Глава 49. Комсомольцы-добровольцы

 Глава 49. Комсомольцы-добровольцы.Прибытие в Кустанай.
               
                Нечеловеческая сила,
                В одной давильне всех калеча,
                Нечеловеческая сила
                Земное cбросила с земли.
                И никого не защитила
                Вдали обещанная встреча,
                И никого не защитила
                Рука, зовущая вдали.
               
                (''Баллада о прокуренном вагоне'' А.Кочетков.)

   
   

   
Состав с комсомольцами-добровольцами шёл на Кустанай где они должны были получить направления на место работы и продолжить путь дальше.
Где-то приблизительно в середине пути их состав проезжал мимо страшной катастрофы: на встречной колее произошла авария — два  поезда сошлись там где сойтись казалось никак не могли. Как это произошло — непонятно. Говорили что это был поезд следовавший в Оренбургскую область с такими же добровольцами. Авария была страшная — говорили о большом числе погибших — ещё больше людей было покалечено.
Так вот почему Анатолий тогда прощался со мной  - предчувствовал? - решила Раиса.
Первой её мыслью было: сорвать стоп кран выпрыгнуть из поезда и бежать туда — спасти ,помочь, в крайнем случае хотя бы проститься.
Тоня сразу поняла намерения сестры и успела перехватить её.
Сказала:
-Лариса не дури! Ты ему уже не поможешь — на всё воля Господа. А как же мама, Танечка?  Если бы не ты, они бы никуда не поехали.
Раиса взгромоздилась на полку обняла колени и замерла, словно застыла. И тут заплакала Танечка, внезапно что-то поняв или почувствовав. Тоня взяла девочку на руки и начала убаюкивать её, как маленькую. Когда девочка задремала Тоня положила её рядом с бабушкой и Таня  обняла ту прижавшись к бабушке, словно ища защиты. Пригревшись, девочка заснула, а Тоня ещё сидела — караулила сестру, чтобы та не сбежала с поезда. Но Раиса вскоре легла на своей полке, отвернулась к стенке, укрываясь простыней с головой и Тоня тоже тогда отправилась на свою полку — её миссия была выполнена.
Переволновавшиеся пассажиры постепенно затихали, устраиваясь на своих полках поудобнее, и в вагоне наступила полная тишина.
Антонида лежала и думала об Анатолии — ей было жаль его, как и других пассажиров поезда.
-Если он погиб то — Царство ему небесное! - прошептала она. - А если он жив и ранен, то,  Господи, помоги ему выздороветь!
Тоня не верила в Бога, но постоянный пример матери, которая выросла в очень верующей семье, и поэтому молитва была её самой главным подспорьем в её жизни и Тоня вспомнила как Любовь Дмитриевна обращалась к Господу в такие моменты жизни когда никто помочь им был не в состоянии.
После этих мыслей девушка спокойно уснула, словно действительно до конца выполнила свою миссию.
 А поезд всё шёл и шёл вперёд — ему было не до людских переживаний.  В конце вторых суток состав прибыл на станцию Кустанай.
Погода была ветреная, хмурая, не ласковая, и настроение людей было созвучно ей — сомнения одолевали всех уж больно неласково встречал их целинный край.
В вагоне появились люди в гражданской одежде, назвавшись сопровождающими и отдали приказ выгружаться из вагона на платформу без паники и суеты. Паники не было, а вот без суеты не получилось.  Выгрузились сгрудились в стайку и сопровождающие отдали приказ направляться в здание вокзала. Так и шли группкой словно бояться потеряться в незнакомом месте.
Матерей с детьми разместили в детской комнате, а остальные пассажиры  устроились в зале ожидания.
Потом сопровождающие объявили фамилии тех кто должен спуститься вниз  на площадь перед вокзалом, где их ждут автобусы, которые довезут их к зданию Обкома комсомола, где они получат направление на будущее место работы и жительства. Раиса и Тоня попали в этот список и вместе со всеми, спустились вниз, сели в автобус и поехали в центр города, рассматривая из окна незнакомое место, показавшееся им невзрачным при пасмурной погоде, но они не беспокоились — всё равно здесь им не жить — скорее всего отправят куда-нибудь на кулички, где даже это место будет казаться весьма и весьма привлекательным.
После посещения Обкома Комсомола сёстры расстались: Тоня получила назначение в одну из школ Кустаная на должность старшей пионервожатой, а Раиса с семьёй должна была ехать в самый отдалённый район — Узункульский во вновь создаваемый совхоз Кирова. Кто-то знающий сказал что этот совхоз от Кустаная приблизительно в двухстах километрах — действительно: у чёрта на куличках. Но тут уж не поспоришь — спрашивать их никто не собирался — поедешь куда скажут.
