Рассказ заблудившегося охотника

Александр Михайлович не был заядлым охотником. Обычно он выбирался из города в деревню к родителям в сезон, когда была разрешена охота на пернатую дичь. Ему было уже за пятьдесят, когда в тот год он опять приехал на майские праздники, чтобы поохотиться на глухаря за компанию с деревенскими мужиками.

Вечером Александр и еще двое опытных охотников из местных собрались в доме его родителей. Пожилой отец Александра, Михаил Егорович,  давал наставление сыну перед охотой: «Лес сильно изменился, слишком далеко не уходи от знакомого маршрута. На недавних вырубках молодняк поднялся быстро. Поэтому, запросто можно заблудиться. За какие-то два-три года место становиться неузнаваемым. С закрытием леспромхоза движение машин по лесным дорогам прекратилось, просеки моментально зарастают лесом. Я здесь всю жизнь прожил, и то бывает, что плутаю в лесу!»

На охоту выехали перед самым рассветом. Глухариный ток находился в километрах десяти от деревни. Приехав на место, охотники разделились: Александр пошел в одном направлении, а деревенские мужики  в другом. Через некоторое время в лесу со всех сторон послышались глухие выстрелы.

Рассвело. Солнце выглянуло из-за могучих сосен. На этом охота на глухаря закончилась. Двое местных охотников вернулись к машине, Александра еще не было. Мужики расположились в автомобиле и стали его ждать. Прошло более часа, Александр что-то задерживался. Охотники стали кричать и подавать сигнал из машины, потом сделали несколько предупредительных выстрелов. Грохот стрельбы растворился в глубине леса. Почуяв что-то неладное, деревенские охотники  двинулись ту в сторону, куда направился Александр. Через два часа поисков, измотавшись окончательно, они вернулись к машине. Солнце поднялось уже высоко, мужики  решили ехать в деревню за помощью.

Охотники прошлись по деревне, собрали знакомых мужчин и на двух машинах поехали искать потерявшегося Александра. Его поиски в течение еще нескольких часов не дали результатов, и они вернулись домой. Теперь осталось уповать на то, что  Александр сам объявится где-нибудь. Слух  о потере охотника в лесу моментально разлетелся по деревне!

Вернемся к Александру. Он от машины направился в свое излюбленное место токовища, о котором знал только он. Довольно быстро он обнаружил крупную птицу, сидевшую у самой макушки высокой сосны. Короткими перебежками, приблизившись к глухарю, Александр произвел пару выстрелов.  Через несколько секунд он понял, что не попал. Глухарь от грохота стрельбы улетел, скрывшись в густых ветках деревьев. Дальнейшее хождение по лесу ни к чему не привели. Солнце уже поднялось над лесом, надо было возвращаться.

Александр двинулся в ту сторону, откуда предположительно пришел. Пройдя несколько сотен метров, он должен был выйти к машине или на лесную дорогу, а их все не было. Вдали услышал звуки стрельбы. В ответ тоже выстрелил два раза. Александр пошел по направлению, откуда доносился шум. И чем дальше он шел, тем больше стал понимать, что потерял обратную дорогу. Заблудиться он не мог, ведь с детства знал здесь каждую тропинку, размышлял Александр.  Надо было просто найти какой-нибудь ориентир. И он шел, не останавливаясь.

После долгого и безрезультатного хождения по лесу Александр неохотно признался себе, что заблудился. Часов у него с собой не было, он их оставил в машине. Сколько времени прошло с того момента, когда ушел от машины, он не знал. Александр понимал, что его будут искать. Поэтому не стоило уходить с того места, где изначально он потерял ориентир. А лучше развести костер, по дыму легче найти заблудившегося человека.  Но он был уверен в себе и шел, надеясь найти дорогу.

В скором времени Александр остановился, чтобы перевести дыхание и определиться, куда ему двигаться дальше.  Главное не паниковать, успокаивал себя Александр.  Любой, заблудившийся в лесу, знает, что надо искать какую-нибудь дорогу или хотя бы ручей, они всегда приведут к людям. Еще можно попробовать сориентироваться по природному компасу. Вот, например, муравейник, он располагается с южной стороны  дерева. А мох на стволах деревьев находится с северной стороны. Ну и что толку, подумал Александр, если не знаешь в какую сторону пошел с самого начала от машины? Обдумывая дальнейшие действия, он все-таки приблизительно прикинул направление своего последующего движения.

