Воплощение невидимых миров пятого измерения. МиМ

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Исследование сохранения живого произведения театрального искусства

Новые и прежние грани постановки «Мастер и Маргарита» С.Э. Алдонина Музея-Театра «Булгаковский дом»

Заметка

«Воплощение невидимых миров пятого измерения»

Актёрское мастерство и сознание зрителя: реальность действия и виртуальная реальность воображения

        Как первая нота слова
        Рождает теченье ума,
        Движенье - и вот уже снова,
        Пред вами ожили слова
        (К.М.)

В заметке продолжается изучение граней постановки «Мастер и Маргарита» Сергея Эдуардовича Алдонина Музея-Театра «Булгаковский дом» в рамках исследования и разработки подхода к сохранению живого произведения театрального искусства. И хотя по возможности постановка анализируется в целом и в деталях, в заметках выбирается определённая тема. Это в том числе апробация различных способов и методов в исследовании сохранения живого произведения театрального искусства. И на этот раз выбран подход рассмотрения воплощения действием «невидимых миров пятого измерения» - каким образом будто в виртуальной реальности с помощью актёрского мастерства претворяются картины различных форм действительности во взаимодействии с сознанием зрителя, и поскольку данная тема сужает объём рассматриваемого материала, в дальнейшем она будет дополняться. Замечены и новые эксперименты с голосом и образами - и наблюдать жизнь постоянно творимого произведения театрального искусства - духовное и интеллектуальное наслаждение.

Воплощение «пятого измерения» достигается разными приёмами: это быстрота перемещений из одного места в другое; пространство «пятого измерения», использование всего его потенциала и всех возможностей, сцены, зрительного зала, коридоров, закулисья, высотных конструкций; и время - перемещение во времени историй также относится к приёмам претворения «пятого измерения».

Взаимопроникновение, сквозной характер сцен добавляет магии и волшебства. Например, это сцена рассказа Мастера Ивану Бездомному о встрече с Маргаритой: Иван воочию наблюдает, как воплощается рассказываемая история возникшей любви, и под натиском вызываемой повествованием Мастера и претворяемой прямо перед ним действительности Иван Бездомный отходит в сторону, уступая этой живой в памяти сцене поразившего два сердца прекраснейшего чувства. Ранее я приводила пример из постановки «Ромео и Джульетта» воплощения поглощающей Ромео водной стихии, но здесь соединялось действие, цвет и звук, а в приведённых примерах - чистое действие, рождающее отклик сознания. В своем техническом выполнении это также мощно, словно одним лишь действием перед вами параллельно воплощается сама виртуальная реальность, но сложнее её в претворении – это и игра актёров, и игра воображения – взаимодействие с сознанием и восприятие зрителем. Так и К.С. Станиславский писал о том, что театр, сцена обладают неисчерпаемыми и до конца неизученными возможностями для творчества, не говоря уже о тех глубинных процессах, которые вызывают интерес науки в данной области. К примеру, для воплощения оживших перед глазами зрителей воспоминаний в постановке используются и кинематографические приёмы, позволяющие демонстрировать реальность воспоминаний параллельно с происходящим действием в действительности, как это воплощено в сцене рассказа Иваном Бездомным Мастеру произошедшего на Патриарших прудах: «немое кино» в ускоренном темпе повествует о смерти Берлиоза, воплощая таким образом без слов рассказываемое в эти мгновения Бездомным.