Матери Раиса не сказала о том, что их отправляют так далеко, чтобы заранее не пугать.
Дело приближалось к обеду, а люди ещё и не завтракали. Сопровождающие предупредили, что они могут спуститься в буфет и приобрести за свои средства чай и выпечку. Однако не у всех были на это средство: большинство прибывших были из колхозов, а там, как известно, денег не платили.
Те, у кого ещё оставались какие-то продукты от дороги — ели то, что осталось и запивали водой из под крана. Кое кто роптал, что встречает их целина не слишком  любезно: могли хотя бы детей покормить!
У Любови Дмитриевны осталось от дороги несколько коржей — она разломила каждый на четыре части и попросила Таню угостить ребятишек у которых нечего кушать. Таня с готовностью взяла угощение и пошла обходить всех детей. Увидев подходящую девочку или мальчика она протягивала кусок коржа и говорила: - „Бери. Ешь.“
На неё смотрели удивлённые детские глаза, но руки сами собой протягивались за угощением. Только один мальчик не взял её угощение: он уже протянул руку но тут женщина рядом толкнула его в бок и сказала недовольно:
-Толик, сколько раз говорить тебе что у чужих людей брать ничего нельзя?!
И Толик оттолкнул протянутое угощение.
Вихрастый веснушчатый мальчик показался Тане хулиганом и она тут же отвернулась от него без сожаления.
Неподалёку стояла девочка похожая на хулиганистого мальчишку — тоже вихрастая, со светлыми почти бесцветными глазами но без веснушек. Таня протянула ей угощение и девочка взяла его.
-Валя, что нужно сказать? - поинтересовалась женщина рядом с ней.
-Спасибо! - сказала Валя, Таня ответила ей так, как говорила бабушка: - „На здоровье.“ И пошла дальше раздавать угощение другим детям. В конце у неё остался один последний кусок, Таня взяла его себе и направилась к бабушке. Её остановил сердитый взгляд Толика, который был явно недоволен тем что ему не досталось угощение. Таня хотела отдать ему свой кусок но мальчик исподтишка показал ей кулак и Таня пробежала мимо него, испугавшись показанного кулака. К тому же коржик уже был надкушен — это её коржик а не этого противного мальчишки — он сам отказался от него.
Бабушка поинтересовалась:
-Ну что — всех угостила внученька?
-Один остался! - ответила девочка виновато показывая надкушенный кусок.
Кушай,-кушай! - ответила бабушка. - Не стесняйся — заработала.
Таня не стала рассказывать о мальчике, который пригрозил ей кулаком за то, что ему не досталось угощение, ведь получалось, что сейчас она ела его кусок.
А в это время в зале ожидания тоже происходили некоторые события. После возвращения последней партии из Обкома люди начали кучковаться по месту назначения. В совхоз Кирова собралось более тридцати человек и все начали знакомиться и говорить свою специальность.
Из тридцати человек было много совсем молодых людей — и девушек и парней — в основном это были водители, трактористы, доярки скотники и другие обслуживающие специальности. Были и много старше, но это в основном те, кто ехали следом за детьми. Были и люди от двадцати пяти до тридцати пяти и чуть старше — так называемые специалисты. Но они как-то сразу ушли в сторонку, о чём-то негромко переговариваясь и у молодёжи это отделение вызвало негативное отношение — она посчитала что старики кичатся тем что имеют в отличие от них образование, а значит стоят на ступеньку выше. Рая отделяться не стала — округ неё собралась промежуточная прослойка между простыми работягами и специалистами и они тоже нашли общие проблемы для обсуждения: кое-кому не нравилось отношение местных встречающих их  товарищей: до сих пор народ не покормили хотя среди приехавших были не только взрослыеб но и дети. Одна из активисток даже начала подбивать остальныхб чтобы пойти к сопровождающим и предъявить им претензии но Раиса сказала:
-Давайте подождём немного с претензиями — я думаю что скоро всё проясниться.
И действительно: вскоре к разрозненным группкам начали подходить сопровождающие и стали уточнять и записывать в списки фамилии каждого приехавшего его специальность и с кем он приехал, и активистка успокоилась в полной уверенности, что Раиса была права: нужно дать время людям, а она вечно куда-то торопиться.
После составления списков к Раисе подошёл очень молодой человек с явным желанием поговорить. Молодой человек был весьма привлекателен: тёмно-карие большие глаза, почти чёрные волосы, открытое бледное лицо, хороший рост, да и фигура неплохая.
Начал твёрдым уверенным голосом:
