Никогда не переживай, сынок!

(Из цикла писем моему сыну)

Никогда и ни о чём не переживай, сыночек мой дорогой.
Почему? Сейчас постараюсь объяснить.
Переживающий трояким образом наносит вред себе и трояким образом - окружающим.
Так, во-первых, он расходует свои силы попусту. Не веришь, что попусту? Купи кусок мяса, положи его в тёплое место, и начинай переживать, усердно: ходи из стороны в сторону, рви волосы на своей голове, причитай, по временам ложись на пол и катайся из стороны в сторону, - только не падай, пожалуйста, это эксперимент, а не повод для членовредительства. Спасут ли твои усилия мясо от протухания? Нет. Почему? Потому что переживания не оказывают и не могут оказать никакого влияния на протухающее мясо. Если же переживания оказываются бессильными в простом и очевидном, то как они могут помочь в сложном и неочевидном? Тебя сбивает с толку сложность и неочевидность? В них ты находишь законное место для переживаний? Тогда просто прими на веру, что переживания также бессильны в сложном и неочевидном, как и в простом и очевидном, ибо все процессы просты и очевидны, наша неспособность осмыслить делает их сложными и неочевидными.
Во-вторых, переживающий расходует попусту время, которое он уже никогда не обретёт. Если переживание не может ни на что повлиять, то время, потраченное на переживания, конечно, потрачено попусту. Просто мы находимся в таком состоянии, в котором переживать нам как бы привычнее, чем действовать, или даже приятнее. В переживаниях мы можем сто раз добиться необходимого результата, а на поприще действий – ни разу, в переживаниях мы можем всё исправить, всё объяснить, а на деле не можем произнести слово «Прости».
В-третьих, переживающий наполняет своё сердце страхом. Но что означает в практическом смысле наполнить своё сердце страхом? Это означает сделать страх своим постоянным спутником. Переживающий человек, куда бы он не обратил свой взор, во всём видит страх, страх, который живёт в его сердце. Иными словами, со временем страх становится как бы его второй природой.
Так, трояким образом переживающий причиняет вред себе. Каким же образом он вредит окружающим?
Во-первых, он препятствует им принимать взвешенные решения, потому что требует, чтобы его страх принимался к рассуждению наравне с прочими объективно существующими предпосылками. И глупо полагать, что это никак не влияет на исход предприятия. Если наряду с объективно существующими опасностями брать в расчёт пустые переживания, то вместо оптимальной траектории путь будет проложен через перелески, огороды и буераки.
Во-вторых, переживающий своим страхом деморализует других участников процесса, лишает их мужества. Он наделяет людей несуществующими качествами, он наделяет явления несуществующей опасностью, он наделяет Бога и его любвеобильный Промысел не присущими Им жестокостью и несправедливостью. И страх, живущий в сердце переживающего, неприметным образом заражает окружающих. Ибо страх не менее заразен, чем распутство.
В-третьих, даже если переживающий попадёт в компанию мужественных людей, он всегда будет создавать препятствия для совершения необходимых дел. Иной так переживает о результате, что в его присутствии решительным образом невозможно ничего сделать. Более того, после пяти минут общения с ним требуется длительный отпуск с применением сильнодействующих лекарств, лечебной физкультурой и санаторно-курортным обслуживанием.
Но что же такое переживание, сыночек мой дорогой? Это попытка страхом повлиять на исход какого-либо процесса, который либо полностью, либо на какую-то часть находится вне нашего контроля.
Существуют дела, которые находятся всецело в нашей власти: сделал и получил результат, не сделал – не получил, сделал не так или не в том объеме – получил не тот результат. Но есть такие дела и такие процессы в жизни человека, когда большая часть слагаемых зависит от других людей или от Промысла Божия. А человеку гордому не нравится, когда что-либо зависит не от него, когда кто-то будет действовать и решать не по его воле, его угнетает сама эта возможность. Поэтому он и пытается восполнить невозможность повлиять на исход дела хотя бы своими переживаниями, так, как будто его ментальная энергия способна искажать пространство и обращать вспять течение времени.
