Памятный поход на Каспий...

Рассказ из походных заметок дикого туриста с позывным Ношпа, в миру – Андрей Краснюк.

Как-то летом группой ашхабадцев из восьми человек поехали на наше Каспийское море. Машина Семёна с Кара-Калы, ГАЗ-66, имевшая КУНГ, по сути, простую будку с инструментальным ящиком, служившим так же единственным койко-местом. В общем, ехали вповалку и весело. Со смехом, песнями и байками, принимавшими юмористический окрас, доехали до Авазы. Национальная туристическая зона «Аваза;» в те годы только начинала принимать очертания курорта, сплошь стройки и стройки, потому решили встать дикарями где-нибудь подальше по берегу.

Отъехали километров десять на север, остановились на постой возле древнего полуразрушенного маяка и остатков построек, похоже, заброшенных ещё с царских времен. Попадались артефакты с символикой двуглавого орла. Там же нашли старые доски, приволокли на стоянку, соорудили из них и полиэтиленовой плёнки какой-никакой навес. Разбили палаточный лагерь. Потому что спать в автобудке, насквозь пропекаемой беспощадным каракумским солнцем, надлежало только привлечённым служебными обязанностями людям.

Наслаждаясь первородными видами, ласковым морем, мягким берегом и белым солнцем пустыни, оторванные от всего техногенного мира, прожили так с неделю. Осматривали окрестности, купались на мелководье, загорали тылами и фасадами, в трусах и без оных, дурачились от скуки – отдых лучше не придумаешь…

Через неделю пятеро засобирались и уехали, осталось трое самых стойких. Не многие, знаете ли, могут осилить неделю полного безделья, из восьми человек неимоверно выносливыми оказались всего трое. Плюс Семён, отвёзший до Авазы сдавшихся, и вернувшийся к героически выносливым друзьям.

Решив усилить нагрузку и далее пробовать свою стойкость, рванули смотреть Бекдаш, некогда процветавший городок на берегу Каспийского моря с портом и «химической кладовой». Дорогой проехали пролив между Каспием и Карабогазом, из других видов голая степь, долгая степь и бескрайняя степь. Романтика…

Приехали в Бекдаш, встали на берегу. Надо что-то готовить на ужин, а уже вечер и с дровами проблема. Чуть далее по берегу отдыхала какая-то компания, посмотрели они на нас и спрашивают: ребята, что да как – есть ли, мол, проблемы? Проблема одна – мозгов бы где поднабраться?! Лишних мозгов у той компании тоже не оказалось, но подсказали, где можно взять дрова.

Сварили себе кашу на ужин, попили чай и завалились спать. Спим уже, и тут кто-то тарабанит в КУНГ. Открываем дверь – погранцы. Предъявите, дескать, документы. Ушей, лап и хвоста, как у Матроскина, у нас не оказалось, предъявили паспорта. Тем бы винца креплёного да рёбрышек копчёных хотелось, и им бумагу тычут в руки. Посмотрели погранцы наши бумаги, отдали их обратно, обиженно развернулись и ушли. Вот и отдыхайте тут без нас, мол, как хотите…

Позавтракав, Семён предложил осмотреть город, и на его ГАЗоне мы покатились по улицам. Не было там ни знаков, ни разметки дорожной – езжай как хочешь и куда хочешь. И вдруг на неизвестном перекрёстке из какой-то подворотни вылетают дикие Жигули и на малом юзе влетают нам под бампер. Передок Жигулька сразу в дребезги, хозяин зашёлся истошным криком.

Нам ори не ори, а вызываем инспектора. Инспектор прибыл нехотя, и был он, похоже, что один на весь городок. Сунул в рот обоим алкотестер, походил-посмотрел, посчитал что-то шагами, промерил глазомером, и за отсутствием логарифмической линейки укатил по другим делам. Разбирайтесь, мол, сами, как вам заблагорассудится...

Ну, решили так, что Семен даст хозяину какие-то запчасти, а в остальном сам виноват – не надо бездумно гонять и не глядя выскакивать на перекрёстки. А машин в Бекдаше раз-два и обчёлся, улицы пустые, местное население привыкло ездить по наитию.

На следующий день отправились обратно. Дорога так же вилась по перемычке Кара-Богаз-Гол. С левой стороны иногда виднелся сам городок Карабогаз. Семён предложил заехать посмотреть, а что было толку от нашего отказа? Не доезжая города, встали по нужде. Оправились на свою колесницу, оглянулись – лепота... Море лазурное, берег вроде бы и песчаный, но покрытие оказалось кристаллами соли. Шагнули – держат. Разделись, пошли в воду искупаться. Вода очень теплая, зашли уже по пояс, хотели вплавь, а тут и грести не надо. Вода держит хоть лёжа, хоть сидя, хоть хочешь как хочешь. Плаваешь, будто на матрасе лежишь, только осторожно руками маши. Брызнешь в глаза – щиплет ужасно.

Проплавали так час, если не больше. Вышли из воды и пока шли до машины – закостенели, как панцирем обросли, и тела стали белыми от соли. Хорошо, что была пресная вода. Сполоснулись от соли – в теле лёгкость, взлететь бы запросто, но за облаками нас пока не ждали.

В заливе Бекдаш добывают поваренную соль, много тут солончаков, между которыми проложена узкоколейка. На солончаке работает комбайн-грызун, соль грузят в вагоны и везут на базу в город. Там уже самосвалами развозят на переработку и расфасовку.

Вот таким памятным оказался наш дикий тур-бросок из Ашхабада на Каспий…

На фото дикий турист Ношпа


Рецензии