Афинская цивилизация Древней Классической Греции

---
   Цивилизация возникла 25 веков назад.
   Цивилизация остановилась 22 века назад.
---
     Начиная с середины 5-го века до Рождества Христова Афинская цивилизация аттической эпохи претерпевает большие изменения. Афины вытеснили персов с берегов Средиземноморья, получив в сферу своей торговли огромную территорию. Это было время торжества Афинской дипломатии и культуры над соседними государствами.
     Афины создают мощную Морскую цивилизацию. Они становятся центром Эллады.
     Однако внутри цивилизации происходят сложные процессы, которые приводят к постепенному формированию переходной цивилизации, которую исследователи предпочитают называть более достаточно сложно -- Афинская цивилизация эпохи Древней классической Греции. Для простоты остановимся на названии Греко-афинская цивилизация.
---
     Основным социокультурным принципом Греко-афинской цивилизации становится рабовладельчество. Цивилизация в этот переходный период превращается в крупнейший экономический центр Эллады.
     Война с персами потребовала мобилизации внутреннего социоустройства Афинской цивилизации. Влияние полисов усиливается, вместе с ними усиливается и местная аристократия. Появляется союз равноправных полисов в Делосе, Делосский морской союз, Афинская морская держава; куда входили до 250 прибрежных полисов. Сюда вошли приморские и островные государства с множеством народом, говорившие на своих языках, но ведшие свои дела на греческом, к тому времени уже оформившимся.
     Однако и Делосский союз и другие, более мелкие социокультурные объединения, в основном прибрежные, экономически были связаны с морем и морской торговлей, где Афинская цивилизация доминировала. Возникла взаимная зависимость, которая в мирное время давала свободу окраинам, а эпоху войн эту свободу забирали Афины.
---
     Афины, продолжают оставаться военно-дипломатическим центром Греко-афинской цивилизации. Однако всё более серьёзный голос имеют окраинные социокульты, желающие получать всё больше блага, предпочитая не делиться с центром своей свободой.
---В сельском хозяйстве переходной цивилизации начинает преобладать товарное направление, когда предпочитались культуры, которые можно было поставлять на экспорт. Большой объём экспорта составляло ремесло, строительство кораблей. По всем окраинам Греко-афинской цивилизации развивается строительное дело, ещё сильнее объединявшее полисы.
     Рабский труд в большей степени использовался в ремесленном дело, где он окупался в два-три года. Появляется класс бывших рабов, которые смогли выкупить себя, среди которых преобладали те, кто имел какую-то специальность.
---
     Укрепление Афинской цивилизации происходило за счёт экспорта, осуществляемого Делосским морским союзом, что вызывало социальные распри между полисами и между Афинами и окраинами.
     Появляется мощный Пелопонесский союз с центров в Спарте. Спарта стояла на хорошо развитой аграрной экономике, под военную диктатуру Спарты встали также такие полисы, как Коринф, Мегары, Ахайи и Аркадии.
     Спарта не была цивилизацией по основным признакам, это был союз разнородного социокультрного альянса, который был связан гарантиями сохранения политической и социальной стабильности.
---
     Афины стремились расколоть эту общность, поддерживая основную социальную составляющую Спарты, илотов, на которых держалась вся экономика Спартанской доцивилизационной системы, так и не ставшая цивилизационной. Многие общины илотов вывозились с территории Спарты и расселялись по окраинам полисов.
     В любом случае Спарта, Делосский союз, Коринф и Афины составляли вместе с другими более мелкими союзами единую Греко-афинскую цивилизацию. Все они возникли не на основе миграции народов, они существовали ещё и в архаическую эпоху, когда были заложены социокультурные основы Афинской цивилизации, когда были выработаны языки общения, общие социокультурные принципы.
     Они делили между собой зоны влияния. Коринф держал Запад, Делос дежурил на морях, Спарта удерживала пригорья, Афины стремились на восток и север.
---
     В конце 5-го века афинское ядро Греко-афинской цивилизации начинает теснить окраинную аристократию на западе и в морях, продвигаясь своей торговлей в Южную Италию.
     С середины 5-го века, назревавшие два века противоречия, выливаются в дискуссию, которую невозможно было решить мирным путём. Начинается Пелопонесская война между Пелопоннесским и Афинским морскими союзами.
     На стороне Спарты выступила и Персия, давно следившая за развитием ситуации в недрах Греко-афинской цивилизации. Персы, вместе со спартанцами создали флот нового поколения, на кораблях которого воевали спартанцы, воспитанные для войны с греками с детства, что вроде современных националистов на Украине. Афины пали под напором спартанского флота, возглавляемого Лесандром.
---
     Поражение Афин повлекло за собой выдвижение на первые роли греко-афинского типа социокульты, которые несли с собой нового типа властителей, олигархов. Афинский морской торговый союз пал. Демократия полисов греческого типа уступила место олигархиям, которые опирались на военные гарнизоны, попервоначалу из спартанцев.
     Демократия меньшинства была заменена демократией большинства в форме народовольства. Что-то вроде Новгородского Вече. Технология создания и строительства полисов переживает кризис. Но и народовольческая демократия имела изъяны, поскольку не все участники цивилизации могли полноценно участвовать управлении цивилизацией. Пока шли Пелопонесские войны, территорию Греции населило большое количество иноземцев. Прибывали они и как рабы, и как наёмные ремесленники, и как наёмные воины. Женщины также были отстранены от власти.
---
     Этот переходный период продлился до наступления эпохи Римского владычества на юге и в центре Европы. В это время появляется множество ораторов, политических деятелей, воинов, философов, среди которых историки выделяют Перикла, который оказывал сильное влияние на развитие социокультурных основ Греко-афинской цивилизации.
===============


Рецензии