и каждый накладывал себе на тарелку), потом Сашка, Карл и Билл повезли заводчан в ресторан, а я, Данкен и Катерин (секретарша, очень хорошая женщина лет 45) поехали к Данкену (он остановился не в отеле, как все, у своего двоюродного брата, который в настоящее время отсутствовал). Там мы сидели втроем, болтали, пили вино. Было очень здорово, Данкен и Катерин мне очень понравились.

Потом Данкен отвез нас в отель. На следующее утро началась конференция. Завтрак отель предоставляет всем постояльцам. У отеля большая столовая, подходишь и берешь чего хочешь. Выбор не очень большой, но вполне нормальный - тосты, тосты по французски, яичница, бекон, хлопья с молоком (несколько видов), сосиски, еще что-то, кексы, четыре вида соков, бананы, грейпфруты, кофе, чай. Все это в неограниченном количестве.

Потом я поднялся наверх, одел брюки, рубашку и пиджак и пошел работать. Первый день был ознакомительный для русской делегации. Гостей не было. Был только основной состав конференции. Билл рассказывал про дела фирмы, про планы, про состояние рынка, перспективы, про проделанную работу и т.д. Я сидел рядом с заводчанами и переводил. Они задавали вопросы, им отвечали и т.д. Продолжалось это часа три.

 Потом был обед, принесли из ресторана большие сэндвичи (они здесь огромные, много слоев, зелени, это не просто бутерброды), кофе, чай... Потом все пошли смотреть на переделанный УАЗ. Показали заводчанам УАЗ, они задавали кучу вопросов, я переводил, все его облазили, осмотрели, покатались, на этом официальная программа на понедельник закончилась.

Я вернулся в номер, принял душ, потом позвонила Сашка и сказала, что мы идем ужинать в какой-нибудь ресторан и чтобы я был готов через пол часа, если я хочу идти вместе с ними. Я спустился и мы на двух машинах поехали искать подходящий ресторан. Ужинать поехали всего семь человек - фирма и я. Так, что поехали Сашка, Билл, Данкен, Катерин, Пол (он канадец, живет 12 лет в США, он инженер по выхлопам) и Билл Лукачек (тоже инженер.

У Лукачека отец украинец, а мать японка (!!!), а сам он выглядит как китаец (а может японец, но от отца там ничего нет. Даже фамилия переделана, первоначальная фамилия отца - Лукавый, когда он приехал в США, он ее несколько изменил). Лукачек родился в Америке, говорит только по английски.


Надо сказать, что все они оказались удивительно приятными, я такого от американцев не ожидал. Я общался с ними очень свободно, как будто они нормальные русские. Короче было очень здорово. Мне было с ними очень легко. Я этому очень удивлен, потому что за три с половиной месяцев я достаточно повидал американцев и знаю, что они довольно неинтересные в большинстве и мышление абсолютно разное, почти полная несовместимость. (Например, у Аллы и Мар.Леонид. друзей среди американцев нет, у Витьки тоже, у Леши Кискачи тоже). А с этими мне было очень легко, т.е. они вполне бы могли стать моими друзьями как здесь, так и в Москве. Короче - удивительно хороший коллектив.

Мы выбрали японский ресторан, в котором подают “суши” - японские кушанья, которые целиком приготовлены из сырой рыбы. Только сырая рыба, никакой термообработки. В этих ресторанах очень жесткий санитарный контроль, ведь рыба-то сырая! Так что заказали “суши”, сакэ (японская горячая водка), сидели болтали. “Суши” мне не очень понравились, хотя Сашка от этих блюд без ума. А по мне - лучше есть что-нибудь другое. Сакэ мне, кстати, тоже не понравилось. Похоже, я совсем не японец. Мы сидели, болтали, хохотали, было очень здорово и легко.

Часа через два мы вернулись в отель. Я, Пол и Катерин пошли купаться в бассейн (бассейн во дворе отеля под открытым небом). Плавок я не взял, но мои черные трусы очень похожи на плавки, так что я решил, что и так сойдет, тем более, что в Америке каждый одевает все, что хочет. Мы купались, потом пришли Сашка с Биллом.

