Возрождение и рождение свыше

Возрождение и рождение свыше

Многие верующие (в основном из разных неопротестантских деноминаций) не видят разницы между "возрождением" и "рождением свыше". При этом выражение "родиться  свыше" они часто заменяют фразой "родиться вновь". А ведь это совершенно разные понятия. Не случайно Никодим переспросил Христа: "как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?" (Ин 3:4). Никодим про это "свыше" как бы и не услышал. Он услышал про "должно родиться". Отсюда и такое восприятие, которое сразу пришло ему на ум, что надо еще раз родиться через утробу матери еще раз по плоти. Философская школа раввинских теологов ничего про "рождение свыше" не знала и потому не учила. Учителя Израиля проповедовали о спасении, но в их модели того спасения никакого "рождения свыше" не нужно было. Для них это было как пятое колесо до телеги. Они прекрасно обходились без этой "лишней детали", без "ненужного" богословского тезиса. Т.е., в своем разуме они нарисовали себе такую модель спасения, которая не соответствовала Богом утвержденной модели. Они верили и учили ложной форме спасения. При этом они изучали Писания и были убеждены, что правильно его понимают и несут людям свет "слова Божия". И надо понимать, что раввинистическая форма иудаизма была пропитана многими материалистическими концепциями. Евреи не мыслили спасения без воскресения земных тел, и ожидали, что праведники наследуют при воскресении именно эту Землю, на которой жили. Но только в состоянии, которое имела планета Земля до грехопадения. А до того воскресения праведники впадают в бессознательную спячку. А грешники просто умирают навсегда, и не будет им ни воскресения, ни суда, ни наказания. И, естественно, как и во всякой материалистической системе, никаких мучений грешников в аду теология раввинистического иудаизма не усматривала. Потому что материалисты не верят в сознательное бытие души вне земного тела. Именно такими предрассудками был наполнен Никодим. И Христос отвечая ему учитывал его заблуждения.
"Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух." (Ин 3:5-6).

Материя может порождать только материю. Царство же Небесное имеет духовную природу. Кровь и плоть, как вещества принадлежащие материальному миру, не могут войти в Небо. Природно не могут. Это не вопрос нравственной чистоты, а вопрос именно природы. Адам и Ева, получив земные тела, даже до грехопадения своего не были помещены на Небеса. Но их Бог поместил жить на Земле. Потому что земные тела созданы для обитания земного. Как невозможно в духовный разум затащить материальный кирпич, так невозможно земное тело (кровь и плоть) ввести в духовное Царство Небесное. Кирпичом можно лишь голову проломить и пролить мозги, но в разум кирпич не протащишь. Потому что у материи и духа разные природы. Вот так и в духовную сферу Царства Небесного можно войти только в духовном теле.
Христос в диалоге с Никодимом о спасении говорит, во-первых, не о спасении для жизни на Земле, а возвещает о Царстве Небесном. И во-вторых, Он говорит о сознательном бытие без крови и плоти. Для материалиста Никодима это был вынос мозга. Это выглядело как бред, как ересь, как противоречие Писанию. Хотя на самом деле то противоречило не Писанию, а ложному пониманию Писания Никодимом. Люди часто так реагируют, когда слышат от других то, что не вписывается в их понимание Библии. Чаще всего люди уверены,  что это не они что-то неправильно понимают в Библии, а их оппоненты. И тут уже у кого шире надуваются щеки, тот и прав.)) Шучу, конечно.

Так вот, в диалоге с Никодимом Христос пытается указать тому на теологические ошибки в богословской системе учителей Израилевых, которую им следовало пересмотреть. Им должно было увидеть разумом, что спасение вводит в Царство Небесное, что земля обетованная - это не эта планета Земля, и что в Небо войти в земном теле невозможно, кровь и плоть не предназначены для обитания на небесах. А это означает, что для такого понимания модели спасения необходимо иметь небесную природу, существующую независимо от земного тела.  И эта небесная природа - есть рожденная свыше. В этом смысле Христос говорит, что "должно вам родиться свыше", что должно так мыслить, так видеть суть спасения человечества. Оно звучит как бы в будущем времени, будто Никодим не имел той духовной природы и ему еще надлежало родиться свыше. Но это ошибочное восприятие. Духовную природу, рожденную свыше, имеют все люди от земного зачатия еще в утробе матери. Земную природу мы получаем от земных родителей, при зачатии от семени. А духовную природу, вместе с душой, мы получаем от Бога. И эта духовная природа с душой может существовать и без земного тела. В последний день, в день физической смерти душа в духовном теле покидает земное тело. Земное тело отходит в прах, а душа воскресает в духовный мир в рожденном свыше небесном теле. И именно в духовном теле богач сошел в ад, а Лазарь приложился ко всем праведникам, достигших совершенства во Христе.
Никодиму предстояло увидеть то, что увидел Елисей. Когда Илия должен был вознестись на небо, то он вопросил у духовного сына своего и ученика Елисея: "Проси, чего хочешь, прежде я буду взят от земли". И Елисей пожелал, чтобы Дух, Который был на Илии, почил на нем вдвойне. На что пророк ответил: "Трудного просишь...", - а потом, как бы вопросив у Бога, что ответить Елисею, добавил: "Что же, если увидишь, КАК я буду отнят от Земли, то будет тебе то, чего просишь. А если не увидишь, то не будет..." Ничего трудного в том, чтобы увидеть физическими глазами Илию, возносящегося в вихре огненной колесницы, не было. Да, необычное явление. Не каждый день такое увидишь. Но ничего трудного в том не было. Трудно было увидеть разумом, постичь, как такое возможно, чтобы земное тело Илии могло войти в духовное небо? Это требовало отказаться от ложных стереотипов....

