Апофеоз война и антропология

  В переводе с древне-греческого  «апофеоз» - это  прославление, возвеличивание лица, события, явления.   
     Апофеозный жанр – популярная манера подачи материала в исторической  литературе и в публицистике, в творениях художников и скульпторов. Особенно в публичном  апофеозе  преуспевают такие современные профессионалы-коммуникаторы как  пиармены.   
     К апофеозному жанру можно отнести статью кандидата биологических наук, профессора философии, академика А. Е Строева (университет г. Тампере, Финляндия.) «Война – ключевой феномен антропологии», которая представлена в журнале «Репутациология  №3-4  за  2022 год.               
                *****
      Почему эта статья привлекает  внимание?
      Прежде всего,  выбором автором статьи  актуальной проблемы.                В наше время изучение феномена «война»  является  злободневной научной проблемой, успешное гуманитарное решение которой может определить позитивные перспективы жизнедеятельности  мирового человечества.
      «Менталитетное удовольствие» при чтении статьи вызывают эрудиция автора и его логическая процедура   системного исследования рассматриваемой  проблемы.                Вызывает уважение работоспособность автора по использованию большего количества разнообразных литературных источников.               
     В целом отметим, что в статье «Война – ключевой феномен антропологии» представлены содержательный эмпирический материал и интересные теоретические размышления, а ее автор позиционирует как мастер научной публицистики.               
   
       Однако, завышенная позитивная тональность ряда принципиальных умозаключений автора  статьи о войне, как ключевом феномене антропологии,  обуславливает необходимость высказать  несколько  критических  оценок.
                ******
         Как известно, существует наука о войне – полемология (от греч. polemos -  ссора, распря  и  logos  -  наука, учение).                Основателем науки о войне признан французский доктор права и философии Гастон Бутуль.               
       Следует отметить, что  феномен  «война»  - предмет рассуждений  многих  философов, ученых и писателей.                Например,  интерес  представляют  размышления о  войне   Сунь-Цзы,  Платона,  Макиавелли,  Л.Н Толстого,  Элвина Тоффлера.        Из современных российских информационных источников о войне следует назвать книгу Леонида Млечина  «Третья мировая война. Можно ли ее остановить?»
Фундаментальной монографией о войне является системное исследование американки  Мэри Калдор  «Старые и современные вой ны» (1999 г.)               
      Обратим  внимание на  «выводное утверждение»  М. Калдор:  эпоха старых, классических войн окончена, ушли в прошлое, смени    ли войны постмодерна, представляющие собой «смесь войны, организованной преступности и массовых нарушений прав человека». 
               
    Автор статьи С.А. Строев «Война – ключевой феномен антропологии», судя по тексту,  не  разделяет точку зрения М.  Калдор, что сов ременные войны –  это тяжелейшее преступление и массовое нару  шение прав человека.  Им сделан акцент на позитивное значение  войны в «становлении человека как рода в антропогенезе и чело века разумного как вида». С.А. Строев утверждает: «можно констатировать с объективной точки зрения, что война,  как периодически возникающая форма коллективного поведения, является для человечества нормой и константой». 

                ******
    Таким образом,  по мнению С.А. Строева, война  объективно –  это норма и даже константа жизнедеятельности  человеческого общества.                С.А. Строев доказательно в статье представляет  реальность (объективность) существования  феномена «война»,  но не убе дителен в обосновании достоверности (истинности) того  фак  та, что феномен  «война»  -  это норма и константа  жизнедеятельности человеческого общества.
     Правомерен вопрос к автору  статьи: насколько истинно, а потому научно обоснованно  его утверждение, что война является нормой  и  константой  жизнедеятельности людей,  имманентным  оздоровительным фактором для человеческого об щества, а потому войну следует признать ключевым феноменом такой  научной дисциплины как антропология?      
                ******               
     Известно, что понятие «истина» во многовековой истории философии имеет многообразные авторские толкования и интерпретации.
     В чем совместимы эти толкования и интерпретации  понятия «истина»?                В признании того, что  истина  как  понятие – это философский  инструментарий мышления, а истинное  познание – это логически выстроенное  достоверное   суждение.                               
     Правомерен вопрос:  является ли истинным суждение ав тора, что война – ключевой феномен антропологии?                Тем более автор презентует свое суждение  как  абсолютную  истину.
     О чем свидетельствует многостраничное содержание и заголовок статьи, в котором используется такая связка понятий как «ключевой феномен».               
      По убеждению автора статьи   война  - это ключевой феномен,  без  которого  невозможно  познать  научную  ценность  антро  пологии.               
      Как невозможно войти в квартиру, не имея  ключа  от  ее дверей.
               
