1. Лечу в Калининград. Часть 1 Аэропорты

Кто-то, прожив полвека, ни разу не был в Москве или Санкт-Петербурге. А кто-то не видел моря. Я, например, первый раз увидел его на третьем десятке своей жизни. Увидел, но не искупался, потому что это было Баренцево море! Эх, посмотреть бы ещё на шестом десятке Балтийское. А почему бы и нет? Отпуск - аэропорт Шереметьево имени Александра Пушкина - аэропорт Храброво имени императрицы Елизаветы Петровны - и ты на месте! Делов-то!

Три года назад аэропорт Шереметьево удивил меня живописной фотовыставкой телеканала «Моя Планета», посвящённой многообразию природы и культурных традиций России. Сейчас, шагая в ногу со временем, фотографии необъятных российских просторов красуются вместе с очень выразительными надписями: «SVOя РОССИЯ - Discover Russia».

Самолёты Аэрофлота носят имена известных людей. Эта традиция придаёт дополнительные эмоции во время полёта. Мы летели на Airbus А 321, названным в честь известного баскетбольного тренера Александра Гомельского. Поневоле вспоминается рассказ Владимира Гомельского о том, как они вместе с отцом смотрели по телевизору знаменитый баскетбольный матч 1972 года. По окончании матча Александр Яковлевич произнёс в адрес Владимира Кондрашина: «Вот же везунок. С моей командой победил». Весь трагизм этой фразы мне, тогда двухмесячному мальчику, был непонятен. Моей жене – тем более, ведь она родилась через месяц после победы сборной СССР над сборной США в финальном матче мужского баскетбольного турнира XX летних Олимпийских игр в Мюнхене.

Из-за санкций лететь пришлось на час дольше. Но это были непередаваемые по эмоциям минуты! Сначала всё происходило буднично, но как только мы вошли в нейтральные воды Балтийского моря, моё сердце стало лихорадочно колотиться. И чем ближе мы подлетали к Калининграду, тем сильнее оно билось! Вот и знакомая, давно изученная по картам, Куршская коса! А вот и она - Клайпеда! В 1945 году мой дед, военный хирург, прибыл сюда в составе 23 Погранотряда! Шоколадка с красочной этикеткой: «Аэрофлот, 100 лет создавая будущее» вызвала у меня улыбку умиления. Моя мама никогда не ела шоколад. Вместе с моей бабушкой, она, шестилетняя девочка, приехала к папе из Самарканда!

 - Ну здравствуй, Клайпеда! Сегодня ты кичливая, с привкусом русофобии! А вчера, в 1945 году, у тебя не оказалось ни одного специалиста, способного возглавить здравоохранение города! Этот тяжелый и неблагодарный труд взвалили на плечи моей бабушки, назначив ее завгорздравом! Дед лечил раненых в госпитале, а моя мама помогала своим родителям. Вид маленькой девочки вызывал сильные эмоции у раненых воинов! Каждый пытался угостить ее! В основном это был шоколад. Все идет из детства. С гордостью заявляю, что у моей мамы оно было шоколадным! До аллергии на шоколад в зрелом возрасте!

Шум выдвигающихся шасси заставил меня очнутся. Самолет заходил на посадку. Перед самым аэродромом промелькнули какие-то древние руины. Бывший прусский замок «Schaaken» находится в посёлке Некрасово. Гурманам обязательно стоит посетить это удивительное место. Но не для того, чтобы испытать стыд, как знаменитый Шурик на развалинах часовни четырнадцатого века.

Рядом с дряхлыми стенами замка находится семейная сыроварня, дополнительно производящая шоколад. Кому не хватило сыра и шоколада – не страшно! Специально для таких людей дружелюбно распростёрла свои объятья небольшая харчевня. Там можно отведать всяческие вкусности. Балтийскую корюшку, например.

Театр начинается с вешалки, аэропорт – с таксиста. Подъехавшая машина удивила громкой музыкой в салоне. Водитель явно не торопился оказать помощь в погрузке багажа:
- Может, сейчас он слушает свою любимую композицию и плачет от ностальгии, - подумал я, не шелохнувшись. Салон недовольно закачался, водительская дверь открылась. Было интересно наблюдать, как этот меломан с невозмутимым лицом тягает наши чемоданы.

Моя жена совершила ошибку, пытаясь поскорей оказаться в салоне. Последовав за ней, я увидел её выпученные глаза. Музыка внутри была впечатляюще громкой:
- Ой, - сказал таксист, и убавил звук. Меня сильно позабавило, что других слов он не произнес. Наверное, в Европе принято говорить: «Ой»! вместо: «Извините»! Вскоре междометие: «Ух ты ж» вырвалось из моих уст. Я быстро учусь европейским правилам! Оказалось, что мы ехали с открытыми окнами, словно в Узбекистане. Удивительно, но калининградские и ташкентские таксисты уверены, что таким образом они экономят бензин. Кондиционер же не работает! А про сопротивление воздуха, вызванное его завихрением, они не догадывались. Уроки физики просвистели мимо. Как наши километры до отеля. И если бы это был единичный случай, то я даже и не вспомнил бы о нём.

Однажды мы ехали в обычном городском автобусе с обычной передней дверью, работавшей вместо кондиционера. На остановке туда впорхнула девушка и стала мило разговаривать с водителем. Вероятность выпасть на ходу её нисколько не смущала. Она работала кондуктором и в свой выходной таким образом мило развлекалась. Ещё не отойдя от московского метро, когда толпа заносит и выносит тебя на остановке, я поторопился выйти. Голосом «Галя, у нас отмена!» девушка преградила дорогу: - Муж-чи-на! Ну куда же Вы лезИте на хо-ду!
Я был поражен такой искренней заботой о пассажире в нерабочее время. Дождавшись полной остановки автобуса, мы с благодарностью вышли в постоянно открытую дверь, словно космонавты в бездну!