И чем дальше он шел, тем лес становился гуще. Местами приходилось срубать ветки деревьев охотничьим ножом, который предусмотрительно взял с собой.  Солнце светило то слева, то справа, то сзади. Александр понимал, что идет, не совсем прямо, как хотелось бы. В густом лесу передвигаться в определенном направлении всегда  сложно, не видно впереди ориентира.  Он понимал, не смотря не на что, надо идти дальше, иначе не выберешься из леса!

Очень хотелось пить.  Александр нашел лужу с водой и ополоснул горло. Вода отдавала болотом. Увидев на срезе ветки большой березы капельку воды, Александр вспомнил про березовый сок. Он тут же аккуратно прорезал ножом кору березы и присосался к медленно сочившемуся сладковатому на вкус соку. Сезон заканчивался, поэтому сока  было мало.

Весной в лесу подкрепиться особо нечем. Чтобы хоть немного утолить голод, Александр стал жевать сосновую хвою. Она была горькая, но желание есть притупляла.

В лесу можно было подстрелить рябчика и запечь его на костре. Хорошо, что он курил, и зажигалка была при нем. Но он торопился, думал затемно выйти к дороге. Александр решил поберечь патроны, мало ли какого зверя можно было встретить в лесу. На звериных тропах ему уже попадались следы помета медведя и диких кабанов. Убить крупного зверя ружьем  для охоты на пернатую дичь, снаряженную дробью, не получится, но припугнуть можно, размышлял Александр. К сожалению, пулевые патроны он взять с собой не догадался. 

Из-за частого курения закончились сигареты. Александр пожалел, что не взял вторую пачку, которая осталась в машине. Голод еще можно было как-то перетерпеть, но отсутствие «курева» давалось ему  тяжело.  Когда стало совсем невмоготу, Александр свернул трубочкой прошлогоднюю листву и закурил. Противный едкий дым раздирал горло. Такая «сигара» на некоторое время отбивала тягу к курению.

Александр больше стал уставать и чаще отдыхать. Возраст давал себе знать. К вечеру он вышел к оврагу, заросшему кустарником. Здесь он нашел немного прошлогоднего шиповника и рябину. Эти лесные ягоды стали для него настоящим спасением. Спустившись вниз оврага, он  обнаружил, что по его дну течет небольшой ручеек. Попробовав воду на вкус, понял, что она пригодна для питья. Напившись и умывшись, Александр решил здесь переночевать. 

Ночью ходить в лесу одному опасно. На нем была теплая одежда, но все равно он чувствовал вечернюю прохладу.  Чтобы не замерзнуть, Александр собрал сухостоя и сделал небольшой костер, бросив туда пару толстых веток. Земля за день еще не прогрелась. Рядом с костром Александр соорудил небольшой, наскоро сделанный из палок и веток навес. Нарезав ножом пихтового лапника, он расстелил его толстым слоем внутри и сверху навеса.  Александр с удовольствием расположился на этом ложе. Совсем рядом были слышны устрашающие крики птиц и диких животных. От страха Александр еще крепче сжал свое ружье. Еще бы фонарик, для полного счастья, помечтал он.

«Только не спать, надо поддерживать огонь», — про себя шептал  Александр. Сильная усталость на голодный желудок быстро сморили его, и он погрузился в глубокий сон. Ему снилось, как давно, еще  в детстве, они с отцом во время покоса ночевали в лесу в шалаше. Ночью, выйдя из шалаша, он из-за дерева увидел медведя, по крайней мере, ему так показалось.  Медведь прошел в нескольких метрах от него, не замечая за деревом.

Александр проснулся ни то от страшного сна, ни то от холода.  Костер давно погас. Уже светало, пора было собираться в дорогу. Умывшись в ручье и залив остатки костра, он двинулся вдоль оврага дальше. На ходу «позавтракав» остатками рябины, которые нашел в кармане куртки, Александр закурил «сигару». К «сигарам» из прошлогодних листьев он уже начал привыкать. Газ в зажигалке постепенно заканчивался, этого он боялся больше всего.  Сколько он еще будет блуждать в лесу, одному богу известно. Ночью в лесу без огня никак нельзя. Зажигалка  ненадежное устройство, может в самый нужный момент отказать. Поэтому надо всегда брать с собой на охоту коробок охотничьих спичек, а лучше два, думал про себя Александр.