                ****** 
         Величайшей заслугой древнегреческого философа Аристотеля, создавшего «понятийную логику»,  следует признать его гносеологическое  обоснование:  для получения «выводных знаний» - необходимо использовать достоверные  понятия.

         Этот гносеологический постулат зачастую не соблюдается, когда речь идет о толковании и интерпретации  феноменов. 
         Нередко, при толковании  и  особенно при интерпретации   феноменов  наблюдается  понятийная некорректность, то есть используемые понятия  не  соответствуют  семантической  сущности и содержанию  феномена.   

        Как писал именитый советский психолог Л.С. Выготский, «мышление всегда движется в  пирамиде  понятий».

        Понятия организуют мышление,  придавая смысловую направленность мыслетворению.      
        Использование научно апробированных   понятий  позволяет  не тратить усилия  на обоснование их семантики и  успешно                использовать  понятия как логический  инструментарий.

        Вот почему при изучении  феноменов  следует жестко  соблюдать основополагающее для научного мышления  гносеологическое положение:
           *прежде всего, познается  семантическая  сущность  феномена.
          сущность феномена «война» определяется понятием «военный конфликт»

            *затем  определяется семантическое содержание  феномена.
           содержание феномена «война»  определяется понятиями «причины войны», «средства войны», «процесс войны», «итоги войны».

        При толковании феномена «война» незыблема его понятийная сущность и  вариативна понятийная импровизация его содержания.

       При соблюдении этой логической  процедуры  возможно достоверное установление понятийной семантики   феномена,  а потому его объективное изучение.

        В таком логическом ключе продолжим  наше размышление о достоверности  признания войны  ключевым феноменом антропологии.
 
                ******
      Обозначим вопрос: правомерно ли утверждать, что война достоверно    – ключевой феномен антропологии, а  потому следует  признать  данное  суждение абсолютной истиной?               
    Чтобы ответить на заданный вопрос, воспользуемся  гносеологическим советом   известного  социального  философа   В. И. Ленина.                В  монографии «Материализм и эмпириокритицизм»  В. И. Ленин утверждал: «человеческое мышление по природе своей способно давать и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин».   
       Исходя из этого суждения В.И. Ленина, выстроим познавательный силлогизм в  виде  «суммы» двух относительных  истин, которые однородны по смыслу и  совместимы с абсолютной истиной своим  смысловым содержанием.               
       Далее.                Еще раз обратим внимание, что абсолютная  истина  - это  «сумма»  слагаемых соотносимых с ней  по смыслу  относи  тельных  истин.
      Далее.                В  порядке   оппонирования  представим  версию в формате двух относительных истин, имеющих смысловое соотнесение с  проблемой, прописанной  в  статье «Война – ключевой феномен антропологии».

                ******
        Первая относительная истина:
                война смертельно опасна для человечества.

    Истинно  ли  это суждение? 
               
    По определению известного немецкого военного аналитика  Клаузевица  «война есть продолжение политики иными,   насильственными  средствами». 
      Подавляющее  большинство   исследователей   войны признают : «война является бесспорно большим  злом».
   