Какие возможности для живого театрального искусства таит сознание и его выражение в действительности – бескрайние творческие просторы, которые будут продолжать открываться для созидательной деятельности. Только вообразить, что фактически человеческими усилиями создаются картины и миры, которые могут быть или в фантазии, или воплощены с помощью технологий, а вы видите этот творимый мир буквально наяву – такова техника постановки сцен и актёрской игры - и здесь стираются все грани - и не разобрать, где действие управляет информацией, а где информатика создаёт действие - всё взаимосвязано, и изучение данного вопроса необходимо. Явление разных историй, как это есть в действительности, через объединение действия, касается и каскада сцен с прохождением Маргариты историй Фриды, Левия Матвея, Понтия Пилата и Афрания, Иуды - сцены перемежаются не просто сериями, а одна молниеносным перевоплощением становится следующей историей - и так, как оно может быть в памяти. И данный каскад усложняется перевоплощениями героев и общением через времена. Так в сцене трансцендентного общения через переживающую снова эту историю Маргариту Понтия Пилата и Каифы, в которой Сергей Эдуардович появляется в прокураторском «белом плаще с кровавым подбоем», соединяются две истории, разделённые только временем, - такой приём работы со смыслом-содержанием позволяет это сделать вновь через форму-действие, - и теперь Маргарита борется за восстановление справедливости, как Понтий Пилат «запоздалыми действиями» отомстил Каифе и Иуде из Кириафа. И сцена разговора Понтия Пилата и Первосвященника завершается словно остановкой стоп-кадра: будто сначала замирает и исчезает Понтий Пилат, а затем и Первосвященник. И это также является приёмом смешения действительности в «пятом измерении», к примеру, разговор Мастера и Бездомного и присутствие Воланда, которого им не видно. Это то, что возможно с помощью компьютерной графики или в видеоредакторе, но что воплощают актёры во взаимодействии со зрительским сознанием. Эту же особенность я отмечала в творчестве самого Михаила Афанасьевича: его тексты тонко взаимодействуют с читательским сознанием, запуская все механизмы воображения с первой ноты слова.

Воплощаются не только целые картины разных форм действительности, но и образы героев друг в друге или один образ через другой. Например, ещё более усилена сцена рассказа Воландом на Патриарших прудах начала истории и перенесением в неё с предвестником тяжёлых событий - ненавидимым Понтием Пилатом и вызывающим у него мигрень запахом розового масла: «О боги, боги!» - через восклицание прокуратора сам Воланд будто вопрошает к той двухтысячелетней жизни и свидетельству стольких историй, затем очнувшись и вернувши к действительности Берлиоза и Бездомного. И в финальной сцене в Иване Бездомном продолжается образ Иешуа Га Ноцри, переданный через роман Мастера, на что в течение спектакля не раз указывалось, к примеру, когда вновь будто в параллельной реальности Понтий Пилат допрашивает Иешуа - а Стравинский в это время ставит диагноз Бездомному. Иван переживает эту историю Иешуа, проживает её через себя, и в конце не просто произносит слова Иешуа, но говорит ими от себя - в настоящем сквозь время и на все времена.

А многообразие вариаций самой постановки - вернейшее понимание сути живого произведения театрального искусства и его взаимодействия с действительностью. На это обращают внимание современные исследователи: многие формы произведений искусства статичны, но произведение театрального искусства воплощается каждый раз здесь и сейчас, в действительности. А что делает действительность, сама жизнь - меняется и развивается. И это относится к проблеме сохранения живого произведения. Взаимодействие с действительностью включает и другие произведения, и взаимосвязь произведений также включается в постановку, притягивая их содержания и смыслы. Например, восклицание врачей «морфий» перед тем, как усыпить пытающегося сбежать Ивана Бездомного, или отсылка к «Ромео и Джульетте» в разговоре Воланда с пришедшим в квартиру 50 заведующим буфетом «Варьете».

Столь сложное путешествие через времена и пространства, и через жизни героев, действительность и воспоминания – это и работа с действием и сознанием, это и работа со смыслами - то, что до сих пор не изучалось в воплощении с точки зрения информатики и её возможностей для этих целей. И это лишь несколько примеров реальной фантастики или фантастической реальности в постановке «Мастер и Маргарита», поэтому смотрите и чувствуйте сами - а данная заметка в поисках путей сохранения живого произведения искусства с его многообразием жизней, и многое отдельно вне заметок с душою сохраняется в жизнеописании этого произведения в записной книге, поскольку это таинство Театра имени М.А. Булгакова...