-Здравствуй! Я знаю что тебя зовут Раисой А Я Лёнька Черненко з Полтавщины — Это на Украине. Давно хотел познакомиться с тобой — ещё там — в вагоне. Ты мне сразу понравилась, но вокруг тебя вечно полно народа — не подступиться. Наконец выбрал время когда ты одна.
Парень выглядел весьма самоуверенно, видимо полагая что ему нельзя отказать, и это Рае сразу не понравилось.
-Мальчик сколько тебе лет? - спросила она.
--Двадцать! - с вызовом ответил Лёнька.
-А мне тридцать — ответила Рая. - Чувствуешь разницу?
-Ну и что такого? - удивился парень. - Мой отец старше матери на 18 лет и ничего — живут душа в душу.
- Заметь: это отец старше, а не мать — отреагировала Раиса.
-Какая разница? - не понял Лёшка. - Если двое любят друг друга — возраст не имеет значения.
-Ну, это если любят, а если нет? - спросила Рая.
-Но я тебя уже почти люблю! - вспыхнул парень. - Разве этого недостаточно?
-Почти? Если бы да кабы? - засмеялась Рая. -Этого мало:почти — это в сущности ничего.
Ты уж прости Лёнька Черненко, но с детьми дел я предпочитаю не иметь- не серьёзно это.
-Да нет — серьёзно! - запротестовал тот. Даже очень серьёзно: я в таком деле шутить не люблю. Черненки так не умеют: если что делают — то сразу и на всю жизнь.
-Я тоже, Черненко,серьёзно: ты уж подыщи себе девушку близкую по возрасту — посмотри сколько их здесь — на любой вкус. А меня пожалуйста оставь в покое.
-Не понял: ты выпендриваешься, или цену себе набиваешь? - пошёл в атаку парень.
-Ни в коем разе/ — спокойно ответила Раиса. - Не хочу людей смешить/ чтобы говорили что я с сыном связалась. Зачем мне это?  Вышла я уже из того возраста, когда людей смешила просто так — от нечего делать.
-Подумаешь, какая фря! -начал злиться Лёнька. - Я к ней всей душой, а она ко мне всем задом.
-А вот оскорблять не надо — ответила Рая. - От этого лучше относиться к тебе я точно не стану. У меня и без тебя голова раскалывается.
Раиса откинулась на спинку стула и прикрыла глаза, делая вид что разговор окончен.
Черненко круто развернулся и, чеканя шаг, пошёл прочь.
Лёшка вернулся на своё место и спросил парня с которым познакомился в вагоне и успел сдружиться:
-Покурим?
У него самого папиросы уже закончились — угощал каждого кто обращался к нему с таким же вопросом.
-Пошли — покурим. - ответил Михаил.
Они попросили соседку присмотреть за их вещами и пошли к выходу из вокзала.
Лёша всё ещё продолжал хмуриться, не в силах забыть разговор с Раисой, и Михаил понял:
-Что — не получилось? - он знал что новый друг пошёл на разговор с понравившейся ему женщиной.
-Да ну её — эту Раису! - в сердцах ответил Черненко. - Як ней всей душой, а она, как говорится, всей задницей.
-Почему? - не понял Михаил.
-Потому, что я её на 10 лет моложе. Словно это в любви имеет значение?
-Была у меня одна такая! - отреагировал Михаил. -Ничего особенного, а всё мнила себя принцессу на горошине. Не успел и слова сказать — таким взглядом одарила, словно я ничтожество. Решил: сделаю всё, но своего добьюсь! Добился, а потом сказал: - „Прости, дорогуша, — ты мне не подходишь: я парень видный а у тебя ни кожи — ни рожи“. Развернулся и ушёл. После этого она уже никому не отказывала.
Вот и я так сделаю — согласился Лёшка — Добьюсь своего а потом скажу:-“Извини — ты для меня старовата’’. Посмотрим как она потом запоёт?
-Ну и правильно! - согласился Михаил. - Так этих баб и нужно учить.- А то взяли моду:сами из себя ничего не представляют, а мнят себя этакой королевой Марго.
Лёшка не был настолько зол на Раису, как хотел казаться — просто решил поддержать нового друга.



                Продолжение следует:


Рецензии
Томочка, очень интересно про комсомольцев-добровольцев, про твоих героинь. Поражаюсь твоей памяти, так помнить прошлые времена и рассказы героев того времени. Неприятные парни, которые унижают девушек или хотят унизить.
Надеюсь, Раиса не поддастся.
Спасибо за грандиозную работу.
С добрым теплом,


Лариса Малмыгина   03.09.2023 18:07     Заявить о нарушении
Сасибо Ларочка на добром слове.
То что было в детстве и юности я как и положено
человеку в возрасте помню лучше чем вчерашний день.
С Лёнькой Черненко ещё будет немало эпизодов но
он так и уедет домой на Украину несолоно хлебавши...
С низким поклоном благодарности за поддержку -
не все мою работу, как оказалось, одобряют, особенно
повествование связанное со Сталиным - видно заядлые
сталинисты. Но что поделаешь - не заслужил он в нашей
семье, чтобы относиться к нему с пиететом.
Со взаимностью и теплом души -

Тамара Злобина   04.09.2023 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.