Казахи

Наш род!!! Мы ;ара;ыпша;!

Наступившее ранее утро, своим красивым восходом солнца, подняло вначале всю живность в нехитрых загонах, сколоченных из жердей, а затем все жителей большого казахского аула, который расположился на берегу красивой степной речки, с красивым казахским названием ;й, что в переводе означает дом.
Пойменные пасбища до самой осени оставались полны зеленой травы и по этому скот, который практически круглосуточно пасся, был упитанным и здоровым. Хозяева скота были рады, что они родились и кочуют вдоль этой реки. Эти земли и пасбища достались от предков, которые в тяжелых сражениях с джунгарами, а потом и со своими же казахами из других ру (родов)* отбили и завоевали право жить и кочевать в этих краях.
Жизнь кочевника неспешна, упорядочена и зависит от времени года.
Весна, начало года, когда земля просыпается от зимней спячки и пробуждает у всего живого приподнятое радостное настроение. По утрам заливисто поют жаворонки, зелень пробивается из под снега, первые цветы выглядывают радуясь солнечным лучам.
Первые жеребята рождаются у кобыл, и не успев родиться, через несколько дней уже резво бегающих вокруг своих матерей, смешно подпрыгивая и дурачась. ;;лын (жеребенок) в казахской семье, это как знак прибавления достатка, как возрождение после тяжелой зимы, жеребенком ласково называли своих детей (;;лыным менім).
Весенним ранним утром у импровизировнного очага неподалеку от юрты, сложенного из плитняка, хлопотала молодая женщина, казашка по имени А; с;лулы; (в переводе Белая красавица), названа из-за белой, не характерной для смуглых казахов кожи, и светлых волос. У ее ног схватившись за подол не уверенно стоял ее первенец, по имени Т;леген, имя ему дал его родной дедушка (ата), котрого звали Асау. Мальчику вчера провели обряд разрезания пут ( т;сау кесу) и малыш порадовал всю семью твердыми первыми шагами и то что выбрал камчу. Хороший знак, на дальнейшую судьбу ребенка, шумно и весело отметили всем аулом. Тем более, что разрезать путы было поручено двоюродному дяди отца ребенка, по имени Медиубай, который славился на весь род был;аши своим огромным ростом, медвежьей силой и очень добродушным характером. Он большой кривой саблей одним движением перерезал путы. Когда он это проделал, мама ребенка непроизвольно ойкнула, сильно напугавшись большой кривой сабли.
Но все обошлось, были разрезаны путы, а ребенок даже и не понял, как ноги его стали свободны. Он под всеобщее улюлюкание мужчин и ласковых призывов женщин пошел по белой кошме и взял понравивийся предмет, такой нужный настоящему мужчине наезднику.
Не каждому мужчине выпадает честь разрезать путы ребенку, особенно первенцу их рода. Выбор пал на Медиубая не спроста, мало того что он обладал вышеперечисленными качествами, но еще был не глупым человеком, а так же не победимым палуаном в казахской борьбе курес. Однажды даже приезжал башкирский батыр, борец по имени Салават, силы их были равны, около получаса они пытались друг друга сбить с ног, но все таки наш Медиубай извирнулся и коронным приемом повалил башкирского силача на землю. Два дня аул гулял по этому поводу, все гордились силачем. Но и башкирский борец был заслуженно вознагрожден, ему достался лучший скакун из щедрой руки отца Медиубая.
Так текли годы, наш Т;леген вырос в красивого, статного юношу, с небольшим пушком на верхней губе. Он очень хорошо освоил воинские искусства, особенно стрельбу из лука, его даже прозвали Т;леген - мерген.
 За эти годы много, что изменилось. На их исконные земли, их пасбища пришли русские казаки. Первое время наши казахи с любопытством наблюдали за переселенцами, как они строили землянки на правом берегу их любимой реки. Как затем стали строить добротные бревенчатые дома с соломенной крышые. Все казахи очень удивлялись, как они будут перевозить таки тяжелые дома. "Пусть живут" думали, всем места хватит, степь большая. Но со временем, казачьи поселение стали разростаться, увеличиваться их количество, они стали занимать их пасбища, пахать землю, сеять какую-то траву, которая осенью желтела и они ее собирали аккуратно вырезая острыми ножами похожими на полумесяц.
Наши аулы стали оттеснять от привычных мест летней пасьбы скота. Однажды приехали казаки одетые в форму с оружием, через   толмача татарина,  объяснили, что больше нет их привычного джальау, и что им придется откочевать ниже по течению реки.