2023, Мира Ксения, исследование и разработка подхода к сохранению живого произведения театрального искусства


30.08.2023
Продолжение заметки о постановке в августе 2023
и применение описательного метода
в сохранении живого произведения театрального искусства

В деталях августовского спектакля буду двигаться через свою память и её «видеозапись», «ставя на паузу», прокручивая «кадры» назад или вперёд, или «просматривая повтор» – это особенности памяти, которые отличаются от воспоминаний тем, что с такой «видеозаписью» можно работать прямо в уме - ещё одна из примечательных возможностей этого своеобразного вида внутреннего информационного пространства, которым является наше сознание, воображение и память. Постараюсь не затрагивать описание постановки в целом - только те моменты, которые затрагиваются апробацией исследования сохранения живого произведения театрального искусства и его отдельных подходов и методов.

Начало спектакля примечательно более длительным пребыванием в полной темноте, в которой беседовала свита Воланда, собираясь из своего измерения в Москву, - приём позволяет зрительскому воображению представить нахождение в «пятом измерении», которым становится сама фантазия.

Многое состоит из моментов, небольших деталей, - вы знаете произведение в целом, но найдёте новое для себя, потому что детали непредсказуемы. И всё более сцены насыщаются этими деталями - и растёт само живое произведение театрального искусства. Например, это вариации, в сцене встречи с Воландом на Патриарших прудах сначала Берлиоз просит Ивана подержать шляпу, а когда ему становится плохо, на защиту выходит Иван, и последний в спешке вновь нахлобучивает находящемуся в полуобмороке Михаилу Александровичу его шляпу. Или предположение, что Берлиозу сделалось дурно от «тёплой абрикосовой». Эти небольшие детали ещё более оживляют спектакль, к примеру, выступление Жоржа Бенгальского, его рассказ публике о том, что магии не существует, и тут же - параллельная демонстрация фокусов. Или в сцене во разговора Воланда с Маргаритой перед балом о вопросах крови («кровь - великое дело»), свита Воланда подкрадывалась всё ближе, будто вампиры в её предвкушении. Или добавление магических атрибутов - черепа в руках Азазелло, костей в сцене посещения 302-бис заведующим буфетом.

В этот раз смена ролей произошла для Фагота и Кота Бегемота: Фагот всё так же быстр и постоянно весел и оптимистичен, а Кот Бегемот одновременно и человек, и кошачьи повадки воплощены ярко, как и кошачьи глаза. Как сказал о Коте Бегемоте в романе Мастер, чувствуя его двойственную природу - кота и изначальную природу человека: «Вы, в общем, не очень-то кот». И этот образ «Кот-Человек» хорош во всех вариантах: и когда Бегемот более кот, и когда - человек, и всё вместе. Фагот-Коровьев также виртуозен и ловок в обращении с «гостями» квартиры 50, запутывая разговором и действиями того же Босого до такой степени, что тот становился управляем в руках Фагота как марионетка, теряясь и мыслью, и действием, и даже не заметил, как направляемый Коровьевым серией быстрых движений, чуть не ударился о стену - умение говорить - конёк рыцаря, приговорённого по сюжету романа «шутить больше и дольше» из-за своего монолога о свете и тьме при жизни.

Отдельного внимания заслуживают неподражаемые перевоплощения Стёпы Лиходеева и поэта Рюхина, и Азазелло и доктора из клиники Стравинского: речь и движения разбуженного с похмелья Лиходеева, странности и истерический хохот представителя «отечественной медицины», напоминающий голос мультипликационного персонажа из кинокартины «Кто подставил кролика Роджера», - яркие комичные с карикатурной выточенностью образы, всегда вызывающие отклик и смех от души.

Продолжаются эксперименты со звуком – голосом и музыкой. Во время спектакля актёры также экспериментируют с подражанием голосам не только друг друга, но и других лиц, как в сцене с раскаянием Босого Никанора Ивановича о том, что он никакой валюты не брал, – грузинский акцент Сталина, вновь того же Шерлока Холмса. И всё больше внимания уделяется опере – и это ещё один живительный источник искусства и раскрытие молодых талантов.

2023, Ксения Мира, исследование сохранения живого произведения театрального искусства


Рецензии