Толкование на НЗ. Притча о негодном домоуправителе

        Эта притча одна из самых трудных в Евангелие, поскольку содержит в себе мысль, на первый взгляд, противоречащую, всему христианскому учению. А именно: святые отцы говорят: «Добро не ходит путями зла», т.е. нельзя добиваться благих целей, используя негодные методы. И Христос говорит: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:15). А в этой притче получается, что обманщик управитель получает одобрение Христа? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе напомним кратко суть притчи из Евангелие от Луки (Лк.16).
         Жил-был некий богатый хозяин, которому доложили, что его управляющий нечист на руку, приворовывает, другими словами. Господин приказал вызвать негодяя для подробного разбирательства по всем его делишкам. Управитель был еще тот пройдоха. Он понял, что теплого места ему после суда у господина не видать, а кроме как управлять и воровать одновременно, он ничего не умеет. Тогда он задумал следующую аферу. Понимая, что деталей финансовых операций со всеми его должниками хозяин не знает, ловкий управитель предложил каждому из них переписать долговые расписки на гораздо меньшие суммы, чем они фактически были должны. При этом он преследовал такую цель: если меня выгонит хозяин, а в этом сомневаться не приходиться, то я обращусь за помощью к тем, кому помог уменьшить их долг, т.е. переписать расписки. Помня мое благодеяние, они мне не откажут, а там, гляди, может и место мне у кого-нибудь из них найдется. Т.е. свое материальное благополучие в будущем (а для нас в будущей Жизни), негодный управитель пытался обеспечить за счет хозяина, по сути, обворовывая его в очередной раз. Вот такая фабула этого криминального дела времен Христа. На суде все это, естественно, вскрылось! И каков же был приговор господина? Он похвалил управителя словами Христа: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк.16:8)! А затем Спаситель не просто похвалил, а еще и повелел также поступать: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9). В похвале и заповеди Христа сокрыты два фундаментальных догмата учения о спасении человека (Сотериологии).  Попробуем с ними разобраться. Почему Христос словами хозяина оправдывает воришку-управителя, и почему при этом добавляет: «ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде».
1. Оправдывая управителя, Христос призывает тратить средства, даже добытые преступным путем, для оказания благодеяния своему ближнему. Тогда грех воровства и лжи искупляется жертвенностью ради ближнего. В работе «О немощи и благодати» мы подробно разбирали тему доброделания и отношения к этому благодетеля, указывая, что Бог смотрит не на жертву, а на расположение жертвователя, т.е. на то, что им движет. Именно поэтому, благотворительностью и пожертвованиями со стороны бандитов, воров, убийц, мошенников и пр. Господь «гнушается аки закланным псом» и такие жертвы не приемлет. Казалось бы, здесь ситуация такая же: управитель жертвовал ради ближнего украденное у хозяина имущество, т.е. не свое, а чужое. Однако вместо «отвержения» жертвы, Бог ее принимает и даже хвалит жертвователя?! Ответ на это недоумение скрыт в намерении первых и мотивах последнего. Бандиты, воры и разбойники, жертвуя из украденного, ставят целью не помощь ближнему, а: либо желание откупиться от Бога за совершенные злодеяния, либо делают это тщеславия ради, чтобы о них знали, говорили, писали и т.п., т.е. создавали имидж (рекламу) добропорядочного бизнесмена или руководителя, что, в свою очередь, позволяла бы им воровать еще больше, пользуясь созданным положительным образом и известностью. Управитель – ставил своей целью действительно помочь должникам, хотя и не без некоторой надежды, что и они его не забудут. Но, когда он, используя свое положение, помогал переписывать долговые расписки, у него не было никакой гарантии, что так должники с ним и поступят, после списания долга, а сам он не окажется на улице без средств к существованию. Управитель на это надеялся, но уверенности в таком исходе у него не было. Тем не менее, он пошел на подлог, чтобы хоть какое-нибудь доброе дело, совершенное ради ближнего, ему зачлось. Богословский смысл поступка управителя, вызвавшего одобрение Христа, заключается в том, что имущество, вверенное нам на земле, в этой жизни, нужно использовать так, чтобы оно стало наградой в жизни будущего века. А это возможно, если потрачено оно будет ради благодеяния и любви к ближнему здесь на земле.