Но вся степь и все пасбища были давно разделены на всеобщем курултае родов и претендовать на другое место они просто так не могли.
На общем совете нескольких аулов и родов кочевавших вдоль реки ;й было жарко, шум стоял на всю степь, более молодые участники совещания  яростно призывали браться за оружие и выгнать всех русских, занявших их исконные земли.
Многие аксакалы понимали, что силы не равны, что казаки пришли на всегда и надо искать компромисс, как то договариваться. Но горячие головы победили, и весь курултай проголосовал за сражение с русскими захватчиками.
Выбрали командира, прославленого батыра, собрали войской чуть больше 200 сабель, куда попал и наш предок Т;леген, он очень метко стрелял из лука, лихо скакал на коне, был  смелым и ловким джигитом. Многие девушки из других аулов заглядывались на лихого бесшабашного юношу. Но ему было не до глупостей, не до любовных страданий, он жаждал боев, побед и освобождения родной земли от чужаков.
Тактика войны была разработана нехитрая, решили набегами опустошать их посевы, угонять скот и главное лошадей, которые отличались от приземистых казахских скакунов своей статью, как на подбор гнедой мастью и резвым ходом, приученных передвигаться в строю. Уже не раз видели и удивлялись красотой казачьих скакунов. Казаки ранее наведывались в их аул, обменивали всякие поблякушки, зеркала и украшения для местных красавиц на баранов, мясо, шкурок лис, карсаков и волчих шкур. Были желанными гостями и проблем не создавали.
Но все кончилось и наступило время бится за родную землю.
Так же решено налетом среди ночи разрушать из поселения, сжигать их дома, тем самым выдавить их из своей земли.
 Но неожиданно встретили мощное сопротивление, как оказалось у казаков были выставлены дозоры, охранение и неожиданно налететь не получилось.
Получив отпор, степняки отступили, затаились.
Удалось угнать мирно пасущихся коней.
Следующий набег решено было устроить неожиданно, предварительно обезглавить охранение и выстрелами из лука горящими стрелами.
 (Кончики стрел обмотанные шерстью и смоченных в растопленном животном жиру,  хорошо горели и не гасли в полете.) Обстреливая горящими стрелами соломенные крыши, поджигали казачьи дома, скирды, сараи.
Но чем сильнее нападали наши предки, тем сильнее и ожесточеннее сопротивлялись привыкшие к войнам казаки, у которых была железная дисциплина и хорошо обученные воины, а так же имевшие на вооружении сабли и главное огнестрельное оружие, даже меньшим числом давали отпор.
Так в одном из налетов, наш герой, Т;леген, выпустив в сторону врага очередную стрелу почувствовал сильную боль в левой голени, как будто-то рой пчел одновременно ужалил в ногу, от сильной боли закружилась голова и он упал со своего скакуна и скатился в овраг, где не надолго потерял сознание.
Его товарищи увидев одиноко скачащую лошадь, принадледащую Т;легену, поняли, что что то случилось.
Попытки отыскать не улались и на рассвете казахское войско отступило от стен недавно возведенной крепости.
Т;леген до восхода пролежал в прохладно овраге, ногу он перевязал платком, который повязывали джигиты на голову перед боем, кровь практически не сочилась, но рана саднила, нога сильно распухла.
Попытался выбраться, но крутой склон и сильная боль в раненной ноге не дала шанса вернуться к своим. Так и лежал до вечера думая о жизни и о произошедшим с ним несчастье, разглядывая цветущую зелень, наслаждался пением птиц. К вечеру боль усилилась, стало жарко, появилось слабость, сильно хотелось пить. Он уже стал подумывать о скорой кончины, единственно его успокаивало, что погибнет не зря, погибнет за родную землю.
Вдруг неподалеку услышал русскую речь, он как можно сильнее вжался в траву, в надежде, что его не заметят и пройдут мимо. Но вдруг над ним нависло несколько голов усатых и бородатых казаков, о чем то неспешно переговариваясь. Осмотрели рану на ноге, покивали головой и неожиданно взяли своими крепкими руками подняли на плечи и понесли из оврага, положили на круп гнедого жеребца и повезли в расположение поселения.
Вокруг него на маленькой площади скопились взрослые люди, детвора, с любопытством разглядывая юношу.