Через некоторое время овраг вывел его в глубокую  балку с каменистой речкой. По ней между небольшими камнями медленно текла вода. Спускаясь вниз по речке, Александр понял, что ее каменистое дно  когда-то служило дорогой для лесовозов. Правда машины по ней ездили давно, местами путь преграждали сгнившие бревна и упавшие деревья.
 
Солнце выглянуло из-за деревьев. Александр вышел на небольшую поляну, располагавшуюся в широком логу. По куче ржавого металлолома, обрывкам тросов и останкам деревянных строений он понял, что это бывший, давно заброшенный участок лесопункта. Неожиданная радость нахлынула на него, наконец-то он выбрался  на дорогу! Александр стал припоминать, что когда-то пацаном вместе с отцом приезжал сюда, но все так сильно изменилось, что даже засомневался, про это ли место он думает.   Он боялся ошибиться. Если идти по каменистой речке-дороге, то она должна привести его в деревню, а это, насколько он помнил по рассказам, около двенадцати километров.

Пройдя тяжелый путь в лесу, Александр сильно устал и решил здесь немного передохнуть.  Он сутки практически ничего не ел, кроме небольшой горсти шиповника и рябины. Он прилег на прогретую траву, и тут же уснул.

Александр не знал, сколько времени проспал, солнце было уже высоко. Надо было идти, чтобы затемно добраться до деревни. Шагать по камням было тяжело, можно было упасть. Он нашел палку, чтобы держаться за нее. Последние километры были самыми трудными в пути. Он медленно и с непонятным упорством шел в деревню, часто отдыхая и просто падая от усталости. Солнце подгоняло его, медленно двигаясь  за ним.

Александру казалось, что шел он очень долго. Внизу в логу показались крыши домов деревни. Сердце застучало часто, на глазах выступили слезы. Наконец дошел, с облегчением вздохнул он. Встретившиеся на пути жители деревни, озирались на него, что-то спрашивали. Александр шел, шатаясь, никого не замечая вокруг. А вот и дом. Вышли мать с отцом, обнимают его. Сын вернулся, живой!

Александр больше суток бродил в лесу в поисках дороги. На него жалко было смотреть. Изможденный, осунувшийся, грязный он предстал перед домочадцами. Казалось, что даже разговаривать у него не было сил. На расспросы родителей он не отвечал, говорил, что потом все расскажет. Помывшись и слегка перекусив, он быстро уснул. Проснулся он только на следующее утро.

В тот же день собрались у родителей дома мужики из деревни, и за столом Александр подробно рассказал  о своих приключениях в лесу. Отец постоянно прерывал сына и приговаривал: «Я же тебя предупреждал! Не послушал отца! Вот что из этого вышло!» Судя по рассказу, охотники определили примерный маршрут Александра. Получается, в лесу он прошел более пятидесяти километров…

После этого случая прошло много лет. Александр все реже приезжал в деревню поохотиться на рябчика и глухаря. Останавливался он у родственников, родителей давно уже не было, дома тоже. И каждый раз, заходя в лес, он вспоминал слова отца: «С лесом шутить нельзя! Он не прощает небрежного  отношения к себе!»
К сожалению, значимость этих слов отца до Александра  дошли через собственное испытание!


Рецензии
Собственные испытания помогают человеку осмыслить всю ситуацию происходящего. Так произошло и с героем этого произведения. Очень интересно все подмеченно и описано. Было реально небезопасно быть в одиночку в лесу, но хорошо, что Александр смог собраться и проанализировать свои действия и найти путь домой, вспоминая детские свои с отцом походы в лес. Хорошо, что все благополучно завершилось.

Фарит, Вам очень удалось заингриговать и читая напианное последовать за героем, чтобы убедиться, что он найдет как добраться к родительскому дому. Поучительно очень получилось. Браво

Алефтина Копылова   09.09.2023 10:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Алефтина, за комментарий!

Фарит Басыров   15.09.2023 14:37   Заявить о нарушении