Пол ушел в номер, а мы вчетвером пошли в маленький бассейн с горячей водой. Этот бассейн где-то метра три на три, тоже под открытым небом рядом с нормальным бассейном, туда подается горячая вода вперемешку с воздухом, поэтому получается на поверхности огромное количество пузырьков. Бассейн этот мелкий, со ступеньками, на которых удобно сидеть ,высунув голову из воды. Мы заказали в баре коктейли, залезли в горячую воду и сидели, пили коктейли и болтали. Просидели мы так часа полтора или два, потом пошли спать. Так прошел второй день.

На третий день я встал в 7.00, потому что конференция начиналась в 8.00. В этот день проходила встреча с американскими поставщиками деталей и частей, которые планируются для установки на новый автомобиль мирового класса. Приехало три человека: представитель от крупной фирмы, которая производит коробки передач и распределительные коробки, представитель от фирмы, которая производит двигатели и представитель фирмы, которая изготавливает сиденья.

Сначала Билл Андерсон (муж Сашки) рассказывал про новый УАЗ и про перспективы, потом представители поставщиков рассказывали про свои фирмы, показывали слайды, рассказывали о новых разработках, а я переводил для заводчан, потом переводил их вопросы. В обеденный перерыв я поднимался к себе в номер звонить в Москву, потом сидел с Сашкой на улице и пил кокосовый коктейль.

После обеда конференция продолжалась, потом все пошли смотреть на автомобиль. Конференция закончилась около 3-х и я пошел купаться в океане. Погода была теплая, но не очень солнечная (это видно и на фотографиях). Волны в океане были большие, на пляже практически никого не было (потому что солнца было мало, хоть и тепло), несколько человек купались. Я тоже пошел купаться.

 На следующий день (8 марта) я переводил за завтраком, а после завтрака проходила встреча с дилерами и дистрибьютерами из Северной и Латинской Америки. Приехало человек 15-18, в основном из Латинской Америки - из Гватемалы, Панамы, Гандураса, Бразилии и т.д. Им рассказывали по планах, о новой продукции УАЗа, которая может поставляться в их страны. Обед был заказан в столовой отеля (обычно там проходят только завтраки, поскольку отель бесплатно предоставляет одни завтраки, другое время дня столовая закрыта.

 После обеда дилеры посмотрели автомобиль и все разошлись по номерам. В 6 часов проходил коктейль (для этого зарезервировали специальный зал. Мебели в зале не было, потому что все коктейли почему-то стоячие и надо постоянно стоять. В углу был бар на колесиках с турком-барменом. Он спросил откуда я, а когда узнал, что я из России, спросил, кто у нас президент. У стены стояли два столика с большим количеством фруктов и маленьких всяких вкусных штучек, которые я даже назвать не могу. Короче - подходи и накладывай на тарелку, потом иди к бару и заказывай себе любой коктейль или напиток.

Все дилеры и дистрибьютеры, а также заводчане и представители сашкиной фирмы кучковались и разговаривали на разные темы. Я переводил, когда требовалось. Потом Сашка сказала, что один человек (не дилер и не дистрибьютер, а приятель главного инвестора фирмы) желает продать заводу УАЗ оборудование по покраске автомобилей и поэтому после коктейля надо будет поехать с заводчанами в ресторан и постараться впарить им это оборудование.

Так что после коктейля я, главный инвестор, приятель инвестора и четверо заводчан поехали в ресторан.  В итоге заводчане сразу просекли, что им хотят всучить бэушное оборудование и на это дело не пошли. После ресторана и неудачных переговоров мы вернулись в отель. Я искупался в бассейне и пошел в номер. Потом мне позвонила Сашка и попросила зайти, чтобы посоветоваться. Я пошел к ней просидел с ней до 2-х ночи (Билла не было, он занимался где-то подготовкой документов).

Сашка опасалась, что у нее могут возникнуть проблемы с главным инвестором, поскольку его на следующих день должны были выбрать в совет директоров и она боялась, что как только его выберут, он начнет гнуть свою линию, с которой она может оказаться несогласной. А поскольку этот инвестор очень опытный человек, старая акула-бизнесмен, то она боялась, что он ее обведет вокруг пальца. Короче, мы просидели до 2-х часов, так ничего и не решили, потом я сказал, что устал и ушел к себе в номер.

Ночью я опять несколько раз звонил в Москву, потому что человек, занимающийся нефтью исчез и от него не поступало никаких вестей.

На пятый (последний) день было собрание акционеров и совет директоров. Так что все эти пять дней я усиленно переводил для заводчан, которые по-английски практически не говорили.


Рецензии