      О чем свидетельствуют реальные факты.               
     Например, людские потери СССР в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. составили свыше 40 % всех людских потерь во Второй мировой войне. Произошло значительное сокращение взрослого трудоспособного населения. За годы Великой отечественной войны СССР потерял 1/3 своего национального богатства.                Огромный ущерб был нанесен промышленным  и сельскохозяйственным                предприятиям.                Например, трагическая ситуация сложилась в деревне: в 1945 г. объем аграрного производства снизился до 60 %, обрабатываемые площади сократились на 1/3.   
     В результате  взрыва  атомных бомб, сброшенных бомбардировщиками  военно-воздушных сил армии США  в Японии сразу погибло более 70 тысяч  человек.                К 1950-му общее число жертв в Японии превысило 200 000 человек.                Долгосрочные последствия бомбардировки до сих пор не оценены. К ним можно отнести рождение больных детей как жертв радиации, рост числа онкологических заболеваний у местных жителей.
     И современная реальность.                В наше время  такие страны, как Сирия, Ирак, Ливия, Афганистан стали военными полигонами  США по  массовому уничтожению населения.                Известно, что по мнению политической элиты США в мире должно существовать не более одного «золотого  миллиарда»  людей. 
               
    Без постоянно провоцируемых США  жестоких войн  данную цель не достичь.
Не случайно,  США  стали первыми в мире  провокаторами  по  использованию  ядерного оружия.               
     В настоящее время США  передают  Украины снаряды с обед ненным  ураном.                Известно, что его случайное проглатывание, вдыхание,  про  никновение через раны  приводит к радиационному поражению людей. Во время взрыва любого из снарядов уран частично или полностью загрязняет окружающую среду.                Наиболее вероятные заболевания, которые может  вызвать обеднённый уран и другие ядовитые вещества,  со держащиеся вместе с ним в снарядах ; онкология,  кожные  болезни,  почечная недостаточность, повреждение печени.                               
      Итак, война неизбежно умертвляет население мира, неотвратимо пагубно  воздействует на состояние здоровья людей.
      Справедливо  утверждение  известного  советского поэта   ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО:               
      «Война  - одно из величайших кощунств над человеком и природой» 
 
                ******

        Вторая относительная истина:                совместная трудовая  деятельность -  приоритетное условие   жизненного  существования людей.
        Со времен древних философов определяющим фактором существования людей признан феномен «общение» -  совместная жизнедеятельность людей.   
                *
        Платон в знаменитом философском труде «Диалоги» признал общение уникальным механизмом взаимодействия людей.                По мнению Платона «человек нуждается в человеке, чтобы стать человеком»
Платон утверждал, что общение – это не только жизненно необходимая сфера совместного существования  людей,  но и школа их совместного познания.
                *
       Известно  утверждение  философа  Аристотеля в «Никомаховой этике»: человек по природе существо общественное, а в политике – человек есть существо политическое.
      По убеждению Аристотеля  в человеке два  начала -  биологическое и общественное.                С момента рождения человек не остается  наедине  с  самим собой: он приближается к мыслям и  чувствам  человечества.      
     Итоговое заключение Аристотеля: жизнь человек без  люд ского общества невозможна.    
               