Визитная карточка отеля – это его персонал. Искусственно натянутые улыбки поразили своей наигранностью. Отсутствие интеллекта и какой-либо заинтересованности в чём-то вызвало небольшой шок. Это сильно напомнило греков, которые извинялись направо и налево, всем своим видом показывая, что их лучше не трогать НИКОГДА! А ещё лучше – отпустить домой, отдохнуть! Данное наблюдение применимо к любому персоналу. Например, в Калининградской области они не знают ни место, где работают, ни его окрестности. На удивленный взгляд отвечают с гордо поднятой головой:
- Я не местный (местная), потому что живу в Калининграде!

После такого заявления возникает желание пасть ниц и, вознося руки к небу и причитая, прошептать слова извинения. Мол, простите меня великодушно, дурака старого! Я и подумать не смел беспокоить столичного жителя своими глупыми расспросами. Впрочем, в Калининграде история повторилась. В трактире «У Гашека» разнообразная чешская кухня. По простоте душевной моя милая и наивная спутница жизни спросила у девушки-официанта: «Ой! А у вас есть трдельники»? В переводе с европейского это значит: «Извините! А у вас есть невероятно вкусные трубочки из дрожжевого теста, которые являются классическим чешским лакомством с названием от слова trdlo (трдло). Так называют металлический прут или вертел, а также очень подвижных детей. Но основной перевод этого слова – дурашка или болванчик».

Не хочу никого обидеть, но официант моментально превратилась в Трдло. Нас переспросили: - Рулька? – Гуляш? – Вырезка? Ассортимент был выучен на зубок, но за его пределами зияла пропасть пустоты. Бравый солдат Швейк с детства был моим любимым героем. Однако, про кнедлики я решил не спрашивать, чтобы лишний раз не травмировать чувствительные души обслуживающего персонала. А только вспомнил одного денщика: - Я быстро перевариваю, успокоил товарищей Балоун, у меня в желудке никогда ничего не остается. Я, братец, сожру тебе хоть целую миску кнедликов со свининой и капустой и через полчаса больше трех суповых ложек не выдавлю. Все остальное во мне исчезает!

Балтийское море встретило нас ласковым солнышком и небольшим ветерком. Мы шли по едва тёплому песку, наслаждаясь перекатами волн и чёрным журавлиным клином в облачном небе. По простоте душевной мне захотелось омыть свои стопы. То, что никто не купался в этот погожий июньский денёк, меня никак не насторожило. Войдя по щиколотки в пенную волну, чуть ниже живота у меня что-то зазвенело, пальцы ног моментально скрючились от судороги, а в ушах неприятно застрекотало. Это море нашёптывало сразу в два моих уха: - Муж-чи-на! Ну куда же Вы лезИте на хо-ду!

Было такое ощущение, что это не Балтийское и даже не Баренцево море, а настоящий Северный ледовитый океан! Долго же смеялась моя жена! До слёз! Со временем мы узнали, что необходимо следить за течением. Если оно тёплое (примерно 19-20 градусов), то смело можно купаться. Я даже успел обгореть (к большому удивлению своего сына). Правда, плыть долго у меня не получалось – волна постоянно тянула меня ко дну. Но почему? Я разучился плавать? Оказалось, что балтийская водичка не такая солёная, поэтому и ленилась выталкивать меня наружу. Вот такое открытие!

Кстати, чёрные птичьи клинья оказались далеко не журавлиными. Это были бакланы. На территорию России они прилетали полакомиться рыбкой. А в Литве они жили и гадили, как могли. Помёт у них очень ядовитый, поэтому 8 гектаров литовского соснового бора Куршской косы уничтожены безвозвратно. Такие вот интересные балтийские птички! На всякий случай я всегда прикрывал свою голову панамкой!

Существует такая категория людей, которая всегда куда-то торопится. Одна бабушка так торопилась в Москву, что сделала замечания молодым девушкам, мол старость нужно уважать и пропускать первой в самолёт. Выбегала она, сетуя, как медленно вошкаются пассажиры бизнес-класса, явно не уважающие её старость. Таким людям абсолютно всё равно, какое имя было начертано на борту авилайнера. Подумаешь, Левитан!

А то, что в Аэрофлоте два самолета с Левитанами – это уже высокие материи, космос, так сказать. И другая категория людей (типа блогеров) ловят хайп, мол их оскорбили, рассказав об Исааке, когда они летели на Юрии. Чего только не сделаешь ради своей славы и лайков!

Я отношусь к другой категории людей. Если самолёт назвали чьим-то именем, будь добр, поинтересуйся, за какие заслуги! И этому человеку будет приятно, что про него не забыли. И тебе тоже! Вспомните Хачикяна, героя Фрунзика Мкртчана: «Когда ему будет приятно, я буду чувствовать, что мне тоже приятно, а когда мне будет приятно, я так довезу, что тебе тоже будет приятно»!

Вылетая из Калининграда в Москву и пролетая над Клайпедой, на мои глаза навернулись слёзы. Ведь со мной в это время находился Юрий Левитан, который своим могучим голосом зачитывал Сводку Совинформбюро за 28 января 1945 года:

«Войска 1-го Прибалтийского фронта перешли в наступление. Занят город Клайпеда. Советская Литва полностью освобождена от немецких захватчиков. Вчера войска 1-го Украинского фронта завершили очищение от противника Домбровского угольного района и овладели его центром - городом Катовице. В Чехословакии войска 4-го Украинского фронта освободили от немецких оккупантов город Попрад. Слава героической Красной Армии – освободительнице»!

18-29.06.2023.


Рецензии