Феодоро - последний оплот Византии 11 гл
Едва робот Гоша произнёс слово Феодоро, как машину втянуло в чёрную воронку – и мальчики оказались в другом времени, на плато странной горы, напоминающей ладонь с четырьмя растопыренными пальцами. На двух правых – расположен город-крепость, на левых – лавки ремесленников и пастбища для скота. Между «пальцами»-мысами – живописные долины. У подножия горы – озеро.
Подходы к крепости из долин хорошо защищены, на одном мысу выстроена для обороны мощная цитадель. Остальные стороны плато и защищать не нужно – там обрывы высотой до 200 метров. В городе виднелись величественные храмы, базилика, били фонтаны. Дворец правителя с внешних сторон имел грозные бойницы для обороны, а с внутренней украшен каменными узорами. Это самый большой древний город в Крыму. Гора изрезана пещерами. У тех, что были над обрывом, виднелись каменные балкончики, ограждённые перилами, чтобы дети не выпали. В одном из обрывов прямо в горе вырублен монастырь.
По счастью, Мишку, Павлика и Егора обитатели крепости не замечали – они были заняты своими делами – выделывали кожи. Для этого в горе были вырублены ёмкости, где кожи замачивались в соке местных растений, прежде всего скумпии. Её пушистые кусты украшали склоны горы. От сока кожа становилась мягкой и высоко ценилась. В других ёмкостях давили виноград, и он медленно стекал по желобам.
– Гора Мангуп. Феодоро. Средневековье, – пояснил робот. – Нравится?
– Хороший вопрос, – усмехнулся Егор. – Надеюсь, мы не попали во времена военного конфликта. По-моему, на этот город-сад всегда находились охотники.
– Посмотрите – вон там грот с родником и вообще здесь несколько родников! В других пещерных городах такого не было. – Мишка рассматривал Мангуп в бинокль. – Ха! 3-этажная пещера, видно, местного олигарха! – засмеялся он.
Его смех услышал местный народ. Пора было уносить ноги. Робот Гоша что-то не то нажал, и вместо XXI века мальчики попали в 1475 год – трагический для Крыма: на него напали турки. Под натиском бесчисленных свирепых и хорошо вооружённых янычар содрогнулся весь полуостров.
– Янычары – это кто? – уточнил Павлик.
– Это турецкие элитные пехотные войска. Им сдались и византийские, и генуэзские крепости. Держался только Мангуп. Шесть месяцев длилась осада. В городе начался голод, но жители не сдавались.
– Надо срочно исчезать отсюда! Всё это закончится трагично – обманом в крепость ворвутся турки, вырежут всех мужчин! И мальчиков тоже, – робот посмотрел на Мишку, Егора и Павлика. Он пытался включить машину, но ничего не получалось.
И тут их заметили турки – они побежали с ятаганами наперевес. Вдруг в машину попало каменное ядро. Она дёрнулась, завелась и мгновенно доставила мальчиков в XXI век, на развалины древнего Мангупа. От цветущего города остались пещеры, груды камней, фрагменты стен и действующий до сей поры отреставрированный монастырь. А на дне озера – руины православного храма.
– Ха! – нервно засмеялся Мишка. – Даже в виртуальном мире техника от кулака заводится.
– Гоша! Просвети нас про Мангуп! – попросил Егор.
– Археологи нашли на Мангупе каменные орудия, которым не менее 5 тысяч лет. Значит, уже в то время здесь жили люди. За тысячелетия обживали гору тавры, скифы, сарматы, аланы, готы, караимы, греки, армяне. В VI веке Византия для укрепления своих северных границ построила на горе город-крепость, потом прислала сюда своего наместника. Со временем здесь было создано и процветало в XIV-XV веках княжество Феодоро – последний оплот Византии и всех православных в Крыму.
В XV веке оно достигло расцвета: развивало ремёсла, торговлю, получило международное признание. Даже русский царь Иван III хотел женить своего сына на мангупской княжне. А потом – захват Крыма турками. Для полуострова это было пострашнее нашествия татаро-монгол.
– Это правда, что в Феодоро был такой же герб, как у нас – двуглавый орёл? – спросил Павлик.
– Да. Это герб византийских императоров Палеологов. Мангупские владыки и русские цари имели с ними родственную связь. Сын крымского князя Алексея Иоанн был женат на византийской принцессе Марии Палеолог, русский царь Иван III – на племяннице византийского императора Софье Палеолог. По закону они могли наследовать византийский герб.
– А что стало с Золотой Колыбелью после гибели Феодоро?
– Все документы этого княжества турки уничтожили. Однако на фрагментах фресок, сохранившихся в разрушенных храмах Мангупа, Золотая Колыбель присутствует. Историки XIX века, проводя исследования в монастырях, общаясь с далёкими потомками феодоритов, оставили нам интересную легенду. В XIV веке Феодоро, сражаясь с татарами и генуэзцами, оказалось на краю гибели. Генузцы требовали отдать им Золотую Колыбель, обещая прекратить войну. Тогда владыка Феодоро унёс священную реликвию в горы и обратился с мольбой к святым духам:
– Я и народ мой вверяем вам самое дорогое, чем мы обладаем. Его хотят отнять алчные соседи – генуэзцы, чтобы лишить нас имени, чести и свободы. Горские воины бьются с ними сейчас не на жизнь, а на смерть. Если они не сумеют одолеть жестокого врага и погибнут, прошу вас: примите под свою охрану нашу святыню и сохраните её для грядущих поколений.
Раскололась гора и поглотила золотую реликвию.
– А что, – тихонько произнёс Павлик, – вполне может быть. Землетрясение здесь не новостЬ.
– Может, я отстал от ваших реалий, – засмеялся Стив, но почему ты сам не отследишь всё необычное в собственной игре? Зачем полагаться на случай? Зависеть от каких-то мальчишек?
– Мне не дано, – вздохнул Ярик.
– Как это?
– Вот вы когда последний раз заходились от восторга?
– Да, я, вроде, никогда, – улыбнулся Стив. – Ну, бывают приятные моменты – это сплошь и рядом. Но чтобы эмоции хлестали через край – это не про меня.
– А ты, Боб?
.................................
– Дай вспомнить, – пожал плечами тот. – Хотя подожди. У меня любимый щенок был, ему ухо оторвали – я так переживал! А потом мама пришила ухо, шва совсем не видно – я был безмерно счастлив! До сих пор помню.
– И сколько тебе лет было?
– Года 4.
– А сейчас?
– 24.
– Вот и мне не дано. Чтобы получить энергию великих людей, событий, надо быть с ними на одной волне – испытывать похожие эмоции! Или хотя бы искренне восторгаться! Это не про нас. Включи утюг на 220 вольт в сеть с напряжением в 320! Ничего хорошего из этого не выйдет!
– Послушай, Утюг! Если ты владеешь этой игрой, почему не спас меня тогда в пещере?
– Во-первых, я знал, что тебя мои мальчишки одного под землёй не бросят. Во-вторых, чтобы ты понял: всё, что здесь происходит – это не просто игра. А, может, даже совсем не игра! Ну, и наконец – я хотел, чтобы ты пережил эмоции несколько более сильные, чем оторванное ухо тряпичного щенка!
Продолжение следует.
Художник Елена Абраменко.
Свидетельство о публикации №223083100534