Пришел какой то здоровенный казак с нагайкой в руке, отогнал шумную детвору. Через толмача спросил, как его зовут и из какого он рода. Юноша несколько минут молчал, а потом ответил, что он из рода ;ыпшак, подрода Колденен, что зовут его Т;леген, и он внук главы их рода.
Казак сказал, это значит ты внук Асау.
  Что то сказал своим подчиненным, которые его привезли, они так де дружно его подняли с земли и занесли в маленькую избушку, где их встретил пожилой казак, по имени Митрофан. Он распорядился положить его на стол. Разрезал штанину на его левой ноге, снял поязку.
Приказал казакам крепко держать пленника. После промывания раны резко пахнущей жидкостью, остатки которой Митрофан с удовольствием выпил прямо из горла.
Обработав остроконечный кинжал, этой же жидкостью, приступил к операции по извлечения пули. Юноша испытал жудкую боль, кричать не давал заранее засунутый кляп из его же платка, который был пропитан его кровью и уже дурно пах, а встать и убежать не давали крепкие руки казаков, плотно зафиксировавшие его к столу. Он несколько раз терял сознание вновь приходил в себя, после очередной манипуляции с его раненной ногой. Но вскоре все закончилось, пулю войсковой лекарь извлек. Таким делом ему ни раз приходилось сталкиваться, много воин и походов пережил этот пожилой мужчина.
Спасать товарищей ему приходилось не раз, но вот врага, который несколько часов назад стрелял в них стрелами и возможно кого то ранил или даже убил, такого пациента у него еще не было. Но приказ есть приказ, а он с детства привык подчиняться им и не перечить, тем более уж больно молодой этот киргиз, как они называли народ, на чьи земли они пришли и стали ее обживать
Много дней лихорадил мой предок, рана сильно гноилась, не хотела заживать, старый лекаль делал всякие настойки, отвары, перевязывал подоржником рану, заливал пахучей жидкостью, которую он частенько выпивал и после чего становился добрее и разговорчивей.
Молодй казах медленно поправлялся, отек и краснота постепенно сошли, стало легче, появился аппетит. Кормили его тем же, что ели и сами хозяева, пища была не превычна, мясо ели редко, максимум один раз в неделю. Часто хозяин приносил рыбу, Т;леген немог есть рыбу, часто поперхивался мелкими косточками.
Так прошло несколько месяцев, юноша встал на ноги, свободно передвигался по поселению. Набеги степняков прекратились, несколько раз с ним разговаривал татарин толмач, хотел узнать планы, но юношу планам не посвещали, а если бы даже знал, ни за что не рассказал.
После выздоровления, много и с любопытством осматривал, учился, постигал, как стоят эти большие дома, как содержат скот в специальных сараях, как лихо скачут на конях войны казаки, рубя на лево и на права своими острыми саблями. С наступлением холодов пришел от степняков переговорщик и увидел соплеменика, прогуливающего у небольшого домика, распросив о бо всем, пообещал выкупить его из плена.
Т;леген, был постоянно занят какой нибудь работой, его заставляли делать самую трудную и грязную работу.
Он по тихоньку осваивал такой трудный но интересный язык, все жители потешались над его произношением, но охотно учили новым словам.
Так прошла зима, наступила весна, на переговорах со степняками удалось договориться о разделе пасбищ, о границах. Заключили мир. На одной из таких встречь, выкупили за двух белоголовых быков нашего пленика, он тепло и даже с каким то сожалением попрощался с жителями и особенно с лекарем Митрофаном, который спас ему ногу, а возможно и жизнь, научил сносно говорить и понимать по русски. Митрофан незаметно смахнул набежавшую скупую мужскую слезу, как то по отечески приобнял, так полюбившегося инородца, перекрестил и сказал ступай с богом, приезжай только по доброй воли, будем рады.
Прошло много лет, Т;леген сам обзавелся семьей, собственной юртой, у него родились два сына: Міржа;ып и Н;ржа;ып.
Казачьи поселения стали появляться тут и там, заняли практически всю длину их родной земли вдоль реки ;й, а по русски звучащий ка Уй.
Сил у казахских родов сопротивлятся уже не было, их оттеснили в степи, где трава была не такая сочная, к середине лета вся желтела и скот с неохотой ее потреблял.
Их аулу пришлось откочевать в низ по реке, на границу нынешнего Казахстана и России, основали аул с названием Ма;най, там они стали строить вначале землянки, а потом и наш предок один из первых в ауле построил дом- избу по русскому типу, наняв строителей из г. Троицка, который находиться недалеко от аула, а теперь маленького села Карабалыкского района Костанайской области.
