Алгоритм революцыи гл 7-1 О характере русской

Гл 7 часть 1
Выписка из книги
Сергей Георгиевич Кара-Мурза
"Ленин. Алгоритм революции и образ будущего".


Глава 7. О характере русской революции

В момент написания «Развития капитализма в России» и даже в первый период после революции 1905-1907 гг. Ленин следовал тезису о неизбежности прохождения России через господство капитализма. Отсюда вытекало, что и назревающая русская революция, смысл которой виделся в расчистке площадки для прогрессивной формации, должна быть революцией буржуазной. Ленин открыто отошел от этого тезиса после февраля 1917 г., в Апрельских тезисах. С этого момента его главные фундаментальные стратегические установки шли вразрез с «всеобщими законами» исторического материализма.3
[ 3 Официальное советское обществоведение не поднялось до того, чтобы это объяснить. Т. Шанин писал: «Плодотворная противоречивость творческого ума Ленина попросту отрицается».]

В статье «Аграрный вопрос и силы революции» (1907) Ленин еще писал: «Все с.-д. убеждены в том, что наша революция по содержанию происходящего общественно-экономического переворота буржуазная. Это значит, что переворот происходит на почве капиталистических отношений производства и что результатом переворота неизбежно станет дальнейшее развитие именно этих отношений производства» [36].4
[ 4 Троцкий о революции 1905 г. сказал: «Наша революция убила нашу “самобытность”. Она показала, что история не создала для нас исключительных законов».]


В предисловии ко второму изданию «Развития капитализма в России» (1908 г.) Ленин дает две альтернативы русской революции, обе буржуазной: «На данной экономической основе русской революции объективно возможны две основные линии ее развития и исхода:

Либо старое помещичье хозяйство… сохраняется, превращаясь медленно в чисто капиталистическое, “юнкерское” хозяйство… Весь аграрный строй государства становится капиталистическим, надолго сохраняя черты крепостнические… Либо старое помещичье хозяйство ломает революция… Весь аграрный строй становится капиталистическим, ибо разложение крестьянства идет тем быстрее, чем полнее уничтожены следы крепостничества» [14, с. 15].

Таким образом, Ленин исходил из того постулата, который мы находим уже в предисловии к «Капиталу» Маркса — капиталистический способ производства должен охватить все пространство («весь аграрный строй государства становится капиталистическим»). То есть вся сельская Россия, в принципе, станет капиталистической, и к этому направлена русская революция. Народники еще 30 лет назад старались показать, что это невозможно именно в принципе, а не из-за умственной косности крестьянства. Для людей, воспитанных под влиянием евроцентризма, объяснения народников с их акцентом на «самобытность» России были неубедительны. Сегодня, на основании большого массива исследований «третьего мира», вовлеченного в мировую систему капитализма, мы видим, что капитализм по сути своей есть система-кентавр.

Возникновение капиталистического уклада с высоким уровнем производства неминуемо сопровождается усилением окружающей его «оболочки» из массы хозяйств, ведущих натуральное или полунатуральное хозяйство. Россия в начале XX в. могла обеспечить средствами для интенсивного хозяйства лишь кучку капиталистических хозяйств помещиков (на производство 20% товарного хлеба), но не более. Остальное — горбом крестьян. В 1910 г. в России в работе было 8 млн деревянных сох, более 3 млн деревянных плугов и 5,5 млн железных плугов. Сравнивать эффективность разных элементов одной системы нельзя — соха дополняла плуг, а не воевала с ним. Можно даже предположить, что к концу XIX в. те формы феодальной эксплуатации (отработки), которым посвящена значительная часть книги Ленина, были уже не столько пережитками крепостничества, сколько продуктом симбиоза с капитализмом.

Сам Маркс писал, что в зависимых от капитализма обществах капитал регрессирует так, что «имеет место эксплуатация со стороны капитала без капиталистического способа производства». Почему это важное утверждение Маркса, которое многое объясняло, игнорировали российские марксисты?

В целом весь исходный тезис о том, что буржуазная революция в России привела бы к превращению всех крестьянских хозяйств в фермерские, был принципиально ошибочен.

В.В. Крылов пишет: «Исторический тип традиционных укладов, с самого начала противостоявших капитализму в его периферийных обществах, существеннейшим образом отличается от тех традиционных укладов, которые противостояли ему когда-то в Европе. Подгонять все имеющие место в развивающихся странах традиционные отношения под “феодальную мерку”, как это до сих пор делают некоторые западные и советские исследователи, значит игнорировать не только исторические различия в судьбах африканских и европейских народов в доколониальный период, но и существенное несходство зависимого капиталистического развития бывших колоний и капиталистического саморазвития метрополий» [20, с. 168].

Смысл представления процессов изменений традиционных укладов в метрополии и на периферии в том, что развитие капитализма в аграрной сфере и столкновение его с некапиталистическими укладами на Западе в XVII-XVIII вв. и два века спустя в России — принципиально разные процессы. Поэтому первое главное положение книги Ленина «Развитие капитализма в России», в котором постулируется именно схожесть этих процессов, является ошибочным. Если так, то неверен или необоснован был и прогноз исхода русской революции, которая якобы предопределяла выбор между двумя западными путями разбития — «прусским» или «американским».

Марксисты в то время считали главным противоречием, породившим русскую революцию, сопротивление прогрессивному капитализму со стороны традиционных укладов (под которыми понимались община, крепостничество — в общем, «азиатчина»).

 Для них целью революции было разрушение структур «азиатчины» и создание, в любом варианте, «чисто капиталистического» хозяйства. Социал-демократы были уверены, что трудящиеся заинтересованы в том, чтобы это произошло быстрее, и желательно, чтобы революция пошла по радикальному пути, с превращением крестьян в фермеров и рабочих («американский путь»).