    Приведенные   умозаключения   философа   Аристотеля стали гносеологической основой  антропологии.
                *
    Вершиной философского творчества поэта, историка и философа- просветителя  Вольтера стала повесть «Кандид» (по -французски - «искренний»).               
    В повести «Кандид» Вольтер художественно образно и глубоко мыслительно  позиционирует  постулат: «Работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду».   
    По мнению Вольтера - это духовное наставление для людей, которое призвано  ориентировать каждого человека взращивать свой «сад».                В этих словах Вольтер выразил смысл своей просветительской концепции: человек должен  осознавать  необходимость посвятить свою жизнь возделыванию своего «сада», и работать на нем  неустанно и бодро, как садовник изо дня в день возделывает свой сад.
     В «Кандиде» настойчиво звучит рефрен: «жизнь человека тяжела, но переносима, нельзя предаваться отчаянию, и одно обязательное условие – на смену созерцанию должна прийти   работа»
                *
       А. Смит – выдающийся шотландский экономист и социолог  в работе «Исследования о природе богатств народов» обосновал фундаментальную  роль труда в экономической жизни  общества. Труд, писал А. Смит, доставляет людям «первоначальный фонд» их жизнедеятельности в виде продуктов, необходимых им для  существования,  для продолжения своей  жизни.
                *
     Конечно,  необходимо  сослаться на  фундаментальное антропологическое  исследование политэконома  Фридриха  Энгель са, результаты которого представлены в его монографии «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Приведем несколько суждений Ф. Энгельса.               
 Основным фактором в превращении обезьяны в человека была трудовая деятельность.                Итог: «Труд создал самого человека».      
     Для перехода от обезьяны к человеку нужны были определенные предпосылки.                В итоге продолжительного исторического процесса развитие руки человека, вызванное трудом, оказало воздействие на весь человеческий организм.                Человеческая речь обязана своим возникновением труду.                В процессе труда у человека сформировалась потребность в людском общении.
     С выделением человека из царства животных, с появлением «готового человека» изготовление и употребление орудий имело по Ф. Энгельсу исключительное значение для  последующего    развития человека.
      Животное способно только пользоваться природой. Человек при помощи орудий заставляет природу служить своим целям.                Совершенствование орудий труда и рост  производительности  труда  -  все это определило историческое  развитие человека и общества.       
    Итак,  человек  благодаря  труду  добивается осмысленного господства  над  природой.                «И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду».
                *
    Резонно обратиться  к  К. Д. Ушинскому –  мировому авторитету в области педагогики и антропологии, который в  фундаментальной  статье  «Труд в его психическом и воспитательном значении» на многочисленных примерах из жизни, литературы, истории показывает, что только общественный труд может  раз вить  и поддерживать в человеке его высшие нравственные  ка чества.               
   Тело, сердце и ум, делает акцент К. Д. Ушинский, требуют труда и общения.  Если у человека не окажется своего труда  и общения, тогда он теряет настоящую дорогу в жизни и перед ним открываются  две глобальные  проблемы:    
   * неутомимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки               
   * добровольного незаметного  личного  самоуничтожения.   
                ******
      Итак,  трудовая деятельность  -  приоритетное условие  социального становления человек и его исторического перехода в статус  личности.
   К этому  добавим  утверждение великого русского ученого Д.И. Менделеева: «Прочно и  плодотворно  только то, что приобретено своим трудом, ему одному  честь и все будущее…, общинное и  артельное начала в будущем могут иметь большое     экономическое значение для развития России». 
 
                ******    
       В итоге «сумма»  двух  выше представленных  относительных  истин  логически  свидетельствует:    
Война, как  массовое  убийство людей и подрыв их здоровья, не может быть ключевым феноменом науки о становлении и прогрессе человечества, какой является антропология.      
               
       Обобщая приведенные при оппонировании с С.А.  Строевым  теоретические аргументы и эмпирические данные, можно утверждать:
             ключевыми  феноменами  антропологии  являются 
                «общение»  и  «труд».

      Данное  «выводное знание» следует признать  абсолютной истиной.
                *
    Эту абсолютную истину обще доступно для понимания подтверждает великолепное  литературное творение Даниэля Дефо –   роман  «Робинзон Крузо».
После прочтения,  даже «по диагонали» этого литературного шедевра,  отпадут какие-либо сомнения в том, что действительно труд и общение – фундаментальные устои жизнедеятельности человека, а потому являются ключевыми феноменами антропологии.
.   
       Даниэль  Дефо несколько раз переписывал роман, придав ему  окончательный философский смысл:  история Робинзона стала аллегорическим изображением человеческой жизни как таковой.   
    Эпическая   убедительность  в  романе  «Робинзон Крузо» жизненно сберегательного значения для людей  труда и общения  стало  настоя щим  открытием  в куль  туре  эпохи  Просвещения.   
      Роман  Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»  был переведен  на множество языков,  более  двадцати раз экранизирован. 
                ******               
    Результаты использования междисциплинарной методологии    при проведении современных антропологических исследований  свидетельствуют о   необходимость приобщения к ключевым феноменам  антропологии  феномена   «идеология».