Они приспособились к оседлой жизни, стали как русские косить и запасать сено на зиму, разводить скот только в таких количествах, которые были необходимы, стали торговать с татарами из Троицка, обменивая мясо и шкуры на муку и другие продукты, а иногда и на деньги.   
Моего прапрадедушку звали Т;леген, в старости в ауле его называли а;сак шал (хромой старик).
Моего прадедушку звали Міржа;ып, в старости его в ауле звали бай шал (богатый старик). Так его прозвали из-за хорошего добротного дома, множества скота, имел сенокосилку на конной тяги, батраков. После революции его и других богатых селян раскулачили, его посадили в тюрьму. Но перед приходом НКВД шников, его успел предупредить зять, муж старшей дочери На;имы, который был сотрудником органов в Карабалыке, дед успел часть богатства вывести в Троицк, к друзьям татарам. После отсидки 1 или 2 лет, его отпустили, он вернулся в разоренный дом, а когда поехал за своим оставшимся добром, то его не было у друзей, все было конфисковано, остался только персидский ковёр, который передал мне отец по наследству. Он и сейчас не потерял своего вида, хотя и видно, что вещь старая.

Весна это время подготовки к большому кочевью, переезда к пасбищам, к любимым жаз;ы жайылым или еще называют джальяу.
. «Степь не повторима красками весной, степь это линия горизонта впереди, степь это дух свободы, рвущийся из груди, во время бешенной скачки на резвом скакуне. Степь это цветущие маки по весне, укрывающие землю алым покрывалом, это ковыль напоминающие волны бескрайнего моря и мелкие речушки, текущие изгибами и полноводные только лишь весной
  Горы пугающи красивы, свой непреступной высотой, а лес, тайга своим невидимым врагом, затаившимся за буреломом.
  Любима, родная степь это простор и воля, где так и хочется упасть в траву и слушать, жаворнка, утреннюю песню о свободе.»
Так пели казахские а;ыны про свою любимую степь.
В каждом ауле был главный дом или белая юрта, где собирались старейшины, а;сакалы, решали вопросы касаемо быта, кочевья на джальяу или подготовки к зимовью, кто когда будет забивать скот на зимовье (со;ым). Много вопросов решалось на подобных советах, испокон веков подобный уклад жизни всех устраивал.
Уклад жизни казахского аула был связан с условиями жизни в степи, постоянными угрозами внешних врагов и внутренних разногласий.
Для защиты от внешних угроз в ауле создавалась своя миниармия, сарбазы (солдаты) из числа крепких молодых мужчин, способных держать оружие и защитить аул от врагов.
Даже когда кончилась бесконечная война с джунгарами, калмыками все равно оставалась опасность от набегов соседних родов, желающих поживиться чужим добром, процветала мал ;рлау (кража скота) , барымта ( ответный грабеж, дословный перевод- то, что мне должны)
Начиная с раннего детства мальчика начинали тренеровать, после ритуального обрезания, он уже становился взрослым, его сажали на коня. Всех мальчиков обучали стрельбе из лука, умении владеть холодным оружием, хорошо держаться в седле. Казахи рождались практически в седле.
 Ребенок с грудного возраста, помещался в специальную люльку, (бесік), которая была придумана в далекие времена и служила в качестве кроватки и средством транспортировки. Во время кочевья эту люльку подвязывали к седлу лошади или верблюда, и таким образом ребенок кочевал вместе со всем аулом, не принося дополнительных хлопот взрослым. А что бы он или она оставались сухими от мочи придуманы специальные жолобки между ног.
Эта же люлька служила кроваткой для ребенка, ее подвешивали к потолку юрты, и когда ребенока надо было усыпить раскачивали люльку.
По этому большинство казахских детей выростали с хорошой координацией, и легко учились держаться в седле.
Из числа мальчиков, особо смелых и хорошо показавших в боевых качествах выбирали сарбазов, а самых лучших из них батыров (героев, командиров)
Сарбазы все время проводили в тренировках по защите аула и скота.
Так же для тренировки силы, ловкости и отваги существовали игры, придуманные предками степняков, тюрками, называется кокпар, когда от 50-60 килограммовую тушу козла надо было поднять с земли, сидя на мощном скакуне, специальным образом зафиксировать к коню, прижав тушу ногой и что есть мочи, встречая сопротивление соперников, нестись во весь апор к импровезированной чашы. Считалась очком если туша падала в каменню чашу, и все повторялось вновь.