Зачем же люди переживают, если это всё равно ни на что не может повлиять?
Причины развития болезни различны, сыночек мой дорогой: иные бессмысленно восприняли этот навык от своих родителей, иные – пытаются таким образом восполнить невозможность повлиять на исход дела, иные – пытаются прикрыть таким образом свою лень, подменив необходимые действия бессмысленными переживаниями, иные верят в то, что переживания – лучший и простейший способ повлиять на Божий Промысел, иные – вовсе не знают о существовании Бога, но не хотят оказаться беспомощными перед лицом безжалостных обстоятельств, иные просто боятся из-за поразившего их малодушия, иные следуют моде, подменяя дела милосердия переживаниями.
Но важно понимать, в чём состоит её корень. Отцы говорили, что малодушная боязливость, страх и смущение – оружие дьявола. Мы уже рождаемся поражёнными этим оружием. Но насколько же глупо проталкивать оружие врага вглубь своего сердца в надежде на то, что это поможет нам в достижении какого-либо результата. Поверь, сыночек, на пороге вечности человек не будет сокрушаться о не достигнутом результате, но будет горько плакать об утраченном мужестве, ибо это мужество необходимо в час перехода из этой жизни в вечность.
Запомни, сыночек мой дорогой, Бог - есть любовь, любовь постоянно действующая, любовь никогда не засыпающая. Любовь неизменная – не такая как у нас, смешанная, в которой пристрастие граничит с ненавистью и злобой, - а чистая, беспримесная. На неё невозможно повлиять. Её невозможно умолить. Это означает, что вопрос не в Боге, всё дело в нас. Бог – есть любовь, но и любовь часто говорит: «Нет». И нужно так воспитывать свой ум, свои мысли и свои чувства, чтобы не бояться слышать по временам это самое «Нет», осознавая, что этот отказ является результатом любви, а не следствием случайного стечения обстоятельств.
Знавал я многих, которые сперва сильно сокрушались о том, что какое-то их предприятие не удалось, но потом, по прошествии нескольких лет благодарили Бога и произносили удивительные слова: «Если бы тогда я получил то, к чему стремился, это погубило меня.»
Тебе будут рассказывать бред про то, что открытый квантовой физикой эффект наблюдателя следует экстраполировать на все процессы в жизни человека. Будто бы твои переживания могут на что-то повлиять. Сейчас модно бредить наяву. Не принимай эти утверждения за чистую монету, безучастно проходи мимо.
А почувствуешь, что исход какого-либо дела может серьёзно повлиять на твою жизнь, но оно находится не в твоей власти, помолись Богу и вверь исход дела в Его святые и милостивые руки. И продолжай спокойно жить и делать другие дела. Главное, честно и со старанием сделай то, что зависит от тебя, а Бог всегда сделает то, что зависит от Него. И если результат принесёт тебе пользу, то ты его получишь. А если не получишь, то хорошенько обдумай, почему получение этого результата могло навредить тебе.
В это сложно поверить, но сложно поверить, потому что страх, отвергающий Промысел Божий, стал как бы нашей второй натурой.
А ты всегда помни пример апостола Петра. Пока он, не отводя глаз в сторону, смотрел на Христа, шёл по водам, - и ни ветер, ни волны нисколько не могли навредить ему. Но как только впустил страх в своё сердце и дал цену высоте волн и силе ветра, тут же начал утопать.
Так и ты, сыночек мой дорогой, идущий навстречу Христу – ибо все мы, как верующие, так и не верующие, хотим мы того или нет, шествуем к этой встрече, - никогда не выпускай Его из своего ума, всегда смотри на Него с верой и твёрдой надеждой, и пройдёшь это волнующееся житейское море, как посуху.


Рецензии