                ******
     Это  предвидел  наш  выдающейся  отечественный ученый                К. Э. Циолковский.                В  небольшой по печатному листажу монографии «Космическая этика» он  писал: истинной  этикой должна быть признана кос мическая этика, суть которой в том, чтобы в мире  не было никаких людских страданий.      
    Согласно  космической  этики "все живо" и "смерти нет", а  по тому уничтожение человеческой жизни, по сути, невозможно.
     По мнению К.Э. Циолковского фундаментальной теоретико-методологической проблемой "космической философии" является  разработка  «этической  доктрины счастья», суть которой выразил словами:                "Нет ничего важнее, как наше счастье и счастье всего живого в настоящем и в  будущем ”.      
      К. Э. Циолковский был убежден, что бесконечный и  счастливый прогресс человечества возможен при условии выхода  лю  дей в космическое пространство.               
      Космическое  существование человечества  и обретение людьми  разного формата своего  живого и неживого существования детерминирует, как утверждал К.Э.  Циолковский,  безусловное  признание  людьми «этической  доктрины  счастья»
                *******
.     Философская  разработка  «этической доктрины счастья»  может  стать основой  «космической   идеологии» современного  человечества,  что будет способствовать возрастанию духовной роль идеологии, а потому ее жизненная необходимость  для сов  ременного человеческого общества.               
     В этой связи уместно напомнить известное  утверждение советского и  российского   философа Александра Зиновьева:  специфической функцией идеологии является формирование сознания людей и воздействие на их поведение  путем   воз действия на их сознание.   
                ******
     Таким образом, чем осознаннее общение и трудовая деятель  ность людей, тем идеологически мотивированным  их поведение.   
    Земное существование людей является многовековым реальным  подтверждением духовно стимулирующей человековедческой роли идеологии  в их общественной жизни.    
     В качестве  конкретного  фактологического  подтверждения миссионерской роли для людей идеологии можно сослаться  на сопоставление технико-экономических и этно-культурных  достижения за 20 лет правления нашей страной  такими  государственными деятелями  как  И. Сталин и  В. Путин.
    В. Путин, как президент страны,  конституционно  узаконил отказ от государственной идеологии.   
     И. Сталин конституционно  узаконил и всеми мерами  госу  дарственной власти утверждал  в жизни  нашего народа  госу дарственную идеологию.
    Если сравнить  20 лет государственного правления В. Путина и 20 лет первоначального государственного правления И. Сталина, то бесспорно велики  различия технико-экономических, этно-культурных и территориальных достижений названных  государственных правителей.
     Например, И. Сталин  совершил, говоря словами  Нобелевского лауреата В. Шоу, «великий исторический эксперимент», создав первое в мире социалистическое общества.               
     Наша страна при И. Сталине была признана как СССР  мировой великой державой.                Благодаря государственной идеологии, в СССР  утвердился  массовый  патриотизм советских людей и их масштабный трудовой энтузиазм.               
      Идеологический девиз советских людей: «один за всех – все за одного»  духовно способствовал монолитности советского наро да.                Это монументально проявилось в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг., обусловив  победу  СССР  над  фашисткой Германией.               
    Объективно  следует  признать  государственные заслуги В. Путина в спасении  нашего  Отечества от абсолютного капи талистического преобразования  и военных попыток США  разор вать его  территориальную целостность.    
      Однако,  отсутствие государственной идеологии –  этого духовного магнитизма  сплочения россиян –  отрицательно  сказы  вается  на  полноценном  цивилизованном преобразовании  Отечества.               
      Не случайно, по мировому государствоведческому  рейтингу   Россия  -  это  «развивающаяся страна».                Как известно, к таким странам  относится большинство стран Африки.    
    Обратим внимание на такой факт, который существенно  значим  для  современной   антропологии:                при отсутствии государственной  идеологии   феномен  «культ денег»  обретает наибольшие возможности для подрыва  традиционных  нравственных  устоев  общественного образа  жизни, которые  генетически  присущи   государство образующему  народу  нашей страны,   каким  являются   русский   народ. 
    Принимая во внимание, что русский народ – это исторически  номинированный  уникальный  человеческий капитал, то  научно-обоснованное задействование данного капитала  непосредствен но определяет перспективу  глобальных  цивилизованных дости  жений  России.
               
                ******               
     Как итог: теоретически и эмпирически  имеются   достаточные  достоверные основания, чтобы признать  идеологию  ключевым  феноменом  антропологии. 
     Признание идеологии ключевым феноменом антропологии    является  относительной  истиной.                Включение данной представленной относительной истины  в «сумму»  ранее позиционируемых  относительных истин придает логическую достоверность философскому постулату: в современной  антропологии  три  ключевых феномена
                «общение», «труд», «идеология». 