Такие соревнования между аулами, родами и иногда между ж;зами устраивали на большие праздники. Все молодые казахи хотели показать свою молодецкую удаль.
Так же на праздниках устраивали скачки, особенным видом скачек была (кыз куу) догнатьдевушку. Кстати говоря девушки у казахов отличались большей свободой, они не носили чалму, им разрешалось свободно передвигаться. И многие девушки были отличными наездницами, порой не уступабщие самым лучшим парням
Так вот о соревновании, надо было догнать девушку и на ходу поцеловать, а она в свою очередь избивала преследователя камчой и уворачивалась от притязаний лихого наездника. Кому удавалось догнать и поцеловать, могли претендовать на руку и сердце девушки. Но это задача была не из простых и нередко преследователю доставались только тумаки.
Такими играми тренеровали тело и дух молодёжи, защитников родов и аулов.
Но немаловажную роль в спокойной жизни аула или рода состовляла степная дипломатия. Так например, что бы заручиться от набегов соседей, других родов или аулов, активно сватались, или брали снох (келиндер) или отдавали своих дочерей, как небольшую но гарантию от грабежей и вражды.
По этому до сих пор самое почетное место за дастарханом, для кудалар (сватьев), дают одним из первых говорить пожелания, самые лакомые куски мяса и угощение т.д.
Кроме врагов из числа людей, не менее опасные дикие звери, угроза от которых не давала жителям покоя в любое время года и время суток. Волки, самые опасные животные, как для скота, так и для людей.
Для защиты от них были выведены крупные собаки волкодавы ( тобет), охоничие гончие собаки (тазы), а так же искусство охотника передавалась из поколения в поколение. Когда казахский охотник верхом на коне мог догнать волка и специальной битой- булавой (шо;пар) или даже стременем могли убить волка. Так же хорошо владеющие луком (сада;) или копьём (найза) так же могли эффективно бороться с серыми разбойниками
Такой уклад жизни был много веков, совершенствовался.
Вся бескрайняя степь делилась на ж;зы ( улы ж;з- старший, орта ж;з- средний, кіші ж;з- младший), так же в жузах делились на рода (р;), а рода на подрода, берущие названия от далеких предков основателей собственной семьи, аула, а потом уже подрода. Например Бахыт, Галымжан ;лы из рода Каракыпчак, подрода колденен- был;ашы.
Моего отца звали ;алымжан, деда (ту;ан ата) Жумасултан, прадеда (;лкен ата) Міржа;ып, затем Т;леген, отец его Оркымбай, Т;легена дедушка Асау. А вот прадед седьмого колена звали Медет, который родился от Был;аши, у которого было 5 сыновей и по этому в честь него назван род из племени кара;ыпша;.
Каждый казах того времени и сейчас должен знать своих предков (ата-бабалар) до 7 колена, откуда идет их род и кто его предки.
У казахов все делиться начиная от рода и так же на ж;рт (народ)
Например для мужчины ;з журт- это все кто родился от одного предка, из одной семьи, свой народ (дословный перевод)
На;аши ж;рт- родственники по линии матери,
;айын ж;рт- родня со стороны жены.
Для женщины родня со стороны отца - т;ркін ж;рт, со стороны матери- на;ашы ж;рт, со стороны мужа- ;з ж;рт (переводиться своя семья, свой народ)
То есть прийдя в чужую семью невесткой, после свадьбы, становится полноценным членом этой семьи, и обязана называть- моя семья.
Когда замужнюю женщину спрашивают из какого рода, она в первую очередь должна назвать род ее мужа, а затем род из которого она произошла, в каком родилась.
Дети родившиеся без мужа, считались безродными, их угнетали, их не принимали даже родные со стороны матери. Позор падал не только на девушку, совершившую грех, но и на всю ее семью, они становились изгоями, их попрекали этим событием.
 По этому и по многим другим причинам девушка в казахской семье берегла свою честь и соответственно честь своей семьи.
Многие семьи сватали детей еще когда они были совсем маленькими, и уговор держали строго, если кто то из сторон давнего уговора не сдержал слово, кроме случаев потери ребенка, то пострадавшая сторона могла потребовать компенсацию.