2. Далее Христос добавляет странные слова: «ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». О чем это?  И кто такие «сыны века сего» и «Сыны света»? Блаж. Феофилакт Болгарский дает такое определение этим понятиям: ««Сынами века» сего называет тех, кои придумывают все, что на земле полезно для них, а «сынами света» тех, кои из любви к Богу, должны преподавать другим духовное богатство». Мы же предлагаем читателю свое мнение на этот счет, а выбирать – любомудрствующему, тем более, что, при желании, можно найти другие толкования св. отцов и богословов на эту тему.  Сыны века сего – люди, т.е. человек, зараженный первородным грехом и подверженный соблазнам, искушениям и многочисленным грехам, а Сыны света – это Ангелы. Ответ на вопрос: почему человек по словам Христа догадливее Ангела, заключается в его греховной природе и произволении. Совершив грех, человек может его искупить или изгладить совершением благодеяния ради любви к ближнему. Поэтому у него всегда есть выбор: совершить добро или зло, помочь своим имуществом ближнему или удержать его. Именно о свободе выбора говорится в словах Христа: «сыны века сего догадливее сынов света», т.е. они могут реализовать свой выбор (догадаться как поступить) между добром и злом. Для Ангелов (Сынов света) такая дилемма чужда. Они, априори, не стоят перед таким выбором, ибо они его сделали еще при битве с Люцифером. Поэтому для них все так очевидно, что и догадываться не о чем. У них нет необходимости заботиться о своем спасении через добрые дела.
3. Резюмируя смысл притчи, Христос говорит: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».  Это значит, что богатство, приобретенное неправедно и даже преступным путем, может спасти человека, если он распорядиться им, оказывая «Добро по Евангелию», – как писал свт. Игнатий Брянчанинов. Т.е., направит его на благодеяния, в основе которых, непременно, должна лежать любовь к ближнему. Тогда неправедное богатство превращается в спасение дающего, а облагодетельствованные им умолят Христа о спасении такой души. В связи с этим, уместно вспомнить житие Апостола Фомы. Как известно, он по жребию, был послан проповедовать в Индию. Тамошний Царь индийский Гундафор задумал построить себе великолепный дворец, какого еще не было в мире. Опуская подробности, скажем, что за постройку дворца взялся Апостол Фома, который, конечно, никаким архитектором не был. Бесчисленные богатства, золото и драгоценные камни, которые царь выделял Фоме на строительство дворца, тот благополучно раздавал нищим. Когда пришло время принять работу, царь увидел, что никакого дворца и в помине нет, а все средства истрачены. Он приказал посадить Апостола Фому в тюрьму, намереваясь на утро его казнить. Ночью Гундафор видит во сне великолепный дворец на небе, от красоты которого исходит ослепительное сияние. Царя сопровождает ангел, обращаясь к которому, он говорит: «Как бы я хотел, хотя бы рядом поселиться с таким дворцом!». Ангел отвечает: «Это твой дворец, и ты сможешь в нем жить вечно, но не сейчас». Ангел давал понять, что все зависит от судьбы Апостола Фомы, который раздавая обильные милостыни нищим из средств царя, обеспечил ему такое место упокоения. На утро Гундафор приказал освободить Фому и щедро наградив, отпустил его. Это событие есть прямая иллюстрация притчи Спасителя о негодном домоуправителе. Для нас это имеет жизненное значение в том смысле, что: во-первых, какое бы мы не имели имущество и достаток, в любом случае оно несет в себе примесь греховности и незаконно добытого, т.е. украденного, и если не у людей, то у Бога, потому что жить и не грешить человек не может, а значит в той или иной мере каждый из нас и есть тот самый домоуправитель, который крадет у Господина своего, т.е. у Бога; и во-вторых, время и средства, отпущенные нам в этой жизни должны быть использованы ради строительства себе в жизни вечной, если не изумрудного дворца, то хотя бы райской кущи в месте упокоения праведников, а это достигается через молитву тех усопших, кому мы помогли в этой жизни.


Рецензии