     Данная триада ключевых феноменов антропологии является  гносеологической матрицей научного  познания  жизнедеятельности современных людей.   
     Данное умозаключение следует признать абсолютной истиной.

                ******               
-      Война, как антропологический  феномен, не однозначно толкуемый в публикациях феномен. Потому познавательный  и  исследовательский интерес  представляют разнообразные литературные и научные источники о войне.

       Известны размышления русского философа Владимира Соловьева в ряде статей о войне, в которой он утверждает о полезности войн.

       Известны   размышления  Ф. М.  Достоевского о войне  в   очерке  «Парадоксалист».                Ф.М. Достоевский в названном очерке утверждает: «Долгий мир ожесточает, Война же поднимает дух народа и чувство собственного достоинства. Тем самым война становится мощным воодушевляющим и очистительным явлением, способным сплотить все общество ….»   
 
      Гениальность литературного творчества Ф. М.  Достоевского –   абсолютна истина.
       В этой связи такой примечательный факт: в годы существования компартии в Чили для ступающих в коммунистическую партию было обязательно  ознакомление с одним из произведений Ф.И. Достоевского.               
      Его позитивная оценка  войны, вероятно,  базировалась на изучении исторических материалов о войнах Петра 1 со шведами за «Окно» в Европу  («Северная война»)  и  Великой  отечественной войны с Наполеоном  за сохранение Россией сво его государственного суверенитета.                Действительно, эти и другие войны способствовали   цивилизованному  развитию нашего  Отечества и укреплению  граждан ского единения  россиян.
                ******               
       Однако, нельзя согласиться с утверждением Ф. И. Достоевского , что «долгий мир ожесточает людей». 
       Читая очерк «Парадоксалист»,  не верится, что это суждение принадлежит писателю, который трогательно излагал о не допустимости пролития  « слезинки  на щеке невинного ребенка»
               
      В быту говорят: худой мир лучше любой войны.                Разе это не так?!   
Например, что будет с семьей, в которой не долгий мир?                Жестокие конфликты в семье – это  неотвратимое   омрачение ее морально-психологического климата, что часто приводит к  распаду семьи и к подрыву  здоровья  детей и  родителей.
 
      Ф. М. Достоевский – известный ценитель истин.                В названной статье Ф. М. Достоевский  вступает в  противоречие с самим собой. 
      В своих литературных  творениях  многократно  звучит  его утверждение, что семья – это то начало, на котором зиждется духовная  крепость  общества,  только благодаря «правильным  семействам», в которых любят детей, заботятся об их будущем, стараются вырастить добрых, отзывчивых, готовых прийти на                помощь людей,  растёт и процветает российское государство.

     Без «долгого  мира»  в семье то,  о чем пишет Ф.М. Достоевский о семье,  не  осуществимо.
     Без «долгого мира» в семье не достижимо «андрогинное супружеское долголетие» -  совместное жительство супругов 50 и более лет. Это уникальная многолетняя душевная  и духовная общность родственных людей.
      Без «долгого мира» в любой стране невозможен здоровый образ жизни ее граждан. 

                ******
        В современное время – время ядерного оружия, о котором не знали философ В. Соловьев и писатель Ф.И. Достоевский, но о котором осведомлен ныне здравствующий биолог и философ С.А. Строев, качественно изменился характер войны.                Например, если ядерная война случится, то произойдет неотвратимое  масштабное  уничтожение людей.
   
        Каков будет итог войны, художественно образно представлено в картине известного русского художника-баталиста  Василия  Верещагина «Апофеоз войны».


                Прав  великий философ  Цицерон:
               
                "практика – лучший  учитель".