Нередко калым за будущую невестку отдавали раньше, чем она подрастет, и при полной выплате, а нередко ребенка забирали из семьи и воспитывалась до совершеннолетия, т.е. до полового созревания. Но это редкие случаи, только в тех случаях если ребенок из бедной семьи и от такого способа выплаты калыма семья девочки не могла удержаться.
Надо сказать, что в казахских семьях строго почитали женщин, не было такого притеснения, как в большинстве мусульманских странах. Мать, особенно если она преклонного возраста, бабушку (;же) очень любили и уважали, нередко она после смерти мужа становилась во главе семьи и дети, даже повзрослевшие сыновья прислушивались к ее советам.
После прихода невестки в семью, все обязанности по семейному быту переходили к ней, мать же ревностно следила за сложившимся устоями и помогала привыкнуть к новой семье.
Сестру или сестрёнку следовало любить, оберегать и баловать, она считалась гостьей в семье и после того, как повзрослела была вынуждена покинуть свою семью. Даже после замужества, братья и отец обязаны были навещать свою сестру или дочь, что бы показать, что она не одна, что она под защитой.
Была еще такая традиция, если старший брат умирал, то его супруга переходила к младшему не женатому брату.
Так моего дедушки по материнской линии (на;аши ата) жена была старше его на 8 лет, когда ему было 15 лет, умер от какой-то болезни старший брат и половина их рода, род их ослабел, платить калым не было возможности, засватанная для него невеста тоже умерла, еще ребенком, вот и пришлось жить с вдовой старшего брата. От брака с которой родилось 9 детей и из-за ужасного голода в 30 тых годах умерли все кроме самой младшей, моей матери, которую бабушка выкормила грудным молоком.
В казахских аулах как и во всех поселениях мира была своя иерархия, основанная на силе и богатстве. Так же были богачи (баи) и бедняки (кедей), но из-за того, что аулы в основном состояли из родственников, даже самые бедные семьи в самые тяжелые года имели, что покушать, нормальную одежду и обязательно собственную юрту и скот, не такой многочисленный как у баев, но все таки были возможности жить.
  При забивании крупного животного на мясо обязательно приглашали весь аул, даже если не самое почетное место бедняку доставалось, но голодным он точно не уходил.
Казахский народ один из самых гостеприимных народов. Если к нему приехал, даже не званный гость, он по обычаю вначале должен накормить и напоить, а потом задавать вопросы, кто он и откуда.
Традиции эти связаны с суровыми условиями жизни в степи, большими расстояниями, и если ты не поможешь путнику, то и тебе могут когда нибудь отказать в пище и ночлеге.
Казахи в силу своего уклада жизни, неспешный, добродушный и очень гостеприимный народ. Многие народы, которых советская власть, насильно переселяла в степи Казахстана, тому свидетели. И многие народы, помнящие эти годы, с благодарностью вспоминают, как не сильно богатые казахи делились последним куском хлеба с насильно переселенными и эвакуированными во время войны.
Традиции сохраняют, возраждают, даже российские казахи, которые большинство плохо говорят на родном языке, стараются сохранить традиции дедов. Конечно давно уклад жизни изменился, многие уже и не жили никогда в юрте, для них это такая же экзотика, как и для других народов, многие дети уже и на коне проскакать не смогут, предпочитают байк или автомобиль.
 Но уважение к старшим, бытовые традиции, свадебные обряды, праздник первых шагов ребенка, обрезание, праздник весны, со;ым и т.д. сохранились, проводят даже молодые семьи
Традиция резать путы идет из далеких времен, называется  т;сау кесу, когда ребенок начинает ходить, устраивают праздник и в торжественной обстановке разрезают импровезированные путы на ногах ребенка, что бы он сделал первые шаги. Считается если сразу после разрезания ребенок твердо сделает хотя бы несколько шагов, то этот ребенок будет твердо стоять на ногах всю жизнь, так же перед ним на белой дорожки (а; жол) выкладывают разные предметы, раньше клали камчу (плеть или кнут), деньги или книгу, сейчас вместо камчи кладут ключи от автомобиля. И соответственно выбору пророчат жизнь, возможную дорогу в жизни!

Я и мой сын уже относимся к шала ;аза;, то есть неправильным казахам, плохо знающим язык, оторвавшимся от своего рода, живущих одиноко без поддержки рода был;аші.
По этому меня сподвигло написать рассказ о моих предках, конечно это не документальное повествование, но основная часть записана со слов отца и дедушки, а им рассказали их отцы и деды.


Рецензии