А тут Христос вдруг произносит Никодиму: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах." (Ин 3:13).
И снова вынос мозга. Причем, не только для иудеев, но и для многих христиан. Ведь в Библии написано, что минимум двое, Енох и Илия, взошли на небо еще до прихода Христа! Иисус будто противоречит написанному. Но на самом деле это не противоречие, а дополняющее уточнение того, КАКИМ ОБРАЗОМ ПРАВЕДНИКИ ВОЗНОСИЛИСЬ НА НЕБЕСА - в рожденной свыше небесной природе, во Христе! На Небо может взойти лишь то, что сошло с Небес. Ибо никто не восходил на небо, кроме сшедшего с небес. Таким образом Христос приоткрывает тайну, что души человеческие сошли с небес, рождены свыше. Душа не материальна, а духовна. Земные тела нам даны как временная одежда, как спецовка, как солдатское хэбэ. А на Дембель Домой мы отправляемся в парадке - в Ангельском одеянии, во Христе.

А куда же делись смертные земные тела Еноха и Илии? Туда же, куда денутся смертные земные тела последнего поколения людей, которое доживет до кончины этого века. Не увидев смерти, они изменятся во мгновение ока, так что тленные земные тела будут поглощены нетленными духовными, которые находятся внутри нас. Вот Енох и Илия просто раньше других прошли через тот опыт. Но не в земных телах они вошли на Небо, а в небесных, в рожденных свыше.

А что же такое "возрождение"?

В возрождении душа оставляет жизнь по плоти и начинает жить по духу. В тот момент, когда душа услышит глас Божий, который поманит ее к Себе, и она отзовется на Его зов, она возрождается. Не рождается, а именно возрождается. Нетленная душа рождается задолго до того, как Бог призовет ее жить по духу. Нетленная и бесполая душа получает еще в утробе матери себе земное тленное тело, для временного в нем сосуществования. Кому-то достается женское тело, кому-то  мужское. Кому-то здоровое и красивое, а кому-то не очень красивое и болезненное, а кому и уродливое, или с физическими увечьями. Душа не выбирает себе тело, земных родителей, страну проживания, национальность, расу. То все Бог решает. Как и само рождение не от воли души зависит, а то Божий дар. А физические недостатки кому дано нести на себе - так то Божий Промысел. И то все не навсегда, а временно. Также во плоти душа получает  и наследственное проклятие греха.
По мере вхождения в мир, душа начинает себя само идентифицировать с тем телом, которое ей дано. Если это мужское тело, то она считает себя мужчиной, если женское, то женщиной. Глядя в зеркало, она думает, что видит там себя. Это плотская еще душа. Она не осознает, что подлинная она внутри, во внутреннем человеке, в котором нет гендерного различия.

Если душа от земного рождения была ограничена в просвещении Духом, то такие души живут помышлениями о земном. Рожденный свыше дух их как бы спит в гробу земной природы. Когда же однажды Господь посетит такие души, гласом свыше пробудит их, они выходят из своих гробов. А потом происходит одно из двух: одни начинают жить по духу, а другие, вкусив благого глагола, снова возвращаются в свои гробы, возлюбив этот мир. Так вот возрождённые это те, кто живет по духу. А так как жить всегда по духу никто не может (кто-то дольше может пребывать в духе, кто-то меньше), то возрождение становится многоразовым актом. Сколько раз кается душа и снова возвращается к жизни по духу, столько раз и возрождается. А рождение свыше - это одноразовый акт, в котором воля человека не участвует. Это исключительно односторонний Божий дар людям.

2023.09.01


Рецензии