Сегодня мы имеем большой запас знания о взаимодействии капитализма с общиной, полученного на материале множества конкретных ситуаций, структурно схожих. Из этого вытекает вывод, что представление о революции в России начала XX в., исходящее из идеи схожести процесса в России и на Западе, было внутренне противоречивым. «Азиатчина» уже была не только противником, но и продуктом капитализма. Капитализм был возможен в России только в симбиозе с этой «азиатчиной». Любая попытка уничтожить ее посредством буржуазной революции или реформы вела не к капитализму, а к уничтожению капитализма.

В той трактовке русской революции, которая давалась марксистами в начале века, была дилемма: или прусский — или американский путь. Сбылись ли эти предвидения и оправданны ли были пожелания? Нет, предвидения не сбылись. Революция свершилась, а капиталистического хозяйства как господствующего уклада не сложилось ни в одном из ее течений. Тезис о том, что революция была буржуазной, не подтвердился практикой.

Община действительно была «стеснением». Но в то же время и капиталистическая модернизация, подобная той, что предложил Столыпин, была разрушительной и вела к пауперизации большой части крестьянства. Это была историческая ловушка, осознание которой оказывало на крестьян революционизирующее действие — такое противоречие, принимающее характер порочного круга, чревато катастрофой. Они и приводят к революциям. Так и получилось в России. Сама община превратилась в организатора сопротивления и борьбы. «Земля и воля!» — этот лозунг неожиданно стал знаменем русской крестьянской общины. Это оказалось полной неожиданностью и для помещиков, и для царского правительства, и даже для марксистов.

Если так, то данный Лениным в «Развитии капитализма в России» диагноз и главного противоречия, и движущей силы, и альтернативных исходов революции был ошибочным. Он делает в книге важнейший вывод: ....


========
 Конец выписки части 1 главы, всего частей 2
Отклик в


.


Рецензии
Рец 7-1

Слова главы :

"Община действительно была «стеснением». Но в то же время и капиталистическая модернизация, подобная той, что предложил Столыпин, была разрушительной и вела к пауперизации большой части крестьянства. Это была историческая ловушка, осознание которой оказывало на крестьян революционизирующее действие — такое противоречие, принимающее характер порочного круга, чревато катастрофой. Они и приводят к революциям. Так и получилось в России. Сама община превратилась в организатора сопротивления и борьбы. «Земля и воля!» — этот лозунг неожиданно стал знаменем русской крестьянской общины. Это оказалось полной неожиданностью и для помещиков, и для царского правительства, и даже для марксистов."

плохо понимаются  в той части - почему капиталистическая модернизацыя  вызывала пауперизацыю
кстати,
слово пауперизацыя - есть слово преступное по закону о русском языке 2006-го года,  где сказано, что если есть родное слово, то нельзя применять иностранное. Т.е. нужно применить более ясное - "обнищание". А это слово, которое  здесь  касается макро процесса - прямо выводит на такие статьи уголовного кодекса, в которых говорится о геноцыде, грабительстве и т.п. преступлениях.
Т,е. Нужно почётче говорить :

И Столыпин, и царь  и министры - члены организованной преступной группировки, работающей на центр, находящийся за рубежом. (Царь и свои деньги туда вкладывал, и деньги  его детей) В действиях этой ОПГ статистически наблюдается смерть очень массовых чисел крестьянских (хрестьянских) семей.

Итак, почему "модернизацыя" - и вдруг обнищание ?

Этому  есть сразу несколько факторов :

1. Лишение крестьянина собственности на землю уже давно  наработанную, удобренную - теперь собственность общины на землю ликвидируется, раздаются "паи"  (- как и после колхозов -) которые неминуемо скупаются лишь немногими, или банками - это было уже давно и великолепно веками отработано "англосаксами", а честнее - единоплеменниками ротшыльдов.
[ о, как надоело, что почти на каждом моменте, чтобы быть честнее, нужно делать уточнения, отделяя своё от бытущего :
Дело не в единоплеменниках ротшыльда - нет у нас здесь евреев. А есть ашкенази - принявшые веру. Это ну никак не евреи. Не кровные. А именно идеологические. Ну вот возьми маленького якутёнка. И воспитывай его в атмосфере - что вокруг - чужые, а ты призван ими управлять. И этот якутёнок вырастет и станет точно таким же как чубайсята и прочие ельцынята - которые только самонызваются евреями - ну а как ещё им самоназываться ?
Не называться же массонами, или паразитами ?
К евреям же как к народу - никакого отношения они не имеют.... но любовь .... ♥]
2.
ликвидирование крестьянства и перевод его в статус фермера  нуждается в устойчивом  спросе от горожанина. А горожан в России - удельно очень мало (было).
3.
Удельная себестоимость  отдалённого хутора фермера - много выше стоимости  двора  внутри деревни :
Это все дороги - сам. Это транспорт в магазин, в церковь,  и в школу - сам и т.д. Откуда деньги ?  (Когда регулярно  раз в двадцать лет - статистически - как обязательно) и еды-то не хватало, мёрли от голода ?

4. Рассмотрим столыпинские выселения
(причём жёстские - с виселицами для несогласных)
в сторону сибири :
Кому продавать продукт, даже если и разбогатеешь, а не только сможешь ладно обустроиться ? 
Дерсу Узалу звать из тайги ?
Или - За тысячи километров везти в города ?
А почему тогда прямо не  в Штаты ? - быстрее же  морем. Крестьянин купит себе корабль, будет радостно торговать ... как хорошо !

Т.е.  дополнительная уточняющая книга Кара-Мурзы
"СТОЛЫПИН - отец русской революции" вам сигналит : жду.

.

Георгий Сотула   01.09.2023 19:04     Заявить о нарушении