                ******
      На  34 странице  журнала «Репутациология»  автор статьи «Война – ключевой феномен антропологии»  С.А. Строев дела   ет  итоговое   заключение:                «Жестокие и кровавые, как любые войны, но, скорее всего, настоящие, а не симулятивные,  а, следовательно, несущие в себе по тенциал последующего биологического, социального и  культур ного оздоровления, а в перспективе – и нового технологического подъема».   
      Не вызывает сомнение, что «гонка вооружения» стимулирует технологический подъем, но категорически нельзя  согласиться с  утверждением  С. А. Строева, что любые войны несут в себе  потенциал последующего биологического, социального и культурного оздоровления человечества. 
     Факты  свидетельствуют, что  современные войны для людей  не являются здоровье сберегающими.               
   В Японии ученые, изучая последствия атомных бомбардировок страны в 1945 году,  установили  устойчивый риск  потери здоровья   населением страны  по причине продолжительного по времени –  более 23 миллиона лет - полураспада  в почве  урана.
   Во время вьетнамской войны США бомбили Лаос и Камбоджу  кассетными снарядами.                Как свидетельствую ученые-медики, последствия  кассетных американских бомбардировок "продолжили убивать детей и взрослых" спустя более чем 50 лет после окончания  обстрелов..
   В Сербии в 1999 году обстрелы странами НАТО снарядами с обедненным ураном, спустя 20 лет, привели к тому, что в нас тоящее время в стране  умирает людей больше, чем  от  Covida-19.    
     Приведенные факты свидетельствуют, что современная война стали уничтожением  не только  воинской живой силы (военнослужащих), а  преднамеренным варварским истреблением мирного гражданского населения.   
      Вспомним Хиросиму, Нагасаки,  Белград, Донецк – это мир ные  города с гражданским населением, но именно  они, как и города  Ирака, Ливии, Сирии, стали преднамеренной целью для применения  боевых средств массового поражения людей. 
     Поэтому есть веские и достаточные основания признать, что  современные  войны –  антигуманны, а потому  бесчеловечны.

.                ******               
     При  прочтении  статьи «Война – ключевой феномен антро  пологии»  можно предположить, что ее автор   С.А. Строев допустил «гносеологическую погрешность»,  проявив своего рода  «сейсмостойкость»,  признавая войну  ключевым  феноменом антропологии и давая позитивную  гуманитарную оцен ку войне.                Как говорили философы древнего Рима: «людям свойственно ошибаться».                Подобное  произошло  с  автором статьи  «Война –  ключевой феномен антропологии». 
   В этой связи напомним, что в  полемологии – науке о войне  - в отличии от антропологии  война достоверно  является ключе  вым  феноменальным объектом гносеологического познания и не исключено нахождения кого-то позитива в войне.
                ******               
     Практика свидетельствует, что нередко допущенные ошибки  ученых в исследованиях  способствуют выявлению  новых актуальных   проблем.
     Например,  при системном аналитическом изучении феномена «война» выявляется  возрастающий  исследовательский интерес к  феномену  «народная дипломатия»  как  гуманитар ному варианту  преодоления современных военных  конфликтов.                Именно в антропологии феномен «народная дипломатия»  полу чает возможность  научно-достоверно  представить  человековедческий  функционал  «народной дипломатии».   
    В этой связи полезно обратиться к гуманитарной  концепции  первого советского дипломата Б.Н. Чичерина, которая изложена в его книге «О народном представительстве» о которой гладиатор  русской  адвокатуры  А.Ф. Кони сказал:  «Книга  расхватана с жадностью, прочитана с наслаждением».
   При изучении феномена «народная дипломатия» антропологам полезно использовать  разработки  таких научно -приклад ных дисциплин как  политология,  государствоведческий марке тинг,  «связь с общественностью»,  имиджелогия
               
     РЕЗЮМЕ.               
      Настоятельная многостраничная презентация С.А. Строевым в    журнале «Репутациология» феномена «война» как ключевого фактора антропологии, хотел бы или не хотел бы этого автор статьи, привело к переводу количества его суждений и аргументаций в итоговое качество:               
    возвеличивание позитивного значения войны для  мирового человечества.

     В этой связи уместно напомнить мудрое утверждение лауреата двух Нобелевских премий выдающегося американского  уче ного Лайнуса Карла Полинга:
  «Единственной разумной политикой для всего мира  является отмена войны».

   


Рецензии